Нормативно-правовой аспект




Программа дополнительного образования детей — основной документ педагога

Программа ДОД - нормативно-правовой документ, отражающий нормы дополнительного образования детей, содержит педагогическую концепцию, цели и задачи учебно-воспитательной деятельности, предполагаемые результаты, а также технологии их достижения.

Образовательная программа дополнительного образования детей является основным документом детского творческого объединения, так как именно в ней:

— определяется своеобразная «стратегия» образовательного про­цесса не весь период обучения;

— отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содер­жательные и методические подходы к образовательной деятельно­сти и её результативности;

— организационные нормативы работы детского объединения.

Существует множество вариантов определения понятия «образова­тельная программа», вот три из них:

— документ, раскрывающий структуру организации, последова­тельность осуществления, информационное, технологическое и ре­сурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования;

— это документ, определяющий концептуальные основы, направ­ления и содержание деятельности детского объединения, органи­зационные и методические особенности учебно-воспитательного процесса, а также его условия и результаты;

— документ, отражающий педагогическую концепцию в соот­ветствии с заявленными целями деятельности, условия, методы и технологию их достижения и предполагаемый конечный результат.

Образовательная программа является локальным нормативным документом, поэтому она должна пройти проверку и утверждение в определённом порядке:

1. Обсуждение программы на методическом совете образова­тельного учреждения (при условии существования методического совета в данном учреждении) — анализ качества документа, его соответствия уставу образовательного учреждения, действующим нормативно-правовым документам и требованиям к содержанию до­полнительного образования детей. По итогам обсуждения на обра­зовательную программу составляется рецензия «внутренней» экс­пертизы.

2. «Внешняя» экспертиза программы специалистами в данной области деятельности (имеются в виду специалисты профильного учреждения дополнительного образования) предполагает оценку её содержания в аспекте профиля обучения и используемых пе­дагогом методик. По результатам данной экспертизы составляется «внешняя» рецензия, подтверждающая соответствие содержания и методики профильной подготовки детей современным требованиям в данной области деятельности.

3. Обсуждение образовательной программы на заседании педаго­гического совета образовательного учреждения — органа, полномоч­ного утверждать нормативные документы, регламентирующие содер­жание работы учреждения и детского объединения дополнительного образования. Решение об утверждении образовательной программы обязательно заносится в протокол педагогического совета.

4. Утверждение образовательной программы приказом директора образовательного учреждения на основании решения педагогиче­ского совета.

Только после утверждения программы приказом директора она может считаться полноценным нормативно-правовым документом детского объединения дополнительного образования.

Приложение к письму

Департамента молодёжной политики,

воспитания и социальной защиты детей

Минобрнауки России

От 11.12.2006 № 06-1844

Примерные требованияк программам дополнительного образования детей

Нормативно-правовой аспект

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее — Закон) образовательная программа опреде­ляет содержание образования определенного уровня и направлен­ности. В системе общего образования реализуются основные и до­полнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся обра­зовательные программы различной направленности, реализуемые:

— в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами опре­деляющих их статус основных образовательных программ;

— в образовательных учреждениях дополнительного образова­ния детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 223), и в иных учреждениях, имеющих соответ­ствующие лицензии (ст. 26, п. 2).

Содержание дополнительных образовательных программ

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образо­вания в конкретном образовательном учреждении определяется об­разовательной программой (образовательными программами), раз­рабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Содержание образования является одним из факторов экономи­ческого и социального прогресса общества и должно быть ориенти­ровано:

— на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

— формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обу­чения) картины мира;

— интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

— формирование человека и гражданина, интегрированного в со­временное ему общество и нацеленного на совершенствование это­го общества;

— воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образова­тельных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих учеников несет об­разовательное учреждение в установленном законодательством Рос­сийской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, раз­вития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образова­тельных программ:

должно соответствовать:

— достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

— соответствующему уровню образования (дошкольному, на­чальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

— направленностям дополнительных образовательных про­грамм (научно-технической, спортивно-технической, художествен­ной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной);

— современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преем­ственности, результативности); формах и методах обучения (актив­ных методах дистанционного обучения, дифференцированного об­учения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процес­сом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении);

должно быть направлено:

— на создание условий для развития личности ребенка;

— развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

— обеспечение эмоционального благополучие ребенка;

— приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

— профилактику асоциального поведения;

— создание условий для социального, культурного и профес­сионального самоопределения, творческой самореализации лич­ности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;

— целостность процесса психического и физического, умствен­ного и духовного развития личности ребенка;

— укрепление психического и физического здоровья детей;

— взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: