Порядок налогового учета расходов на освоение природных ресурсов




 

Прежде всего необходимо отметить, что расходы на освоение природных ресурсов не уменьшают прибыль для целей налогообложения, если они осуществлены налогоплательщиком за счет средств бюджета и (или) средств государственных внебюджетных фондов.

При ведении налогового учета расходов на освоение природных ресурсов необходимо руководствоваться следующими правилами.

1. Учет расходов на освоение природных ресурсов необходимо вести отдельно по каждому участку недр, если таких участков несколько (п. 2 ст. 261, п. 2 ст. 325 НК РФ). Порядок определения доли расходов, приходящейся на каждый участок, необходимо зафиксировать в учетной политике организации.

При этом по каждому участку следует наладить аналитический учет расходов по следующим основаниям (п. 2 ст. 325 НК РФ):

а) общие расходы по участку в целом, в том числе:

– расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания;

– расходы на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе государственных органов;

б) расходы, относящиеся к отдельным частям территории участка, в том числе:

– расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ в соответствии с установленными требованиями к безопасности, охране земель, недр и других природных ресурсов;

– прочие расходы, связанные с освоением части территории участка.

Требование «привязать» расходы к отдельным частям территории участка, связано с тем, что зачастую участки недр разрабатываются постепенно. То есть территория участка делится на несколько частей – вначале ведутся работы на одной части участка, потом на следующей и т.д. Если же такое разделение не проводится, то, на наш взгляд, расходы по п. 1 и расходы по п. 2 нужно будет объединить в одну группу;

в) расходы, относящиеся к конкретному объекту амортизируемого имущества, создаваемому в процессе освоения участка.

К таким расходам относятся затраты, непосредственно связанные со строительством сооружений, которые в дальнейшем на основании решения налогоплательщика могут быть признаны постоянно эксплуатируемыми объектами основных средств (п. 2 ст. 325 НК РФ).

Расходы, которые сгруппированы в аналитическом учете как расходы, относящиеся к конкретному объекту амортизируемого имущества, не учитываются для целей налогообложения как расходы на освоение природных ресурсов. Когда создание объекта будет завершено, такие расходы нужно будет включить в его первоначальную стоимость и списывать путем начисления амортизации в общеустановленном порядке.

2. Расходы на освоение природных ресурсов списываются поэтапно. По общему правилу п. 2 ст. 261 НК РФ такие расходы признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены работы (этапы работ).

Если работы ведутся неравномерно на разных частях территории участка, то окончание работ (этапов работ) нужно определять применительно к каждому отдельному участку. В этой связи общие расходы, которые относятся ко всему участку в целом, для целей списания необходимо распределить по частям участка. Как же определить долю (D) таких расходов?

В п. 2 ст. 325 НК РФ предложена следующая формула:

 

Сумма расходов, относящихся к отдельным частям участка

D = ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Общая сумма расходов, осуществленных по освоению участка

 

Из положений НК РФ не совсем ясно, что подразумевается под формулировкой «общая сумма расходов, осуществленных по освоению участка». С одной стороны, можно предположить, что сюда входят все вышеназванные группировки:

– общие расходы;

– расходы по отдельным частям;

– расходы по конкретным объектам.

С другой стороны, расходы по конкретным объектам в дальнейшем могут не учитываться как расходы на освоение природных ресурсов (если такие объекты будут по решению налогоплательщика признаны основными средствами). В этой связи ряд специалистов считают, что в знаменателе этой формулы должны быть только общие расходы и расходы по отдельным частям.

В любом случае порядок определения доли общих расходов, подлежащих учету при завершении этапа работ, налогоплательщику следует зафиксировать в своей учетной политике. Кроме того, необходимо контролировать списанные суммы общих расходов (чтобы в итоге они не были больше фактических).

В Налоговом кодексе не определено, в какой момент нужно произвести расчет доли. Как нам представляется исходя из установленного порядка списания расходов на освоение природных ресурсов, это следует делать каждый раз на момент завершения очередного этапа работ по части разрабатываемого участка (т.е. тогда, когда налогоплательщик собирается списать часть расходов).

3. Отдельные виды расходов на освоение природных ресурсов учитываются по-разному

Таким образом, по завершении очередного этапа работ на отдельной части территории участка налогоплательщик вправе будет начать учитывать долю общих расходов, приходящихся на данную часть участка, в размере 1/12 ежемесячно и расходы по выполнению этого этапа работ, относящиеся к этой части участка, в размере 1/60 ежемесячно.

Пример 1. На момент завершения этапа работ на 1-й части участка в аналитическом учете налогоплательщика фактические расходы сгруппированы следующим образом:

1) общие расходы – 100000 руб.;

2) расходы по данной части участка – 20000 руб.

Итого: 120000 руб.

Определим долю общих расходов, которые налогоплательщик может учесть при налогообложении в связи с завершением данного этапа работ:

20000 руб./120000 руб. = 0,17.

100000 руб.*0,17 = 17000 руб.

Следовательно, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем завершения этапа работ на 1-м участке, налогоплательщик вправе начать списывать расходы в сумме 37000 руб. (20000 + 17000).

Из них 20000 руб. будут списываться в размере 333,34 руб. (1/60) ежемесячно, а 17000 руб. – в размере 1416, 67 руб. (1/12) ежемесячно.

Геолого-поисковые и геологоразведочные работы. Налоговый учет таких расходов должен вестись по каждому договору и каждому объекту, связанному с освоением природных ресурсов. Причем аналитические регистры должны содержать информацию об окончании работ в разрезе каждого договора, связанного с указанными работами по каждому конкретному участку недр (п. 3 ст. 325 НК РФ).

При проведении геолого-поисковых и геологоразведочных работ по разведке полезных ископаемых сумма принимаемых расходов определяется на основании:

– актов выполненных работ по договорам с подрядчиками;

– фактически осуществленных налогоплательщиком затрат (относимых к расходам на освоение природных ресурсов).

Расходы по договорам с подрядчиками налогоплательщик учитывает по окончании работ по договору с 1-го числа месяца, в котором подписан последний акт выполненных работ по данному договору.

При выполнении работ собственными силами расходы признаются по выбору налогоплательщика либо с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы, либо с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершен определенный этап работ.

Налогоплательщик должен отразить в учетной политике то, с какого момента указанные выше расходы будут включаться в состав прочих расходов: либо с момента полного завершения работ, либо с момента завершения этапа работ. При этом под этапом работ следует понимать отдельную стадию производственного процесса, ознаменованную какими-либо качественными изменениями.

В случае поэтапного признания расходов на освоение природных ресурсов (при осуществлении таких работ налогоплательщиком самостоятельно) налогоплательщику целесообразно отразить в учетной политике то, какие промежутки работ по освоению природных ресурсов являются в его налоговом учете этапами.

Пунктом 3 ст. 325 НК РФ предусмотрен особый порядок учета расходов на освоение природных ресурсов в случае осуществления работ подрядными организациями.

Согласно этому пункту по окончании работ по договору с подрядчиком осуществленные расходы равными долями включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, в котором подписан последний акт выполненных работ по данному договору, в сроки, предусмотренные ст. 261 НК РФ.

Таким образом, гл. 25 НК РФ не предусмотрено поэтапное списание расходов на освоение природных ресурсов в случае осуществления таких работ по договору с подрядчиком.

В отличие от общего правила, в состав расходов включаются единовременно в полной сумме в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они фактически произведены, следующие затраты:

– текущие расходы на содержание объектов, связанных с освоением природных ресурсов (в том числе расходы на оплату труда, расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией временных сооружений, и иные подобные расходы);

– расходы на доразведку месторождения или его участков, находящихся в пределах горного или земельного отвода организации (в том числе расходы, связанные с осуществлением работ по доразведке по введенным в эксплуатацию и промышленно освоенным месторождениям).

Пример 2. ЗАО «Заполярье» осваивает северную и южную части участка, на котором имеется месторождение полезных ископаемых. За 9 месяцев 2006 г. общество осуществило расходы:

– на поиски и оценку месторождения – 500000 руб.;

– на аудит запасов – 300000 руб.;

– на приобретение необходимой геологической информации – 200000 руб.;

– на подготовку территорий северной и южной частей участка – соответственно 1400000 и 2000000 руб.

Таким образом, ЗАО «Заполярье» произвело:

– общие расходы по осваиваемому участку (месторождению) в целом – 1000000 руб. (500000 руб. + 300000 руб. + 200000 руб.);

– суммарные расходы по отдельным частям участка – 3400000 руб. (1400000 руб. + 2000000 руб.).

Общие расходы по участку будут распределены между его частями так:

– на северную часть – 411765 руб. (1000000 руб.* (1400000 руб./3400000 руб.));

– на южную часть – 588235 руб. (1000000 руб.*(2000000 руб./3400000 руб.)).

Суммы этих расходов ЗАО «Заполярье» должно отразить в аналитических регистрах налогового учета.

Безрезультатные работы. Вышеприведенный порядок учета относится к расходам по всем геолого-поисковым и геологоразведочным работам, в том числе осуществленным расходам по работам, признаваемым безрезультатными, бесперспективными либо продолжение которых признано нецелесообразным. В перечисленных случаях суммы расходов, осуществленных налогоплательщиком по освоению данного участка, включаются в состав прочих расходов в следующем порядке.

Геолого-поисковые, геолого-разведочные и иные работы признаются безрезультатными для целей налогообложения прибыли, если по их результатам налогоплательщик принял решение о прекращении дальнейших работ, обусловленное:

– бесперспективностью выявления запасов полезных ископаемых;

– невозможностью или нецелесообразностью строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Такое решение должно быть принято налогоплательщиком применительно к соответствующей части участка недр, разрабатываемого на основании лицензии (п. 3 ст. 261 НК РФ).

Кроме того, налогоплательщик обязан направить уведомление в Федеральное агентство по недропользованию (его территориальное подразделение) о прекращении дальнейших геолого-поисковых, геологоразведочных и иных работ на этом участке в связи с их бесперспективностью.

С 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было направлено названное уведомление, налогоплательщик вправе начать признавать произведенные им расходы для целей налогообложения в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 261 НК РФ, т.е. равномерно в течение 12 месяцев.

Налогоплательщик должен вести раздельный учет расходов по каждому договору и каждому объекту, связанному с освоением природных ресурсов. В противном случае он не сможет списать расходы по работам, признанным безрезультатными.

Расходы на безрезультатные работы не включаются в состав расходов для целей налогообложения, если в течение пяти лет до момента предоставления налогоплательщику прав на геологическое изучение недр, разведку и добычу полезных ископаемых или иное пользование участком недр на этом участке уже осуществлялись аналогичные работы.

Данное положение не применяется, если указанные работы проводились на основе принципиально иной технологии и (или) в отношении других полезных ископаемых (п. 5 ст. 262 НК РФ).

Затраты на строительство (бурение) и ликвидацию разведочной скважины. Если разведочная скважина оказалась непродуктивной, то расходы по ней можно признать для целей налогообложения равномерно в течение 12 месяцев с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором эта скважина была ликвидирована в установленном порядке как выполнившая свое назначение.

В числе этих расходов можно признать расходы на:

– строительство (бурение) такой скважины;

– проведение комплекса геологических работ и испытаний с использованием этой скважины;

– последующую ликвидацию скважины.

Такой порядок применяется налогоплательщиком независимо от продолжения или прекращения дальнейших работ на соответствующем участке недр после ликвидации непродуктивной скважины при условии раздельного учета расходов по этой скважине (п. 4 ст. 262 НК РФ).

Решение о признании соответствующей скважины непродуктивной принимается налогоплательщиком один раз и в дальнейшем изменению не подлежит.

При этом налогоплательщик должен уведомить налоговый орган по месту своего учета о решении, принятом в отношении каждой скважины, не позднее предельного срока представления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период (т.е. не позднее 28 дней со дня окончания такого периода (п. 3 ст. 289 НК РФ)), в котором он фактически включил расходы (часть таких расходов) по скважине в состав прочих расходов.

Затраты на строительство объектов. В отношении затрат, непосредственно связанных со строительством объектов (в том числе скважин), налогоплательщик обязан вести аналитический учет отдельно по каждому такому объекту.

Если в дальнейшем такие объекты станут постоянно эксплуатируемыми объектами основных средств, то затраты, связанные с их строительством, сформируют первоначальную стоимость объектов основных средств, которая затем будет списываться в налоговом учете путем начисления амортизации (п. 4 ст. 325 НК РФ).

Решение о дальнейшей судьбе таких объектов принимает сам налогоплательщик (оно должно быть зафиксировано в письменной форме).

Если же объект будет рассматриваться налогоплательщиком как временное сооружение (в том числе временные подъездные пути и дороги; площадки, сооружения для хранения плодородного слоя почвы, добываемых пород, отходов; временные сооружения для проживания участников геолого-разведочных работ и иные подобные объекты), то расходы на его создание можно будет равномерно включать в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором закончены работы по созданию объекта на основании актов выполненных работ (в течение пяти лет, но не более срока эксплуатации).

Затраты на приобретение лицензий. Если налогоплательщик получает лицензию, то ее следует учитывать в целях налогообложения прибыли как объект нематериальных активов и списывать ее стоимость в порядке начисления амортизации. В этом случае расходы, осуществленные в целях приобретения лицензии, будут формировать стоимость нематериальных активов. Амортизация будет начисляться в течение срока действия лицензии.

Поэтому расходы, осуществляемые в целях приобретения лицензии, следует в аналитическом учете показывать отдельно от других расходов по освоению природных ресурсов и, кроме того, отдельно по каждой лицензии (п. 1 ст. 325 НК РФ).

Если по результатам конкурса налогоплательщик не получит лицензию, то эти расходы можно будет начать учитывать с 1-го числа месяца, следующего за месяцем проведения конкурса, равномерно в течение пяти лет.

Если же налогоплательщик, уже осуществив некоторые расходы на участие в конкурсе, откажется от дальнейшего участия в нем либо решит не приобретать лицензию по причине нецелесообразности, то произведенные им расходы также можно будет учитывать с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия налогоплательщиком такого решения, равномерно в течение пяти лет. При этом необходимо будет оформить приказ (распоряжение) руководителя организации, подтверждающий отказ от участия в конкурсе либо от приобретения лицензии.

В аналогичном порядке учитываются расходы, осуществленные в целях приобретения лицензий на право пользования недрами, в случае, если указанные лицензии выдаются налогоплательщику без проведения конкурсов.

Какие же расходы можно рассматривать как расходы, произведенные для получения лицензии? Примерный (незакрытый) перечень таких расходов приведен в ст. 325 НК РФ:

– расходы, связанные с предварительной оценкой месторождения;

– расходы, связанные с проведением аудита запасов месторождения;

– расходы на разработку технико-экономического обоснования (иных аналогичных работ), проекта освоения месторождения;

– расходы на приобретение геологической и иной информации;

– расходы на оплату участия в конкурсе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: