Понятие и состав расходов на освоение природных ресурсов




Введение

 

В Российской Федерации, богатой своими природными ресурсами, немало организаций занимается их освоением. Для учета расходов по освоению природных ресурсов Налоговый кодекс предусматривает особый порядок.

Особый порядок налогового учета расходов на освоение природных ресурсов установлен в ст. ст. 261 и 325 Налогового кодекса Российской Федерации. Прежде чем рассмотреть эти особенности, необходимо разобраться с самим понятием «природные ресурсы». Однако содержание этого понятия Налоговый кодекс не раскрывает.

В этом случае следует воспользоваться ст. 11 Кодекса. В ней сказано, что «понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом».

Согласно ст. 1 Закона об охране окружающей среды использование природных ресурсов – это их эксплуатация, вовлечение в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности. Под природными ресурсами подразумеваются компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность. При этом:

– компоненты природной среды – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

– природный объект – естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

– природно-антропогенный объект – природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

В данной работе рассмотрены наиболее часто встречающиеся виды расходов на освоение природных ресурсов, которые помогут налогоплательщику разобраться в учете таких расходов для целей исчисления налога на прибыль.

природный налоговый геологический расход

 


Понятие и состав расходов на освоение природных ресурсов

 

Расходы на освоение природных ресурсов относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (ст. 253 НК РФ).

Общее определение таких расходов как расходов на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера дано в п. 1 ст. 261 НК РФ. Кроме того, в данном пункте приведен примерный (незакрытый) перечень расходов на освоение природных ресурсов. Перечень этот изобилует терминами из других нормативных актов и поэтому нуждается в некоторых пояснениях и комментариях.

К расходам на освоение природных ресурсов относятся (п. 1 ст. 261 НК РФ):

1) расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на участке недр согласно полученным в установленном порядке лицензиям или иным разрешениям уполномоченных органов.

Как следует из приведенной нормы, одним из условий включения данных затрат в состав расходов является наличие лицензии (либо разрешения).

Поиск и оценка месторождений, разведка и геологические изыскания – это различные виды недропользования (ст. 6 Закона РФ от 21.02.1992 №2395–1 «О недрах»). Согласно ст. 11 данного Закона лицензия оформляется при любом предоставлении недр в пользование, в том числе и при предоставлении участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции.

Под недрами подразумевается часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Лицензия оформляется на определенный участок недр и может удостоверять право проведения работ по:

– геологическому изучению недр;

– разработке месторождений полезных ископаемых;

– использованию отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

– использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

– образованию особо охраняемых геологических объектов;

– сбору минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.

Выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами осуществляет Федеральное агентство по недропользованию (см. п. 5.3.8 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 №293).

При этом получение лицензии не требуется на право ведения следующих работ (такие работы производятся на основании разрешения):

– региональных геолого-геофизических работ;

– геологической съемки;

– инженерно-геологических изысканий;

– научно-исследовательских, палеонтологических и других работ, направленных на общее изучение недр;

– геологических работ по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности;

– по созданию и ведению мониторинга природной среды;

– по контролю за режимом подземных вод;

– иных работ, проводимых без существенного нарушения целостности недр;

2) расходы на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе в государственных органах.

Статья 27 Закона «О недрах» определяет геологическую информацию как информацию:

– о геологическом строении недр;

– о находящихся в недрах полезных ископаемых;

– об условиях разработки полезных ископаемых;

– о иных качествах и особенностях недр, содержащуюся в геологических отчетах, картах и иных материалах.

Геологическая информация может находиться:

– в государственной собственности;

– в собственности пользователя недр.

Если пользователь получил геологическую и иную информацию о недрах за счет государственных средств, то такая информация признается государственной собственностью. В этом случае пользователь недр обязан представить эту информацию по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию.

Федеральный орган управления государственным фондом недр отвечает за создание и ведение единой системы федерального и территориальных ФГИ, определяет порядок и условия использования такой информации, в том числе размеры и порядок взимания платы за ее получение.

Распоряжение информацией, содержащейся в территориальных ФГИ, осуществляют соответствующие органы государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования.

Если же пользователь получил геологическую и иную информацию о недрах за счет собственных средств, то она признается собственностью пользователя недр. Она также должна быть представлена пользователем в федеральный и соответствующий территориальный ФГИ, но с определением условий ее использования, в том числе в коммерческих целях.

Таким образом, затраты на приобретение вышеописанной информации налогоплательщик теоретически вправе включить в состав расходов на основании п. 1 ст. 262 НК РФ. В каком случае такая информация будет являться «необходимой» для налогоплательщика, видимо, должен определить он сам в соответствии с поставленными им задачами и действующими нормами о недропользовании.

Отметим, что в п. 6 ст. 261 НК РФ прямо установлено, что расходы на приобретение геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе у государственных органов, принимаются для целей налогообложения в сумме фактических затрат.

Закон «О недрах» предусматривает также проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых разведанных месторождений, а также геологической информации об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых.

Государственная экспертиза осуществляется за счет пользователей недр, поэтому, плату за проведение такой экспертизы налогоплательщик также вправе учесть в составе расходов на освоение природных ресурсов.

Так, только после экспертизы разрешается предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых. Проведение экспертизы геологической информации необходимо для целей предоставления участков недр в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых;

3) расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ в соответствии с установленными требованиями к безопасности, охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды, в том числе на устройство временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов, подготовку площадок для строительства соответствующих сооружений, хранения плодородного слоя почвы, предназначенного для последующей рекультивации земель, хранения добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов.

Основные требования по охране окружающей среды при ведении различных видов хозяйственной деятельности установлены гл. VII Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Требования по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, также названы в ст. 24 Закона «О недрах» и в других нормативных актах. По данному основанию следует учитывать не расходы по обеспечению безопасности и охраны окружающей среды вообще, а только те из них, которые приходятся на период проведения подготовительных работ;

4) расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природных ресурсов землепользователями в процессе строительства и эксплуатации объектов.

С 1 января 2006 г. этот вид расходов на освоение природных ресурсов дополнен расходами на переселение и выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений.

Состав расходов на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам, также определяется в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которые обязан выполнять землепользователь;

5) расходы на возмещение потерь сельскохозяйственного производства при изъятии земель для нужд, не связанных с сельскохозяйственным производством, при уничтожении, порче оленьих пастбищ.

Речь идет о случаях изъятия земель сельскохозяйственного назначения. Такие земли, как следует из ст. 8 Земельного кодекса РФ, могут находиться как в государственной и муниципальной, так и в частной собственности.

Возмещение потерь сельскохозяйственного производства и потерь лесного хозяйства производится в соответствии со ст. 58 ЗК РФ. Такие потери подлежат возмещению лицами, на основании ходатайства которых было принято решение о переводе земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию.

При расчете потерь сельскохозяйственного производства используются нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий, а также в зависимости от качества сельскохозяйственных угодий иные установленные Правительством Российской Федерации методики.

6) расходы на выплату компенсаций, предусмотренные договорами (соглашениями) с органами местного самоуправления и (или) родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов, заключенными такими землепользователями.

Понятие родовой (семейной) общины коренных малочисленных народов приведено в Федеральном законе от 20.07.2000 №104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Согласно ст. 1 названного Закона семейные (родовые) общины малочисленных народов – это формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами.

Как мы уже говорили выше, перечень расходов, приведенный в ст. 261 НК РФ, является открытым. Поэтому налогоплательщик вправе учитывать по этому основанию и иные свои фактические расходы, связанные с освоением природных ресурсов. Важно понимать, что это должны быть расходы, относящиеся именно к периоду освоения, подготовительному этапу работ, в котором налогоплательщик еще не получает никаких доходов от деятельности, связанной с использованием природных ресурсов.

Если налогоплательщик осуществляет действия по освоению природных ресурсов самостоятельно, то в число своих расходов, принимаемых по основанию ст. 261 НК РФ, ему следует также включить и непосредственно связанные с освоением природных ресурсов материальные расходы, затраты на оплату труда работников (включая ЕСН и взносы в Пенсионный фонд РФ), амортизацию объектов основных средств и нематериальных активов.

Положениями Налогового кодекса не установлено, что расходы на освоение природных ресурсов могут быть приняты налогоплательщиком только в том случае, если он осваивал природные ресурсы самостоятельно. Поэтому в составе расходов можно учесть и затраты на оплату договоров с третьими лицами, которые выполняли для налогоплательщика работы (или часть работ) по освоению природных ресурсов.

Данную точку зрения подтверждает п. 6 ст. 261 НК РФ, которым установлено, что расходы на приобретение работ (услуг), а также расходы на самостоятельное проведение работ по освоению природных ресурсов принимаются для целей налогообложения в сумме фактических затрат.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: