Логопедических занятий для дошкольников




Программа коррекционно-развивающих

«Формирование лексики у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)»

Название информационного блока: психолого-педагогическое сопровождение.

Вид документа: программакоррекционно-развивающих логопедических занятий для дошкольников

Назначение документа: учителя-логопеды и воспитатели дошкольных учреждений.

Область применения: методическая учеба.

Автор разработки: Поддаева Т.В. – учитель-логопед МДОУ д/с № 117 «Электроник».

Название образовательного учреждения: МДОУ д/с № 117 «Электроник»

Почтовый адрес: г. Буй, ул. 1905г., д.4

Словарь пятилетнего ребенка (по данным А.Н.Леонтьева, а также А.Н.Гвоздева) в норме составляет 3-4 тысячи слов, в нем представлены все части речи; ребенок активно использует словообразование и словотворчество, что свидетельствует о наличии у него «чувства языка». Чувство языка позволяет дошкольнику найти самое точное слово, слышать ошибки в речи окружающих, а также исправлять собственные. Иная картина наблюдается у детей с общим недоразвитием речи, словарь беднее, чем у сверстников составляет примерно 2,5 тысячи слов.

В нем отсутствуют или же наличествуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие название предметов, объектов, действий, их признаки, наиболее характерные лексические трудности знания и называния:

- частей предметов и объектов (кабина, сиденье, подъезд, грива и т.п.);

- глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, грызет, жует – все выражается словом «ест»);

- антонимов (гладкий - шершавый, глубокий - мелкий, густой - жидкий и т.п.);

- относительных прилагательных (шерстяной, грушевый, сливовый…).

В словаре детей мало обобщающих понятий, в основном это игрушки, овощи, посуда, одежда, практически отсутствуют синонимы. Дети затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает здесь бедной и стереотипной.

Поэтому формирование лексики – одна из главных задач коррекционной работы с детьми, страдающими общими недоразвитием речи.

Цель:

- подготовить детей с ОНР к обучению в массовой школе;

- через обогащение и расширение словаря подвести к развернутому связному высказыванию.

Задачи:

- обогащение словаря тематическими группами слов;

- закрепление представлений об обобщающих понятиях (овощи, фрукты…);

- развитие представлений о смысловой стороне слова: работа над правильным пониманием значений многозначности слова; раскрытие семантических отношений (ознакомление с синонимами и антонимами разных частей речи существительных, прилагательных, глаголов, наречий);

- формирование отбора слов и точность словоупотребления;

- развивать представление о словообразовании существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, глаголов с приставками.

В своей работе использовала изучение опыта учителей- логопедов как теоретиков так и практиков и применяла разработанные игровые приемы для достижения положительного результата, опираясь на индивидуальные возможности детей, учитывая современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования в онтогенезе; особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учетом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:

- расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, памяти, внимания);

- уточнение значений слов;

- формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);

- организация семантических полей, лексической системы;

- активизация словаря, совершенствование процессов слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

Вся работа по формированию лексики рассчитана на два года обучения, ведется по периодам, каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами, содержанием и объемом усваиваемого материала. Эти этапы в то же время взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание обучения на каждом их предшествующих этапов подготавливает детей к прохождению нового, более сложенного материала.

Формирование лексики у детей осуществляется на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Особое внимание уделяю организации занятий. Дети размещаются так, чтобы им было удобно рассматривать изучаемый предмет, смотреть друг на друга, обеспечивая тем самым полноту восприятия чужой детской и взрослой речи. На протяжении всего занятия стараюсь поддерживать мотивацию общения. Подбирается красочный материал, разнообразные дидактические игры.

  ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСЕТЬ ИЗУЧЕНИЯ
I Детский сад
период Осень. Деревья осенью
обучения Овощи
  Фрукты
  Лес.Растения леса - грибы.
  Продукты питания
  Семья
  Наше тело
  Посуда.
  Мебель.
  Обувь.
II Одежда.
период Зима.
обучения Зима.Зимние забавы.
  Новогодний праздник.
  Домашние животные.
  Домашние птицы.
  Звери наших лесов.
  Зимующие птицы.
  Животные жарких стран.
  Животные севера.
  Защитники Отечества.
III Ранняя весна.
период Мамин праздник.
обучения Профессии
  Инструменты.
  Перелетные птицы.
  Транспорт.
  Правила дорожного движения.
  Наш город,улица.
  Дом и его части.
  Труд весной.
  Цветы.
  Насекомые.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: