Вступительное слово учителя




Сегодня мы переходим к изучению пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Борьба за человека, за его право на свободу, счастье, осмысленную жизнь – вот та проблема, которая будет центральной на уроках, посвящённых этому писателю.

Но чтобы понять, как и откуда возникла в Островском эта идея борьбы, необходимо познакомиться с некоторыми фактами биографии Александра Николаевича.

Сравните по учебнику даты рождения и смерти Островского и других писателей. (Обнаружится, что Островский только на два года моложе Некрасова и Достоевского, на пять лет моложе Тургенева, и только на три года старше Л. Толстого, то есть практически они люди не только одного времени, но и приблизительно одного возраста (то же самое с датами смерти).Ему было 14 лет, когда умер Пушкин; 18 лет, когда был убит Лермонтов. Первое произведение Островского было создано за три года до смерти Гоголя; Гоголь слушал его чтение пьесы «Свои люди – сочтёмся!» и пригласил не слишком знакомого ему Островского на последние свои именины).

Комментарий: такой приём игры в даты необходим для формирования у учащихся представления об эпохе и поступательном движении истории.

3. Слово учителя о писателе (по ходу рассказа составляется таблица «Жизнь и творчество А.Н.Островского»).

Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве, в Замоскворечье.

Отец будущего драматурга, выпускник духовной семинарии, служил в Московском городском суде. Мать из семьи дворянского сословия умерла, когда Островскому было 8 лет.

Детство и юность писателя прошли в Замоскворечье. Отец Островского женился второй раз на дочери обрусевшего шведского барона, которая не слишком занималась воспитанием детей.

 

В 1835 году Островский поступил в третий класс первой Московской гимназии. По её окончании (1840г.) Александр Николаевич был зачислен на юридический факультет Московского университета. Но поприще юриста не привлекает Островского и в 1843 году он покидает университет. Тогда же будущий драматург поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде (1845 – 1851).

Занятия служебные мало интересовали Островского; в нём быстро созревал драматург. Независимо от врождённой и всё сильнее усиливающейся любви к театру, развитию таланта Островского содействовала и его житейская обстановка. И на службе, где ведались дела преимущественно купеческого сословия, и в доме отца, клиентуру которого составляло главным образом замоскворецкое купечество, Островский находил обильный материал. Именно этому сословию, шедшему к политической власти, он и посвятил свои пьесы. А.Н. Островского в связи со всем этим критика назвала впоследствии «Колумбом Замоскворечья».

Всё творчество А.Н. Островского можно условно разделить на три периода.

Первый период (1847 – 1860гг.)

14 февраля 1847 года Островский прочёл в доме профессора С.П. Шевырёва свои первые драматические сцены «Картина семейного счастья». Эти сцены тогда же были напечатаны в «Московском Городском Листке».

В 1850 году в «Москвитянине» была напечатана в полном виде комедия «Свои люди – сочтёмся» («Банкрот»). За Островским установилась репутация весьма крупного и самобытного дарования. Шевырёв назвал его «новым драматическим светилом в русской литературе», Хомяков признал пьесу «превосходным творением», а князь Одоевский писал: «Этот человек талант огромный. Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор»; на «Банкроте» я поставил нумер четвёртый». Но попасть на сцену пьесе было суждено не скоро. За неё драматурга отдали под надзор полиции и жандармерии. В связи с этим Островскому пришлось оставить службу. С этих пор деятельность Островского шла безостановочно до самой смерти, то порождая поклонение критики, то подавая повод к едким нападкам и насмешкам.

К этому периоду относятся пьесы, отражающие жизнь дореформенной России. В 1852году Островский создал пьесу «Бедная невеста», в 1853году – «Не в свои сани не садись» (первое произведение, попавшее на театральные подмостки), в 1854году – «Бедность – не порок», 1856году – «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», 1859году – «Гроза».

Второй период (1860 – 1875гг.)

В 60-х годах Островский работает в журнале «Современник». В это время создаются пьесы: «Старый друг лучше новых двух» (1860г.), «Тяжёлые дни» (1863г.), «Грех да беда на кого не живёт» (1863г.).

С 1868 года Островский связан с журналом «Отечественные записки»; в пьесах этого времени драматург показал жизнь пореформенной России, жизнь разорившихся дворян и дельцов нового типа («Бешеные деньги» - 1869г.). В этот период создавались пьесы и на исторические темы, в которых изображались сильные характеры прошлого, - «Козьма Захарьич Минин», «Воевода», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский».

Третий период (1875 – 1886гг.)

Александр Николаевич создаёт пьесы о трагической судьбе женщины в условиях капитализирующейся России, тружениках, актёрах. К этому времени относятся следующие пьесы: «Богатые невесты», «Бесприданница» (1878г.), «Без вины виноватые» (1883г.).

В 1884 году Островский занял должность заведующего репертуарной частью московских театров. Александром Николаевичем велась большая общественная работа; много времени он отдавал на воспитание начинающих драматургов и артистов. Но здоровье у него было слабое, силы постепенно покидали Островского; он умер 2(14) июня 1886 года в усадьбе Щелыково Костромской губернии.

Комментарий: в ходе проблемного изложения материала идёт пересказ-анализ 2 -3 пьес Островского, отобранных по тематическому признаку (задание выполняют специально подготовленные ученики).

Жизнь и творчество А. Н. Островского

 

Дата

Основные события

31 марта (12 апреля) 1823г.

Островский А.Н. родился в Москве в Замоскворечье, в семье чиновника

1835г.

Зачислен в третий класс первой Московской гимназии

1840г.

Зачислен юридический факультет Московского университета

1843г.

Покидает университет; служит в Совестном, а затем Коммерческом судах, где ведает делами преимущественно купеческого сословия

 

Первый период (1847 – 1860)

14 февраля 1847г.

Читает в доме академика С. П. Шевырёва первые драматические

сцены «Картина семейного счастья»

1850 – 1852гг.

В «Москвитянине» напечатана пьеса «Свои люди – сочтёмся» («Банкрот»). Создана пьеса «Бедная невеста» (1852г.)

1853 – 1856гг.

Создаются пьесы «Не в свои сани не садись» (1853г.), «Бедность не порок» (1854г.), «Доходное место» (1856г.). В них отражена жизнь дореформенной России

1859г.

Создание пьесы «Гроза»

 

Второй период(1860 – 1875)

1860 – 1868гг.

Сотрудничает с журналом «Современник». Создаёт пьесы «Старый друг лучше новых двух», «Тяжёлые дни» (1863г.)

1868 – 1869гг.

Сотрудничает с журналом «Отечественные записки». Создаёт пьесу «Бешеные деньги» (1869г.), где отражена жизнь пореформенной России

1860 - 1875гг.

Создаются пьесы исторического содержания «Козьма Захарьич Минин», «Воевода», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский»

 

Третий период (1875 – 1886гг.)

1878г.

Создаются пьесы «Бесприданница», «Богатые невесты». В них отражена трагическая судьба женщины в условиях капитализирующейся России

1883г.

Создание пьесы «Без вины виноватые»

2(14)июня 1886г.

Смерть Островского в усадьбе Щелыково Костромской губернии

 

Островский вступил на литературное поприще как последователь гоголевской традиции, ориентированный на творческие принципы натуральной школы, по которым считалось, что писатель должен тщательно изучать жизнь, замечать элементы общества, двигающие её пружины, должен верно понимать русскую действительность.

Александр Николаевич переносит центр тяжести от самого порока к его действенным результатам и последствиям.

Уже в пьесе «Свои люди – сочтёмся» обозначилась сквозная тема драматургического творчества Островского: патриархальный, традиционный быт, каким он сохранялся в купеческой и мещанской среде, и его постепенное перерождение и крах, а также сложные взаимоотношения, в которые вступает личность с постепенно видоизменяющемся укладом.

Появление Островского в литературе сравнивается учёным А. Ревякиным с кометой, потому что Александр Николаевич, вспыхнув столь внезапно, внёс очень много в развитие драматургии.

В 19 веке самобытные яркие пьесы были явлением эпизодическим, основную массу постановок осуществляли на материале переводных французских пьес; излюбленным жанром стал водевиль (лёгкая развлекательная пьеса бытового содержания), и значение театра воспринималось как развлекательное. Были, конечно, и хорошие пьесы («Горе от ума», «Борис Годунов», «Ревизор»), но они тонули в этой массе. Следовательно, к середине века русская сцена испытывала настоятельную потребность в обновлении репертуара.

А.Н. Островский выступил противником драматургии, оторванной от действительности; он видел в литературе огромную воспитательно-познавательную силу.

Новаторство Островского выразилось:

1)в повороте к правде жизни;

2)в расширении тематики русской драматургии (если предшествующие драматурги изображают дворянство и чиновничество, то Островский стал первым драматургом изобразившем различные слои общества);

3)в развёрнутых ремарках (авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняется место действия, внешний или духовный облик персонажей, различные психологические состояния, переживаемые ими);

4)в использовании в названиях пьес афоризмов («Не в свои сани не садись», «Без вины виноватые», «Свои люди – сочтёмся»).

Островским создано 47 оригинальных пьес, 7 пьес в соавторстве с другими драматургами и более 20 переводных пьес. И.А.Гончаров писал Островскому: «Вы один достроили здание, в основании которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он по справедливости должен называться «Театр Островского».

- Подведите итог, что нового внёс Островский в русскую драматургию?

(поворот к правде жизни, расширение тематики, введение развёрнутых ремарок, использование в названии пьес афоризмов).

4. Обзор содержания пьесы «Гроза». (Способ обзора – чтение узловых сцен с пересказом пропущенных мест).

Комментарий: в качестве основы для создания проблемных ситуаций и стимулирующего приёма для чтения и анализа учащимися пьесы можно использовать ироническое изложение её сюжета Писаревым, доказывающее мысль критика о «резкой несоразмерности между причинами и следствиями в поступках» Катерины.

Творческая история пьесы «Гроза»

- Работу над «Грозой» Островский начал в июне – июле 1859 года и закончил её в октябре того же года. Созданию этого произведения предшествовала экспедиция писателя по Волге. Нравы и быт, встретившиеся Островским по пути, рассказы жителей разных городов, прежние наблюдения за жизнью Замоскворечья, - всё это было переработано писателем и превратилось в глубоко типичные картины русской жизни.

Долго спорили несколько приволжских городов, через которые проходил путь Островского, о том, с каким из них связаны события, изображённые в драме.

Приезжим показывали бульвар, с которого открывается вид на Волгу, старинную церковь, развалины со следами древней росписи, называли имена купцов, якобы ставших прототипами героев Островского. Жители Костромы рассказывали об Александре Клыковой, купеческой дочери, тайно любившей местного почтового служащего. Замученная преследованиями деспотической свекрови, от которой не мог защитить её добрый, но слабовольный муж, она утопилась в Волге. Костромичи настолько были уверены в том, что Островский в своей драме изобразил это трагическое происшествие, что на первых представлениях «Грозы» актёры-костромичи гримировались под Клыковых. Однако выяснилось, что драма была закончена Островским за месяц до происшествия, случившегося в семье Клыковых.

В «Грозе» отразились впечатления от путешествия по Волге, которое предпринял Островский летом 1856 года в составе экспедиции, изучавшей быт жителей Поволжья. Но не какой-то определённый волжский город, не какие-то конкретные лица изображены в «Грозе». Нравы и быт жителей Торжка, типы, встретившиеся Островскому в Кинешме, рассказы старожилов Костромы, прежние наблюдения над жизнью Замоскворечья – всё это было переработано в творческой лаборатории писателя и превратилось в глубоко типичные картины русской жизни.

Таким образом, образы его героев – это собирательные образы жителей разных городов.

«Гроза» появилась в печати в 1860 году, в самую острую пору в истории 60-х годов 19 века. Это был период, когда трещали устои крепостничества, и в драме отразился подъём общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди 50-60-х годов.

- Сегодня мы начнём изучать пьесу А.Н. Островского «Гроза». И наша задача – рассмотреть жизнь города Калинова, увидеть его внешний вид, жителей, истинных хозяев города.

Заочная экскурсия в город Калинов. (Работа проводится с целью активизации внимания к тексту пьесы и может быть распределена между обучающимися по «местам»; студенты пересказывают действия и взаимоотношения героев, связанные с тем или иным местом действмя).

· Набережная Волги, где гуляют жители и сидит Кулигин.

· Площадь перед церковью и церковь.

· Полуразрушенная галерея и улицы города, где перед домами сидят жители, в частности Кабаниха с Феклушей.

· Перевоз, где Дикой спасовал перед гусаром.

· Дом городничего, который пасует перед Диким.

· Трактир и лавки купцов.

· Бульвар, на котором Кулигин хочет поставить солнечные часы, а Дикой считает это вздором.

· Сады с калитками, овраг за ними.

· Дома Дикого и Кабанихи.

· Домишко Кулигина

· Обрыв, с которого бросилась Катерина.

Как выглядит внешне город Калинов?

(Калинов – провинциальный город России, находится на самом берегу Волги. Город, по мнению жильцов красивый. Кулигин: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется».

Но рядом с этой красотой находятся дома с высокими воротами.)

- Для чего поставлены эти ворота?

(Скрывают всё негативное, что происходит в домах купцов, в их семьях.)

- Кто живёт в городе Калинове? Какое производят впечатление? (Работаем по первому действию).

- Характеризуем по вариантам

1. Дикой – д.1-е, явл.1,2,3

2. Борис – д.1-е, явл.2,3

3. Кабаниха – д.1-е, явл.1,3,5

4. Катерина – д.1-е, явл.5,6,7

5. Тихон – д.1-е, явл.5,6

6. Кулигин – д.1-е, явл.1,3

Дикой – «крикун», груб; основной интерес – деньги, с которыми он не хочет расставаться. Дикой обсчитывает мужиков, творит произвол, не даёт ни гроша, не обругав при этом, не уважает своих домашних, также кричит на них.

- Почему он кричит? (Чувствует себя хозяином, считает, что ему всё можно делать).

Борис – племянник Дикого. Приехал из Москвы, живёт у дяди, потому что Дикой должен отдать ему наследство, если Борис будет почтителен.

- Как Дикой относится к своему племяннику? Как вы считаете, отдаст ли он Борису наследство? Почему?

(Дикой не испытывает никаких чувств к племяннику, более того, понимая, что Борис полностью зависит от него, откровенно над ним куражится. Наследство Дикой скорее всего не отдаст, ведь тем самым он «обкрадёт» самого себя).

Кабаниха – «ханжа» (лицемер, прикрывающейся добродетельностью и набожностью). «Точит» своих близких; считает, что если не соблюдать «законов», порядка не будет, любит читать нравоучения детям, боится, что её перестанут слушать: «Не очень-то нынче старших уважают».

Тихон – сын Кабанихи; безвольный, не протестующий своей «маменьке». Хочет убедить её в своём послушании, не смеет перечить, только вздыхает «в сторону»: «Ах ты, господи», пьёт, когда мать этого не видит. Но открыто не протестует.

Катерина – жена Тихона; зачахла в доме Кабановых, где «…всё как будто из-под неволи». Она уже начинает понимать, что долго ей такой жизни не выдержать. Катерина верит в Бога, боится той любви, которая в неё зародилась не к мужу. Но не из-за Кабанихи, а из-за того, что измена – страшный грех.

- Противостоит ли Катерина Кабанихе в первом действии? Докажите.

(Да, Катерина говорит Кабанихе в ответ на несправедливые обвинения: «…за что ж ты меня обижаешь?», «Напраслину-то кому терпеть приятно!»)

Кулигин – мечтатель, романтик, чувствует красоту. Он мечтает создать вечный двигатель, а на заработанные деньги помогать людям. Именно Кулигин говорит о жестоких нравах города. Но в то же время он советует «…угождать как-нибудь самодурам». (Самодур – человек, который действует по своей прихоти и по личному произволу, унижая достоинство других).

- Итак, кто, по вашему мнению, является истинными хозяевами города?

(Кабаниха и Дикой)

- Какими чертами они обладают, что их объединяет? (Записать)

(Власть денег, уверенность в своей правоте, защита старых традиций, деспотизм, самодурство, бездушие, невежество).Таким образом суть города Калинова - это не только его внешний вид, жители, администрация города, но и его фон – природный, интеллектуальный, нравственный.

Итог урока

- Сегодня мы изучили биографию А.Н. Островского.

- Что способствовало тому, что Островский изобразил в своих пьесах купеческое сословие? (Жизнь в Замоскворечье, где проживали в основном купцы, служба в судах).

- Почему Островского считают создателем русского национального театра?

(До А.Н. Островского были пьесы лёгкого жанра, считалось, что театр должен выполнять развлекательную функцию. Островский же считал, что театр должен выполнять воспитательную функцию, пьесы должны быть приближены к жизни, он внёс много нового в русскую драматургию…)

6. Домашнее задание:

- По вариантам рассмотреть образ Дикого (1й вариант); образ Кабанихи (2й вариант), ориентируясь на следующие вопросы:

1.Какими чертами характера обладает герой?

2.Каков его душевный облик?

3.Как героя характеризуют другие персонажи?

4.Как складываются взаимоотношения героя с другими персонажами?

 

 

Обратная связь: m.q.savchenko@mail.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: