Тренинг «Теория и практика межличностной и групповой коммуникации» для проекта Школа кураторов ТУСУР
Проводящие: сотрудники ООП
Место проведения: главный корпус ТУСУР
Время проведения: 5.04.12 с 19:00 до 22:00
Цель: Развить навыки эффективной коммуникации у студентов-кураторов.
Задачи:
1. Познакомить участников между собой;
2. Показать основные принципы коммуникации
Общий план тренинга:
19.00-19.30 – начало работы. Представление тренеров. Упражнения на знакомство, энерджайзеры. Список упражнений представлен ниже.
«Меня зовут …. и я делаю так….»
Каждый участник по - очереди называет свое имя и делает какое- то движение со словами: «и я делаю так»
«Полина-Пицца-Прага»
Каждый участник по очереди называет свое имя, и на первую букву своего имени называет блюдо (любимое или любое другое) и город.
«Меняются местами те, кто»
Все участники садятся в круг. Ведущий становится в середину круга и произносит фразу: «Меняемся местами те, кто…..например, сегодня завтракал», задача участников быстро поменяться местами с соседями, тот, кто не успел занять место становится ведущим.
«Адский круг»
В течение 30 секунд каждый участник рассказывает про себя.
19.30-20,10 - блок 1 «Коммуникация». Вводная лекция- семинар на тему «Коммуникации»
Теория коммуникация: Что такое коммуникация; виды коммуникации; позиция в коммуникации.
Тренер на свое усмотрение может выбрать методику проведения тренинга, в какой форме преподать материал.
Теория:
Коммуникация – обмен информацией между индивидами посредством общей системы символов.
Коммуникация может осуществляться вербальными(слова, речь) и невербальными средствами.
Коммуникация с точки зрения направления движения:
Механистический подход |
Деятельностный подход |
Виды коммуникации:
Групповая коммуникация – коммуникация внутри группы, между группами или коммуникация типа- «индивид- группа»
Интраперсональная коммуникация - разговор с самим собой
Массовая коммуникация - системное распространение информации через печать, радио, тв, кино, звуки, с целью утверждения духовных ценностей общеста и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения, поведение людей. Массовая коммуникация ориентирована на большое количество людей.
Межличностная коммуникация - коммуникация в кот. участвуют двое коммуникаторов.
Слухи - вид коммуникации, в процессе которого вызывающая повышенный интерес информация разной степени достоверности, с трудом поддающаяся проверке, быстро передается людьми друг другу и становиться достоянием широкой аудитории.
Фиктивная коммуникация- общение с адресатом, существующим только в воображении адресанта.
Модель коммуникативного процесса включает пять элементов:
КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор
ЧТО? (передается) – Сообщение
КАК? (осуществляется передача) – Канал
КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория
С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.
Эффективное общение – это не просто передача информации. Для того чтобы общение было эффективным, важно не только уметь говорить, но еще уметь слушать, слышать и понимать, о чем говорит собеседник. К сожалению, в школе нас не учили искусству общения. Нам объясняли, как следует писать и читать, однако не учили тому, как необходимо слушать и говорить. Эти способности каждый развивает в себе самостоятельно, учась у людей, которые нас окружают (родителей, учителей, сверстников). Манера общения, которую вы переняли в детстве не всегда может быть эффективной.
Очень часто при общении мы почему-то слышим то, что хотим услышать, а не то, что на самом деле нам говорят. Это относится и к вам, и к собеседнику. Поэтому существует правило троекратного повторения, использующееся при передаче ключевой информации:
- Сначала скажите собеседнику, что именно вы собираетесь сказать.
- Потом скажите ему то, что вы собирались ему сказать.
- Потом скажите ему, что именно вы ему сказали.
Помните, что даже это не даёт гарантий, что до собеседника дойдет смысл сказанного.
20.30-20.40 -перерыв
20.40-21.30- упражнения на межличностную и групповую коммуникацию.
«Интервью»
Необходимые материалы: ручки, бумага.
Размер группы: 10-20 человек
Время: 15 мин
Ход упражнения: участникам предлагается записать на листке список вопросов, например: любимый цвет, фильм, блюдо и т.д. после этого участники, общаясь между собой, получают ответы на свои вопросы. в конце упражнения- обсуждение итогов.
(список вопросов подготавливают тренеры)
«Одноминутная речь»
|
«Фотография»
Необходимые материалы: не требуются
Время: 10 минут
Ход упражнения: выбирают двух добровольцев и выводя за дверь. Остальные участники составляют «фотографию»,используя подручные материалы и себя самих. После этого добровольцы заходят в аудиторию и в течение минуты запоминают «фотографию», затем «фотография» расформировывается и добровольцы должны по памяти собрать ее.
«Реклама ИК»
Время: 30 минут
Ход упражнения: все участники делятся на три микрогруппы. Каждой группе дается определенное задание: 1. Придумать логотип для ИК; 2. Придумать девиз для ИК; 3. Придумать рекламу ИК. Затем группы по- очереди презентуют свои работы остальным.
Рефлексия: 1 часть: обсуждение итогов дня
2 часть: «Телеграмма тренеру» (10 слов о проведенном тренинге)