в начале и конце эксперимента




Показатели Этапы экспери-мента. контрольная (n=6) эксперимент (n=6)   Р
C±m
Бег 100 м, сек начало 14,1±0,04 13,8±0,1 > 0,05
конец 13,53±0,30 12,36±0,17 > 0,05
Р > 0,05 > 0,05  
Челночный бег 10х10 м, сек начало 25,9±0,20 25,6±0,15 > 0,05
конец 25,41±0,43 24,30±0,21 > 0,05
Р > 0,05 > 0,05  
Подъём переворотом начало 6,25±0,5 6,05±0,2 > 0,05
конец 8,5±1,23 10,33±1,41 < 0,05
Р > 0,05 <0,05  
8 бросков «Ирими-Наге омотэ», сек начало 37,5±0,5 38,2±0,4 > 0,05
конец 34,6±0,5 31,8±0,2 > 0,05
Р > 0,05 > 0,05  
Сумма баллов по комплексу тестов начало 9,8 ± 1,0 10,2 ± 0,9 > 0,05
конец 10,7 ± 0,6 14,1 ± 0,7 > 0,05
Р > 0,05 > 0,05  
Уровень физ-кой подготовленности начало н. среднего н. среднего  
конец средний в. среднего  

 

Сначала испытуемым был предложен тест на измерение времени простой двигательной реакции. Определение времени простой двигательной реакции (Т, с) проводилось по тесту захвата падающей линейки (Н, см).

Было установлено, что двигательная реакция развита у испытуемых в следующих пропорциях, по группам испытуемых:

Экспериментальная группа показала результат от 0,075-0,079 Т.с.;

Контрольная группа показали результат от 0,081-0,085 Т.с.

Очевидно, что двигательная реакция у спортсменов развита.

Для отработки скоростно-силовых качеств был проведён «Челночный бег 10х10 м».

Таким образом, результаты исследования характеризуются примерно равным проявлением в скоростно-силовых движениях силового и скоростного компонентов мощности. Выявляется небольшая динамика развития тестируемых качеств, что говорит о том, что спортивные тренировки по развитию силы и быстроты, оказали благоприятное влияние на развитие у всех подростков в одинаковой степени скоростно-силовых качеств.

После предложенных упражнений мы приступили к выполнению хорошо освоенных приёмов дзюдо (8 бросков «Ирими-Наге омотэ» от атаки Кататэ-дори) с предельной быстротой по тактильному или звуковому сигналу (например, прикосновению или свистку).

Нами было организовано проведение серии схваток: каждый участник исследований вступал в схватку «рандори» дважды: с несопротивляющимся (менее слабым) партнером и с равным себе партнером, и, наконец, с партнером, который сильнее. Было установлено время проведения схватки – 20 сек.

Этот блок исследований был направлен на формирование представлений и умений в демонстрации отдельных скоростно-силовых качеств на несопротивляющемся партнере.

По итогам данного исследования, мы выявили:

Экспериментальная группа (6 чел)
5 (отлично) 4 чел. 20 сек.
4 (хорошо) 2 чел. 22-23 сек.
3 (удовлетворительно) нет  
2 (неудовлетворительно) нет  

 

Контрольная группа (6 чел)
5 (отлично) нет.  
4 (хорошо) 2 чел. 22-23 сек.
3 (удовлетворительно) 3 чел 24-25 сек
2 (неудовлетворительно) 1 чел 26-27 сек

 

Таким образом, с данным испытанием лучше справились участники экспериментальной группы исследований, получив оценки «отлично» и «хорошо».

Следующий этап заключительной части эксперимента направлен на тренировку скоростно-силовых качеств за счет серийного выполнения приёмов и освоения комбинаций приёмов при дозированном сопротивлении партнера.

Время схватки: 30 сек.

Схватка производится с партнером равным по силе, то есть сопротивление партнера по силе и скорости аналогично собственному сопротивлению.

В результате этого испытания, выявлено:

 

Экспериментальная группа (6 чел)
5 (отлично) 3 чел. 30 сек.
4 (хорошо) 2 чел. 33 сек.
3 (удовлетворительно) 1 чел. 35 сек.
2 (неудовлетворительно) нет  

 

Контрольная группа (6 чел)
5 (отлично) нет  
4 (хорошо) 2 чел. 33 сек.
3 (удовлетворительно) 3 чел. 35 сек.
2 (неудовлетворительно) 1 чел. 37 сек.

 

И третий этап данного исследования – это схватка с партнером более сильным. Исследуемые показали следующие результаты:

Экспериментальная группа (6 чел)
5 (отлично) 2 чел. 30-33 сек.
4 (хорошо) 3 чел. 34-36 сек.
3 (удовлетворительно) 1 чел. 37-40 сек.
2 (неудовлетворительно) нет  
Контрольная группа (6 чел)
5 (отлично) нет. 30-33 сек.
4 (хорошо) 2 чел 34-36 сек.
3 (удовлетворительно) 3 чел. 37-40 сек.
2 (неудовлетворительно) 1 чел. более 40 сек.

Таким образом, очевидным становится тот факт, что тренировки, направленные на развитие силовых и скоростных качеств спортсменов, несомненно, привели испытуемых к эффективности ведения схваток.

Подобный подход к оценке результатов предыдущей тренировочной работы показал, что относительная величина прироста уровня специальных возможностей спортсменов оказывает достоверное положительное влияние на показатель, характеризующий величину превосходства над соперником в эффективности соревновательной техники.

Результаты сравнительного анализа особенностей динамики показателя скоростно-силового развития испытуемых свидетельствуют о том, что выбранная стратегия подготовки к соревновательным упражнениям оказалась значительно эффективнее для спортсменов экспериментальной группы.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1. Специальная скоростно-силовая подготовка является одним из ведущих компонентов специальной физической подготовки в айкидо.

2. Для развития скоростно-силовых качеств спортсменов нами были подготовлены комплексы специальных упражнений, с помощью которых развивали скоростно-силовую подготовленность спортсменов экспериментальной группы. Испытуемым были предложены специальные упражнения, развивающие силу и быстроту. Для этой цели в основном использовались: метод максимальных усилий; динамических усилий; «до отказа»; повторных усилий; изометрический метод.

3. В ходе исследования было установлено, что скоростная сила у испытуемых более проявляется при быстрых движениях против относительно небольшого внешнего сопротивления. Для развития скоростной силы применялись упражнения с отягощениями, прыжки с высоты, прыжковые упражнения и комплексы выше перечисленных тренировочных средств.

4. Использование разработанного комплекса упражнений на тренировочных занятиях позволило значительно повысить скоростно-силовые качества у спортсменов в экспериментальной группе, а именно - улучшились все изучаемые показатели скоростно-силовой подготовленности, причем в беге на 100 м и в челночном беге 10х10м, достоверно (р.<0,05), а в показателях подъёма переворотом из виса на перекладине несущественно. Статистически значимое улучшение внутригрупповых результатов в этих видах испытаний свидетельствует об эффективности средств и методов экспериментальной методики, направленных на развитие скоростно-силовых способностей испытуемых;

5. Испытуемые экспериментальной группы достоверно опережают своих сверстников из контрольной группы в беге на 100 м и челночном беге 10х10м., т.е. в видах испытаний, требующих проявления скоростных и скоростно-силовых способностей, которые являются одними из основных составляющих тактической подготовленности в айкидо (р<0,05);

6. При выполнении хорошо освоенных приёмов айкидо (8 бросков «Ирими-Наге омотэ» от атаки Кататэ-дори) с предельной быстротой по окончании эксперимента спортсмены экспериментальной группы исследований, получили оценки «отлично» и «хорошо», т. е. тренировки, направленные на развитие силовых и скоростных качеств спортсменов, несомненно, привели испытуемых к эффективности ведения схваток.

Таким образом, проведенное на базе ДЮСШОР исследование показало зависимость эффективности прикладной физической подготовленности спортсменов от уровня развития их скоростно-силовых способностей. Установлена сильная статистическая взаимосвязь между уровнем специальной технической подготовленности подростков, занимающихся айкидо, и степенью развития их скоростных и силовых способностей. Иными словами, спортсмены, имеющие высокие показатели в тестах на скоростные и силовые возможности, в дальнейшем показывают лучшие результаты в схватках.

 

Список литературы

1. Ахматгатин А.А. Значение скоростных и скоростно-силовых способностей для спортсменов ударных единоборств // Вестник ВСИ МВД России. № 2, 2008.

2. Бурбыгина В.В. Формирование психофизических качеств студентов средствами айкидо // Высшее образование сегодня. 2009. № 7. С. 8-10.

3. Бурбыгина В.В. Методические основы развития физических и психических качеств в процессе занятий айкидо // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 128. С. 156-161.

4. Вестбрук А., Ратти О. Айкидо и динамическая сфера: иллюстрированное пособие // Пер. с англ. А. Н. Степановой. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 383, [1] с. – (Боевые искусства).

5. Дзюдо. Система и борьба: учебник для ДЮСШОР, спортивных факультетов педагогических институтов, техникумов физической культуры и училищ олимпийского резерва / Ю.А. Шулика и др.; - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 800 с.: илл. – (Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте).

6. Миронов А.Г. Характеристика айкидо как вида японского боевого искусства и средства физического воспитания // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2011. № 3 (71). Ч. 1. С. 126-133.

7. Миронов А.Г. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки студентов юридических специальностей вузов на основе применения айкидо // Вестник Марийского государственного университета. 2013. № 12. С. 112-115.

8. Палецкий Д.Ф., Михеев П.П. Основы развития физических качеств в спортивной борьбе: учебно-методическое пособие // Брянск: Смоленский филиал юридического института МВД РФ, 2007.

9. Селуянов В.Н. и др. Физическая подготовка единоборцев (самбо, дзюдо). Теоретические и практические рекомендации // Издательство «Дивизион», 2011. – 160 с.

10. Троян Е.И. Использование приемов айкидо для обучения боевым приемам борьбы // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 3 (42). С. 20-21.

11. Троян А.Г. Функциональные показатели подростков 15-16 лет МУДО ДЮСШ «АЙКИДО-РЕАЛ» г. Пыть-ях, занимающихся айкидо, на начальном этапе годичного цикла тренировочного процесса // В сборнике: Материалы ежегодной научной конференции университета под общ.ред. проф. В.А.Кирюшина. Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова. 2012. С. 213-216.

12. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

 

----------------------------------------------------------------------------------------

 

Опубликовано:

Головачев И.В. Развитие скоростно-силовых качеств у спортсменов 14-16 лет, занимающихся айкидо / И.В. Головачев, О.Л. Рыбникова, Т.А. Фёдорова // Современные исследования социальных проблем, Том 8, № 4-2. – Красноярск: Изд-во ООО «Научно-инновационный центр», 2017. – С. 76-86.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: