Расширение словарного запаса. Воспитание навыка словообразования.




Первый год обучения.

I период обучения 1. Категория одушевленности имен существительных. 2. Обучение постановке вопросов: Кто это? Что это? 3. Слова – действия. (Что делает?) 4. Слова – признаки. (Какой, какая, какие?) Подбор однородных прилагательных к существительному. 5. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 6. Образование прилагательных относительно названия фруктов, овощей, деревьев…(яблочный, морковный, дубовый).
II период обучения 1. Расширение и активизация глагольного словаря. 2. Подбор однородных определений. 3. Образование и употребление притяжательных прилагательных. 4. Подбор слов-антонимов (большой и маленький…) 5. Образование сложных слов. 6. Подбор родственных слов. 7. Усвоение простых случаев переносного значения слов.
III период обучения 1. Подбор однородных определений и сказуемых. 2. Введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений. 3. Закрепление правильного употребления приставочных глаголов и относительных прилагательных, в значении соотнесенности к материалу изготовления. 4. Слова – антонимы. 5. Подбор родственных слов.

Расширение словарного запаса. Воспитание навыка словообразования.

Второй год обучения.

I период обучения Практическое употребление: 1) слов с ласкательными и увеличительными оттенками (яблочко, горошек, ботиночки, половничек, блюдечко, воробышек, лисичка; волчище, медведище, ножище, сапожище, ручища и т.п.); 2) глаголов с оттенками значений (переливать, выливать, подливать, кроить, перекраивать, выкраивать и т.д.); 3) прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания (клюквенный морс, кисель), материалом (бархатный костюм, фарфоровая чашка) растениями (сосновый лес, дубовая роща); 4) сложных слов (хлебороб, садовод, листопад), употребление слов с эмоционально-оттеночным значением (хитрая лиса, масляная головушка, шелковая бородушка, мягкие лапки). Объяснение переносного значения слов: осень золотая, золотой ковер, золотые листья.
II период обучения 1) Закрепление знаний детей о различных свойствах предметов. Образование сравнительной степени прилагательных. Усвоение простых случаев переносного значения слов (вьюга злится, ветер бушует, воет, лес уснул). Многозначность слов: снег идет, человек идет, поезд идет, часы идут. 2) Образование сложных слов (снегопад), родственных (снег, снеговик, снежинка, снежок). 3) Подбор однородных определений (зима снежная, холодная, суровая; весна ранняя, теплая, дождливая), сказуемых (снег падает, ложится, идет; снежинки летят, кружатся, вьются; дождь моросит, шумит, шелестит, стучит по крыше; усвоение слов с противоположным значением (дом высокий, низкий, улица длинная, короткая) Образование прилагательного типа: одно-двух-этажный, многоэтажный. Введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений (смелый, храбрый, трусливый, боязливый, добрый, умный, жадный, капризный, хитрый, смекалистый).  
III период обучения 1) Подбор однородных определений, дополнений, сказуемых (дом строят, красят, разрушают; красят – крышу, стену, забор, потолок, двери). Самостоятельная постановка вопросов (Весна какая? Дом какой? Солнышко какое?); закрепление слов – антонимов: улица чистая (грязная), широкая (узкая), знакомая (незнакомая) и т.д. 2) Образование сравнительной степени прилагательных (шире, уже, грязнее, светлее, чище) 3) Образование существительных от глаголов: учить (учитель, ученик), воспитывать (воспитатель), убирать (уборщица), регулировать (регулировщик), строить (строитель) и т.п.

 

На первых занятиях знакомлю детей с понятием «Слово». Предлагаю назвать предметы в группе, которые их окружают. Дети называют стол, доска, стул, книга, полка. После этого знакомлю с картинками, на которых изображены живые и неживые предметы, задавая вопрос: Кто это? Что это? Подводя детей к понятиям живой и неживой предмет. Для закрепления предлагаются игры: «Спроси – ответь», «Спроси правильно», «Разложи спроси», «Закончи ряд»…

Дети учились правильно ставить вопрос и самостоятельно на него отвечать.

На следующем занятии познакомила детей с понятием действия пред­мета /глаголом/, учила правильно ставить вопрос, давать правильный ответ. Предлагала выполнить различные действия вызванного ребенка, ставила вопрос Что делает Аня?, добивалась однословного ответа: топает, хлопает и т.п. Затем предлагала рассмотреть картинки и одним словом ответить на вопрос: Папа /что делает?/ - убирает... Мальчик /что делает?/ - сидит...

Затем по картинкам предложила подобрать вопрос к словам. Бежит кто? - зайчик, лиса, собака. Бежит что? - ручей, время.

Затем предложила подобрать свои слова и задать к ним вопросы. Летит кто?... Летит что?...

Затем предложила детям разные задания, где дети упражнялись в к подборе однородных сказуемых. Кошка /что делает?/ - спит, сидит, царапается и т.д.

Закрепляли разные формы употребления глаголов в играх: "До­бавь слово", "Закончи предложение". /Я умею пол... /подметать/ На дудочке... /дудят/./

Поставленный вопрос какой? заставляет называть различные приз­наки /цвет, форма, размер/. Детям показываю различные предметы: яб­локо, мяч, дети называют признаки. Затем предлагаются картинки, на­до определить картинку, про какую я рассказала. Дети по описанию называют предмет. Что это? Овощ круглый, красный, вкусный.

Формирование лексики проводится с опорой на тематические циклы: "Фрукты", "Овощи". "Осень".

Закрепляется умение детей называть предмет и его части. Для зак­репления предлагаю выполнить разные задания "Сложи из частей", "Дорисуй чего нет", "По названным частям узнай предмет". Такие задания развивают у детей зрительную память, внимание, мышление.

Знакомя детей с той или иной темой вводится в активную речь обобщающие слова. После прохождения нескольких тем детям предлагают­ся задания на закрепление обещающих понятий "Назови одним словом", "Я одно слово, а вы - три", "Разложи - назови", /по картинкам корова, кошка, собака -репа, свекла, огурец -груша, яблоко, гранат -...

"Продолжи ряд", "Четвертый лишний". Полученные знания закрепляют­ся на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Детям предлагаются различные настольно - печатные игры: "В саду - в огороде", "В лесу", "Подбери по контуру", "Сложи из частей", "Продолжи ряд", "Заполни квадрат".

Дети должны не только усвоить название предмета и его частей, но и уточнить где и как можно его применить. /Помидор, шнурки, чашка и т.д./

На занятиях дети учатся называть видимые яркие признаки предме­та, /цвет, форма, размер/. Затем переходят к названию скрытых свойств и качеств предмета. Чтобы у детей сложились более точные и правиль­ные представления о свойствах и качествах предмета дети обследуют предмет, подключая различные анализаторы. После обследования предла­гала игры "Какой на вкус", "Угадай по запаху", "Чудесный мешочек" и другие.

Выполнение заданий по подбору слов антонимов и синонимов вызывает у детей большие трудности. Подготовительным этапом к знакомству де­тей со словами - антонимами является проверка и уточнение извест­ных детям названий признаков предметов и действий, сравнение конт­растных предметов, определение и называние предметов по вкусу, цве­ту, размеру, назначению.

В упражнениях использовала игровые приемы типа загадок - по дан­ным признакам указать предмет. Для фиксации внимания детей на сло­вах - антонимах подбирала пары предметов с ярко выраженными конт­растными признаками. При демонстрации предметов, картинок, инто­нацией подчеркивала их качественную противоположность. Например: показывала длинную и короткую ленту /карандаш/, широкую - узкую полоску, высокий - низкий дом. Затем предлагала детям по двум словам, обозначающим противоположные признаки /длинный - короткий, высокий - низкий/, дети должны показать и назвать эти предметы. За­дания могут варьироваться. Для улучшения понимания значений этих к слов проводила следующие упражнения:

1. дополнить фразу словами противоположными по значению,
/река глубокая, ручей мелкий.

Весной ласточка прилетает, осенью улетает/

2. Выделить и назвать слова противоположного значения в произне­
сенном предложении.

/Красный карандаш острый, черный тупой. Платье новое, а юбка старая./

Затем дети самостоятельно составляют предложения с двумя словами, которые называет логопед. Выполняя подобные задания дети учатся сопоставлять предметы и явления окружающей действительности и постепенно усваивают существи­тельные, глаголы, прилагательные, наречия, имеющие противополож­ные значения.

Для закрепления использовала игры "Подбери слова - неприятели /враги/" день -... плакать -... высокий -.... далеко -... Друг -… глубокий - сладкий -... темно -... утро -...

"Сравни - скажи", "Наоборот", "Закончи предложения"

Основная цель подобных лексических упражнений - приучить детей к правильному и осмысленному употреблении слов в спонтанной речи. Для логопедических занятий следует отбирать те слова и синтакси­ческие конструкции, в образовании которых дети допускают ошибки. Слова - синонимы - это слова друзья, приятели. Для подбора си­нонимов предлагались словосочетания и предложения, например: река бежит, мальчик бежит. Какое слово повторяется? Давайте заменим его. /Река бежит - по-другому: течет, журчит, льется./ /Мальчик бежит - по-другому: мчится, несется, торопится./

Подбирая синоним к словосочетанию, дети иногда отвечают не одним словом, а объясняют смысл всего словосочетания. Например: "Свежий хлеб" - ответы: "Только что испеченный", "Только что его сделали".

Умение подбирать синонимы помогают детям точнее употреблять свои высказывания. Для закрепления использовала игры: "Придумай слова - приятели", "Скажи по-другому". /Включала все части речи/.

Здание - дом

Идти - шагать

Смелый - храбрый

Для формирования умения правильно употреблять слова использовали задания на составление предложений с отдельными словами, соединяя слова в словосочетания и предложения. Например, со словом "легкий" /Легкий пух, ветер, облако./ Затем составляли предложения: Легкая бабочка кружится над цветком. Упал с дерева легкий листик.

Упражнения с отдельными словами способствуют уточнению представ­лений, которые есть у детей. Например: Что может быть хмурым? Ответ: человек, небо, тучи, день, настроение.

Также эффективны специальные речевые ситуации, когда детей ста­вили в условия, требующие точного словесного обозначения. Например: Если часто идет дождь, дует холодный ветер, то какими словами можно сказать Осень какая? /пасмурная, дождливая, ветреная/ и наоборот: Если холодная.

Осенью голубое небо, светит солнце, еще не опали листья, то как можно сказать про осень, какая она? /солнечная, теплая, золотая/.

При знакомстве с многозначными словами использовала наглядность. Логопедическую работу целесообразно начинать с подбора существитель­ных, в которых перенос смысла определяется конкретными наглядными признаками /шляпка девочки, шляпка гвоздя, шляпка гриба; ручка ребенка - ручка двери, чашки, кастрюли; спинка ребенка - спинка стула, кресла, дивана/.

При показе незнакомых предметов внимание обращается на объеди­няющий их признак. После ряда подобных упражнений детям предлага­лось самостоятельно подобрать к данному слову слова близкие по зна­чению /швейная иголка, иголка у ежа, у елки; ножка ребенка - нож­ка стола, стула, гриба/, и составить с ними предложения.

Более трудным для детей является вычленение разного смысла гла­голов. Вначале для работы берутся глаголы обозначающие движение. Детям давались задания: подобрать существительные к словам - гла­голам: Летит /птица, бабочка, самолет.../ Идет /человек, поезд.../

Словообразование представляет собой с одной стороны особый путь развития словаря, а с другой стороны оно является составной частью морфологической системы языка, т.к. словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

Логопедическая работа направлена на формирование словообразо­вания существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно -параллельно. Работа ведется поэтапно.

На занятиях выполнялись разные задания на словообразование су­ществительных с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов. "Скажи ласково", "Большой - маленький", "А что у вас" /по темам/ /огурец - огурчик река - речка/.

Дети упражнялись в образовании существительных с помощью суф­фикса - ниц - со значением вместилища /посуды/ Суп - супница Сухарь - сухарница.

Для этого использовала игры "Разложи продукты", "Что где лежит?", "Назови правильно".

Также учились образовывать название детенышей птиц и животных. Утка - утенок - утята; Кот - котенок - котята; Грач – грачонок - грачата; Еж - ежонок - ежата, и т.п.

При знакомстве с профессиями дети учились образовывать существи­тельные, обозначающие название профессий и лиц, совершающих дейст­вия:

/барабанщик, сварщик, грузчик/ Игра "Как назвать того, кто?.." /Сочиняет музыку Кто играет на рояле? и т.п./

Знакомились с происхождением некоторых слов: Почему гриб назы­вается подберезовиком /подосиновиком/. Цветок - подснежником? и т.д.

Словообразование форм глаголов у детей вызывает большие труд­ности. Чтобы у детей выработалось необходимое понимание смысла гла­голов с приставками, показала, как изменение формы глагола указы­вает на изменение самого действия. При этом сгруппировала одина­ковые приставки с различными глаголами и одинаковые глаголы с раз­личными приставками.

Для демонстрации подбирала глаголы прошедшего времени с пристав­кой и без нее, с ними составляла предложения. Например: Коля ри­совал дом - Коля нарисовал дом., а дети определяли разницу в дей­ствиях, о которых говорилось в предложении. Осмысленное образование новых глаголов с приставками от глаголов без приставок достигается варьированием приставок при одной и той же основе. По картинкам составляются предложения типа: Машина поехала, долго ехала, в лес приехала. /Можно по действию./

Обращала внимание детей на начало действия, выделяя приставку "по" /поехал, полетел, пошел/, затем называла группу глаголов с приставкой "при", указывающих на приближение к объекту /прибежал, приехал, прилетел/.Далее объясняла значение, которое придает приставка "у" /уехал, убежал, улетел/. Затем дети сами упражняют­ся в образовании от слов плыл, нес, новых слов, обозначающих начало действия /поплыл, понес/, его завершение /приплыл, принес/, удаление объекта действия /уплыл, унес/. Позднее давала упражнения, в ко­торых дети заканчивают фразу. Например: Мальчик запустил кораблик. Кораблик медленно/поплыл/, к другому берегу... /приплыл/. Подул ветер и кораблик далеко.../уплыл/.

С помощью игр и игровых заданий дети упражнялись в употребле­нии глаголов совершенного и несовершенного вида. Мальчик одевается, оделся /по картинкам, по действию/.

Учились образовывать глаголы по звукоподражанию. "Утка кря-кря - крякает, Лягушка - ква-ква- квакает, Синица - цвинь-цвинь - цвинькает."

Для этого использовала игры: "Кто как голос подает?" "Кто так? /слушают звукоподражание, определяют, кто так голос подает, обозначают глаголом/.

Словообразование прилагательных также является одним из спо­собов расширения, обогащения словаря.

Более простой является работа по образованию притяжательных прилагательных: мамин, папин, гусиный, утиный. Для закрепления исполь­зовала игры: "Чей предмет?" "Чья часть тела?", "Чьи следы?", "Чьи хвосты?", "Необычное животное", "Чье жилище?"

В процессе работы по словообразованию дети учатся образовы­вать прилагательные с уменьшительно - ласкательными суффиксами, употреблять их в словосочетаниях./Маленький домик, вкусненький пирожок/.

Дети затрудняются при образовании относительных прилагательных. С помощью упражнений упражняла детей в образовании относительных прилагательных относительно названия продуктов питания Морковь - морковный /сок, салат/. Яблоко - яблочный /компот, сок/. Молоко - молочный /сырок, йогурт/.

Использовала игры "Поможем повару приготовить компот" /суп, сок/."Из чего что?" При изучении тем "Посуда", "Одежда", "Обувь", дети учились образовывать относительные прилагательные относитель­но материалу из которого изготовлен предмет: Стакан из стекла - стеклянный, Шкаф из дерева - деревянный.

Использовала игры "Из чего что сделано", "Разложи по материалу". При изучении темы "Деревья" учились образовывать прилагатель­ные относительно названия деревьев. Дубовый лист - лист от дуба. Лист от клена - кленовый.

Использовала игры "С какой ветки детки?", "Назови лист", "Найди похожий".

Работа над родственными словами способствует уточнению значений слов, нормированию процессов словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу сло­ва

Использовала задание: "Подбери слова родственники" Зима - зимушка, зимовать, зимний, зимующие. Лес - лесок, лесник, лесной и т.п. "Назвать общую часть родственных слов".

При знакомстве детей со сложными словами интонацией выделяла зна­чимую часть слова. /Рыболов/. Используя картинки объясняла, отку­да произошли такие слова как рыболов, пчеловод, лесоруб. Сложные слова проговаривали хором и индивидуально.

Использовала игры "Придумай одно слово вместо двух". Сад разводит - садовод, Воду возит - водовоз. "Разложи слово на два" Самосвал - сам сваливает, Самоход - сам ходит и т.п.

Условия реализации и внедрения опыта:

- создание предметно - развивающей среды

Игры по лексическим темам:

1. Лото «В лесу».

2. «Цветы».

3. «Заполни квадрат».

4. «Домашние животные».

5. «Оденем куклу».

6. «Лото».

7. «Продолжи ряд».

8. «Заполни квадрат».

9. «Времена года».

10. «Лото».

11. «Играйка».

12. «Наши мамы».

13. «В лесу».

14. «Лото малышам».

15. «Лото для малышей».

16. «Чего без чего не бывает».

- связь с воспитателями

Вся коррекционная работа ведется совместно с воспитателями. Составили перспективный план работы по лексическим темам. Воспита­тель ведет подготовку к логопедическим занятиям через наблюдения, экскурсии, беседы, рассматривание предметов, готовит фундамент, на котором будет строится логопедическая работа. После занятия воспи­татель закрепляет знания детей на других занятиях: математике, изодеятельности, в свободное от занятий время, на прогулках, используя режимные моменты. В свободное от занятий время предлагает настольно - печатные игры, словесные, подвижные, сюжетно - ролевые игры. Воспитатели поддерживают общение детей, создают условия для сов­местных игр, осуществляют контроль за речью детей.

- связь с музыкальными руководителями, с инструктором по ИЗО, инструктором по ФИЗО.

Особое внимание уделяем совместной работе с родителями:

- родительские собрания

- консультации для родителей

- наглядная информация: папки-передвижки с заданиями по лексическим темам

- проведение открытых занятий и совместных мероприятий.

 


 

  Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий

Данный опыт используют в работе коллеги города.

Приложения (диагностическая карта, статистические данные).

Были использованы дидактические игры по лексическим темам.

 

Игры по лексическим темам:

Лото «В лесу».

«Цветы».

«Заполни квадрат».

«Домашние животные».

«Оденем куклу».

«Лото».

«Продолжи ряд».

«Заполни квадрат».

«Времена года».

«Лото».

«Играйка».

«Наши мамы».

«В лесу».

«Лото малышам».

«Лото для малышей».

«Чего без чего не бывает».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: