II. Профессиограмма лектора




Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

________________

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ростовский государственный

Университет»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К курсу «Лекторское мастерство»

Для магистрантов 1 курса

(направление 520300 – Филология)

Ростов-на-Дону

Печатается по решению кафедры языка СМИ и рекламы факультета филологии и журналистики РГУ (протокол № 6 от 20.04.2005 г.).

 

 

Автор-составитель: доктор филологических наук, заслуженный профессор РГУ Введенская Л.А.

 

Ответственный редактор: профессор Маевский Н.Н.

 

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Лекторское мастерство» включен в «Обязательный минимум содержания профессиональной программы» и учебный план подготовки магистров-филологов I курса (II-е полугодие) по направлению 520300 – Филология в соответствии с реализуемыми параллельно с ГОС ВПО в образовательном процессе «Государственными требованиями для получения дополнительной квалификации», обеспечивающей получение дополнительной (по выбору) квалификации «Преподаватель высшей школы». На изучение курса отводится 26 аудиторных часов (6 ч. – лекций и 20 ч. - семинаров, дискуссий, выступлений-лекций, «круглых столов», занятий-опросов).

Форма отчетности – зачет.

Методический принцип реализации данного курса составляет саморазвивающее «спиральное» обучение, предполагающее усвоение теоретического и практического материала с опорой на развитие форм активного владения речью и формирование коммуникативных основ лекторского мастерства.

Цель курса: дать понятие о риторике как теории красноречия; раскрыть ее синтетический и интегрирующий характер; представить основные законы порождения словесных произведений.

Задачи курса: помочь слушателям овладеть культурой речи и культурой мысли; научить пользоваться монологической и диалогической формами речи, а также различными средствами воздействия на слушателей.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

Ораторское искусство как специальное явление. Виды ораторского искусства.

Коммуникативность оратора: публичное мышление, говорение (порождение речи); контроль за содержанием и формой выступления; умение слушать, видеть и понимать аудиторию. Ошибки, допускаемые оратором: чтение текста выступления, расплывчатость речи, неумение перестроить текст, учитывая ситуацию, состав и настроение аудитории.

Подготовка публичного выступления. Повседневная подготовка: психологическая подготовка, самообразование, повышение культуры речи, овладение методикой чтения лекций. Подготовка к конкретному выступлению: определение темы, ее название, формулировка цели; подбор материала; изучение литературы, осмысление прочитанного; выработка собственной позиции.

Виды выступлений: чтение подготовленного текста; говорение с опорой на текст; выступление без записей; выступление экспромтом.

Композиция речи. План – основа композиции. Предварительный план. Рабочий план. Основной план. Составные элементы композиции: вступление, основная часть, заключение. Недочеты композиции.

Управление вниманием аудитории. Контакт с аудиторией. Причины отсутствия контакта. Характеристика аудитории: разнородность, количество слушателей, их эмоциональный настрой. Особенности поведения аудитории.

Литература:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. 3-е изд. –М., 2001.

Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. –М., 1989 (многие переиздания).

Клюев Е.В. Речевая коммуникация. –М., 1999.

Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник. –М.: Флинта: Наука, 2003.

Культура русской речи /Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. –М., 1998.

Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997.

Михальский А.К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. –М., 1996.

Сопер Поль Л. Основы искусства речи. –М., 1992.

Рождественский Ю.В. Теория риторики. -2-е изд. –М., 1999.

 

ПЛАН ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИЙ (6 часов)

Лекция 1. Тема: Звучащая речь, ее особенности.

План:

1. Фонетические средства языковой выразительности.

2. Интонация – отличительный признак устной речи.

3. Из истории исследования интонации.

4. Пауза, ее типы.

Лекция 2. Тема: Проблема обращения в русском речевом этикете.

План:

1. Функция обращения, средства его выражения.

2. Система обращения в дореволюционной России.

3. Обращение в годы советской власти.

4. История обращений гражданин, товарищ.

Лекция 3. Тема: Архив лектора.

План:

1. Назначение архива.

2. Содержание слагаемых лекторского архива.

3. Оформление материала для лекторского архива.

 

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (20 часов)

Занятие 1. Знакомство с программой курса, учебной литературой, планом занятий, формами работы. Контролинг.

Занятие 2. Профессиограмма лектора. Тесты. Речевая гимнастика.

Занятие 3.

Вид занятия: дискуссия.

Тема: Ораторское искусство как социальное явление.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое риторика?

2. Каковы основные особенности ораторского искусства как социального явления?

3. Характеристика античной риторики.

4. Риторика Средних веков и эпохи Возрождения.

5. Роль М.В.Ломоносова в становлении российской риторики.

6. Русская риторика XIX века.

7. Каково современное состояние риторики в России?

См. Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова. Риторика и культура речи 4-е изд. –Ростов н/Д, 2004. (Далее -Учебное пособие). Задания № 1, 2, 3, 4. С. 301-306.

Занятие 4.

Вид занятия: дискуссия.

Тема: Виды ораторского искусства. Индивидуальные речевые типы. Оратор.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие существуют классификации видов ораторского искусства?

2. В чем суть классификации индивидуальных речевых типов?

3. В чем различие между словами оратор, лектор, вития, краснобай, речистый человек?

4. Какими основными навыками и умениями должен обладать оратор, лектор?

5. Ваше отношение к утверждению Цицерона – Поэтами рождаются, ораторами становятся.

См.: Учебное пособие. С. 232-240. Задания №5, 6. С. 306-310; № 12. С. 316. На дом задание № 8. С. 311.

Занятие 5.

Вид занятия: семинар.

Тема: Подготовка к публичному выступлению.

Контрольные вопросы.

1. Как побороть неуверенность и страх перед выступлением?

2. Что представляет собой повседневная подготовка к публичным выступлениям?

3. Охарактеризуйте этапы подготовки ораторской речи.

4. Укажите достоинство и недостатки разных видов подготовки выступления. Какому из них вы отдаете предпочтение?

5. Расскажите об особенностях выступления экспромтом.

См.: Учебное пособие. С. 241-267.

Выступления студентов (домашнее задание № 8).

Занятие 6.

Вид занятия: семинар.

Тема: Композиция публичного выступления. Контакт с аудиторией.

Контрольные вопросы.

1. Что такое композиция речи?

2. Какие виды планов рекомендуется составлять оратору и чем это обусловлено?

3. Каковы особенности вступления, главной части, заключения доклада, лекции, публичного выступления?

4. Какие недостатки в построении речи снижают ее эффективность?

5. Каково содержание понятия «контакт с аудиторией»?

6. Что влияет на установление контакта между оратором и слушателями?

См.: Учебное пособие. С. 267-300. Задания № 9, 10, 11. С. 311-316.

Занятие 7.

Вид занятия: выступление-лекция.

Темы выступлений:

1. Спор, дискуссия, диспут, полемика. Классификация споров.

2. Основные правила ведения спора.

См.: Учебное пособие. С. 400-447.

Обсуждение лекции.

Занятие 8.

Вид занятия: опрос.

Тема: Как убедить оппонента.

Вопросы:

1. В чем суть формально-логических законов и как они используются в публичном споре?

2. Что собой представляет доказательство как логическая операция?

3. Какие логические ошибки встречаются в рассуждениях?

4. В чем различие между доказыванием и убеждением?

5. Какие доводы используются в споре?

См.: Учебное пособие. С. 448-484. Выполнение задания № 4. С. 533.

Занятие 9.

Вид занятия: круглый стол.

Обсуждение тем:

1. Искусство отвечать на вопросы.

2. Уловки в споре.

См.: Учебное пособие. С. 485-509.

Занятие 10.

Вид занятия: выступление – лекция. Выступление с речью (информационной, агитационной, приветственной). Ответы на вопросы слушателей. Рецензирование одного из выступлений.

См.: Учебное пособие. С. 318-322.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

I. Речевая гимнастика

В книге Чарли Чаплина «Моя биография» есть любопытная запись: «После
свободы и легкости моей интересной жизни в Нью-Йорке пришлось спуститься на землю. <...> Несколько дней я просидел в студии, тренируя привычку думать. Способность думать, подобно игре на скрипке или рояле, требует ежедневной практики, а я в последнее время утратил эту привычку».

Оказывается, человек может утратить привычку думать. Оказывается, способность человека думать требует ежедневной тренировки. Но какой? Чарли Чаплин не уточняет.

Не менее интересен рассказ И. А. Бунина, воспроизведенный в книге В. Лаврова «Холодная осень»:

«Темнело, зашли мы как-то в Москве с Борисом Зайцевым в ресторан. Я говорю Борису:

- Посмотри, вон в углу сидит лысый господин. Гляди, как он поднимает локоть, с каким смаком пережевывает, как он низко и жадно склоняется к тарелке и вдыхает запах пищи. Расскажи мне о нем.

Зайцев поглядел, поглядел да рукой махнул.

- Ну его к шуту, давай лучше выпьем!

А я, кажется, готов был тут же всю жизнь этого пожилого, много видавшего человека рассказать: о его полуголодном детстве в разорившейся барской семье, о насмешках над ним богатых и более ловких университетских товарищей, о счастливой встрече и любви к милой девушке - дочери высокопоставленного чиновника. Теперь он сам сенатор, служит в русском посольстве в Риме. Жена у него недавно скончалась - порок сердца.

Бунин внезапно остановился и, увидав изумленный вид слушателя, расхохотался:

-Успокойтесь, все это я только что выдумал. Но для писателя это
полезная игра».

И в данном случае речь идет о тренировке. И.А. Бунин прав: писателю, журналисту, общественному деятелю, управленцу необходимо постоянно развивать свою наблюдательность, фантазию, воображение, учиться описывать то, что видишь, за чем наблюдаешь. Но какие упражнения развивают речемыслительные способности человека? Как следует тренироваться? Где об этом узнать?

Ни для кого не секрет, что спортсмены, хирурги, музыканты, артисты, чтобы быть всегда в форме, занимаются гимнастикой, выполняют специальные упражнения, несколько часов ежедневно тренируются.

Вот что пишет известная французская актриса Марина Влади, жена В. Высоцкого, о том, как он готовился к выступлению:

«Тело свое ты разогреваешь перед каждым спектаклем, делая специальную гимнастику актера. <...> Тебе такая гимнастика просто необходима. В «Гамлете» ты теряешь за один спектакль два-три килограмма. В «Жизни Галилея» - еще больше, потому что четыре часа ты не покидаешь сцены. Именно благодаря этим упражнениям твой знаменитый голос, хриплый, когда ты поешь, становится по-настоящему ясным и сильным на сцене. Я не помню, чтобы у тебя хоть раз совершенно пропадал голос, а ведь это - постоянный страх артистов».

В настоящем пособии предлагаются два комплекса упражнений, которые помогают развить речемыслительные способности. Они были разработаны автором «Методических рекомендаций» и неоднократно проверены преподавателями различных учебных заведений на занятиях со студентами, журналистами, филологами, юристами, а также на занятиях в специальных группах с предпринимателями, менеджерами, с государственными служащими.

Комплексы упражнений

Первый комплекс упражнений по развитию речемыслительных способностей выполняется ежедневно в течение месяца. Затем следует второй комплекс. Отдельные упражнения первого комплекса можно выполнять и дальше.

Упражнение 1.

Прочитайте первое предложение текста и повторите его на память. Если воспроизвели точно, то же самое сделайте со вторым и третьим предложением. Затем прочитайте все три и повторите их, не обращаясь к тексту. Выполнять упражнение следует до тех пор, пока не запомнится текст.

На следующий день текст повторяете по памяти. Последующие дни начинаете с повторения ранее отработанного текста, затем обращаетесь к следующим трем-четырем (не больше!) предложениям. Действия те же самые. Большие предложения можно разбивать на несколько частей.

Не старайтесь ускорить запоминание, быстрее выучить. Помните: это гимнастика. Нагрузку не увеличивайте!

Результаты необходимо ежедневно записывать в дневник, чтобы следить за улучшением памяти.

Тексты для упражнений:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. 4-е изд. 2004. С. 311. «История не ждет, она ставит ультиматум» - со 2-го абзаца до знака <…> на с. 312.

2. Там же. С. 12. «Народные раздумья о собеседовании» - до конца с. 13.

3. Там же. С. 14. Что ценит народ в собеседнике, что порицает? - до конца последнего абзаца на с. 15.

Упражнение 2.

Закончите четыре предложения (три варианта к каждому):

1. Настя захлопала в ладоши и закричала... Анатолий покачал головой, повторяя...

Вика сказала, подняв указательный палец... Почесав в затылке, он произнес...

2. На последнем уроке истории...

Весной каждый человек...

Если вы знаете...

Не надо считать...

Продолжайте выполнять упражнение (коли­чество предложений можно увеличивать), исполь­зуя текст газет, художественной литературы, учеб­ников.

! Не забывайте делать это ежедневно в течение месяца.

Упражнение 3.

Необходимо развить мысль, которая начинается словами, приведенными ниже. Дано десять вариантов, по одному на каждый день. Когда все они будут исчерпаны, следует возвратиться к первому и сочинять новые версии. Старайтесь, чтобы текст, который вы сочиняете, с каждым разом был длиннее. Выполнять ежедневно целый месяц!

1. Предполагают, что в двухтысячном году...

2. Сегодня трудно поверить, что было время, когда...

3. Известно ли вам, что...

4. Однажды, в зимний холодный вечер...

5. При перелете из России в Англию...

6. Если каждый день, несмотря на погоду...

7. Вы, конечно, помните, что произошло...

8. Книга - источник знаний, но...

9. Никто не знает, когда...

10. Сегодня я расскажу, что случилось...

Упражнение 4.

Прочитайте текст и своими словами, но близко к оригиналу перескажите его содержание. На следующий день читаете и пересказываете второй текст. Когда прочитаете последний текст, верни­тесь к первому и продолжайте упражнение в том же порядке.

1. Известно ли вам, почему красивый осенний цветок, имеющий разнообразную окраску от снежно-белой до иссиня-черной, назвали гладиолусом? Слово гладиолус греческое, и для нас оно не мотивировано, т. е. непонятно, почему цветок так назван. Есть у цветка и народное название — шпажник. Теперь догадываетесь, почему он получил та­кое имя? Да, листья у него длинные, узкие, торчат, как острые шпаги. Мы легко угадали происхож­дение этого названия, потому что оно русское, производное. И неважно в данном случае, что корень иностранный. Слово шпага было заимствовано в 17 веке через посредство польского языка из ита­льянского, а восходит к греческому spathe в значении «бедро», «меч».

2. Через лесное оконце открылась поляна в лесу, посередине ее две березы, под березами — пень, и рядом с пнем в зеленом брусничнике красная сы­роежка, такая огромная, каких в жизни своей я еще никогда не видел. Она была такая старая, что края ее, как это бывает только у сыроежек, завернулись вверх.

И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, притом наполненная водой.

Вдруг вижу - слетает с березы серая птичка, садится на край сыроежки и носиком - тюк! - в воду. И головку вверх, чтобы капля в горло прошла (М.Пришвин).

3. Сколько разнообразных звуков слышим мы ежеминутно! Каждое звучание имеет свое название и состоит оно из звуков речи, которые как бы отражают само звучание. Такие слова называются звукоподражательными.

От них образуются производные, сохраняющие в себе звуковой признак: тикать, капать, мяукать, тявкать, чирикать и др. Случайно ли, например, домашние туфли без задников назвали шлепанцами? Конечно, нет. Когда в них ходят, они шлепают, ударяются задниками о пол и слышится характерный звук, получивший название шлеп. Кстати, гнездо слов, озаглавленное звукоподражательным шлеп, довольно большое, насчитывает 43 слова. Среди них глаголы шлепать, шлепнуть, зашлепать, нашлепать, отшлепать, обшлепать, пошлепать, расшлепать; существительные шлепанье, шлепка, шлепок, шлепанец, нашлепка и даже образное слово губошлеп.

4. Жизненная ситуация, психическое состояние человека, его воспитанность, уважительное отношение к окружающим определяют, каким тоном он будет вести речь. Так, на митинге, параде, на вокзале, когда разговаривающие находятся один в вагоне, а другой на перроне; если собеседники разделены расстоянием или их окружает беспрерывный шум, а необходимо сказать что-то важное, — в таких ситуациях позволительно говорить громко. Когда же человек находится в семье или в кругу друзей, на приеме у врача, в кабинете начальника, в трамвае, магазине или в другом общественном месте, то громкая речь будет свидетельствовать о невоспитанности или чрезмерной нервозности, возбужденном состоянии или, наконец, о стремлении говорящего обратить на себя внимание окружающих.

5. Нет сомнений, что у каждого писателя, поэта своя манера чтения, своя интонация, неповторимая, единственная.

Восторженно принимали слушатели рассказы Ивана Алексеевича Бунина в его исполнении. У него был великолепный голос. Он с удивительным мастерством, используя все разнообразие и богатство русской интонации, передавал тончайшие нюансы мысли, создавая звуковые портреты своих героев; то замедляя, то убыстряя речь, повышая и понижая голос, рисовал картины природы. Он завораживал всех своими непередаваемыми интонациями.

А вот Константин Георгиевич Паустовский имел негромкий, хрипловатый, иногда даже скрипучий голос. И хотя читал он свои произведения «без вы­ражения», неторопливо, ровным голосом, без усиления и ослабления его звучания, слушатели сидели, затаив дыхание, старались не пропустить ни одного слова.

Кому довелось слышать выступление Корнея Ивановича Чуковского, тот никогда не забудет его молодой, высокий, удивительно звонкий голос. Чуковский имел свою манеру говорить - живую, полную юмора и какого-то юношеского задора. Создавалось впечатление, что он не читает произведение, а ведет доверительную беседу. Высокий, стройный, удивительно обаятельный, он умел с пер­вых слов очаровать, покорить всех.

6. Ученые-лингвисты давно обратили внимание на то, что малограмотные люди нередко говорят «спинжак» вместо пиджак, «киноскоп» вместо кинескоп, невроз изменяют на «нервоз», а високосный на «высокосный». Случайна такая замена или нет? Можно ли объяснить, чем она вызвана? Вероятнее всего это объясняется тем, что говорящий стремится немотивированное для него слово сделать мотивированным и создает близкое по звучанию слово, которое ему понятно. Почему пиджак так назвали - непонятно, но если сказать «спинжак», то становится яснее ясного: эта одежда надевается на спину, прикрывает ее. Слово «киноскоп» сближается с кино, «нервоз» с нервом, «высокосный» с высокий. Слова становятся понятными, объяснимыми. Такое явление ученые назвали народной этимологией.

7. Одним из семи чудес света является Александрийский маяк, построенный в 280 году до н.э. на восточной оконечности острова Фарос близ Александрии. На последнем этаже трехэтажной башни (высотой около 120 метров) горел огонь маяка, его свет усиливался путем отражения его в системе металлических зеркал и был издалека виден мореплавателям. Топливо на третий этаж доставлялось на ослах по винтовой лестнице внутри первых двух этажей. К XIV веку маяк был значительно разрушен, но и в таком виде высота его достигала 30 метров. Вскоре он рухнул от землетрясения.

Современная Александрия имеет другой маяк, который находится в западной части Фароса и ни­чем не напоминает своего знаменитого предшественника. Благодаря Александрийскому маяку от ничем не примечательного названия острова Фарос было образовано слово фара.

Второй комплекс упражнений по развитию речемыслительных способностей и укреплению памяти выполняется также ежедневно в течение месяца. Желательно повторять отдельные упражнения первого комплекса.

Упражнение 1.

Прочитайте текст вслух. Старайтесь читать выразительно, не торопясь. В таком же темпе прочитайте его еще раз, время от времени переводя взгляд на воображаемого слушателя, то есть части предложений произносите, не глядя на текст.

На следующий день упражнение повторите.

То же самое проделайте с каждым из указанных текстов. Затем продолжите упражнение, используя любой текст.

Задача: овладеть навыком чтения с отрывом от текста.

Тексты для упражнений:

1. Учебное пособие, с. 4. «Культура и этика общения».

2. Там же, с. 6, со 2-го абзаца до конца главы.

3. Там же, с. 20 – последний абзац, с. 21 – до последнего абзаца.

4. Та же, с. 22 – со 2-го абзаца до конца страницы.

5. Там же, с. 18. – с 4-го абзаца до 4-го абзаца на с. 19.

Упражнение 2.

Прочитайте текст. Разделите его на смысловые части. Выделите в каждой ключевые слова и выпишите их. Перескажите текст, пользуясь ключевыми словами.

Тексты для упражнений:

1. Учебное пособие, с. 74 – 3-й абзац и до конца параграфа.

2. Там же, с. 81. § 3 «Чистота речи».

3. Там же, с. 90. § 2 «Что такое иллюзия понятности».

4. Там же, с. 99. § 4 «Особое внимание иностранным словам».

5. Там же, с. 103. § 1 «Нормативность речи».

Упражнение 3.

Дайте свои варианты (не менее трех) каждого приведенного предложения, сохраняя их основной смысл. Каждый день используйте одно предложение. Когда все они будут исчерпаны, вернитесь к первому и все повторите. Затем для упражнения можно брать любое предложение из книг, газет.

Образец: Ваша точка зрения представляется спорной. Варианты: Вряд ли можно согласиться с вашей точкой зрения. Ваша точка зрения вызывает сомнение. Ваш взгляд на обсуждаемый вопрос не представляется убедительным.

1. Я стараюсь приобрести уверенность в себе, спокойствие и способность мыслить, выступая перед аудиторией.

2. По правилам хорошего тона, если встречаются мужчина и женщина, то мужчина должен выждать, когда женщина протянет для пожатия руку.

3. Жизнь современного человека настолько сложна, полна напряжения, переживаний, неожиданностей, успехов и неудач, что все это часто при­водит к физическим и психологическим перегруз­кам, стрессу.

4. Удачное разрешение конфликта, возникшего между учащимися, может часто явиться источником повышения эффективности работы данного
класса.

5. Месяц, появившийся после новолуния, недолго виден на небе, поэтому о человеке, внезапно исчезнувшем, говорят: Пропал как молодой месяц.

6. Уровень благосостояния - степень обеспеченности граждан страны товарами, услугами и условиями жизни, необходимыми для комфортного и безопасного существования.

7. Соблюдение всеми участниками олимпиады общепризнанных правил «честной игры» помога­ет судьям с большей объективностью определить победителей.

8. В XX веке, особенно во второй его половине, в связи с бурным развитием науки и техники, средств массовой коммуникации и информации возрастает интерес к риторике.

9. Один из крупнейших парков Брюсселя при­влекает посетителей удивительной чистотой, а все потому, что урны здесь заменены куклами, смешными толстяками, у которых постоянно открыт рот, а когда им в рот бросают мусор, они громко благодарят: «Большое спасибо».

10. Нет такой страны, которая не могла бы найти своего места на мировом рынке, используя то, чем она богата и в чем у нее есть относительное превосходство.

II. Профессиограмма лектора

Задание: Распределите по трем группам: 1) необходимые лектору качества (в порядке убывания необходимости); 2) мешающие лектору (в порядке нарастания степени); 3) терпимые, нейтральные.

1. Творческий склад: умение оригинально мыслить, быть новатором, выдумывать новое.

2. Память: умение запоминать факты, цифры.

3. Здоровье.

4. Рутинность, консерватизм.

5. Аналитический склад ума: докопаться до корней.

6. Интуиция.

7. Вера: чем крепче веришь, тем лучше; не Фома-неверующий.

8. Мужской характер.

9. Любознательность.

10. Преподавательские способности.

11. Службизм: старательно, но формально относиться к службе. Не лезь поперек батьки.

12. Замкнутость.

13. Твердость: в конечном счете, в итоге будет по-моему.

14. Воля: умение себя заставить что-то делать; самодисциплина.

15. Педантизм: склонность к порядку в голове и на столе.

16. Гибкость: умение перестраиваться: умный в гору не пойдет.

17. Чувствительность.

18. Тревожность: вечно волнуется.

19. Мнительность.

20. Самоконтроль.

21. Внимательность

22. Живость: излишняя подвижность, отсутствие усидчивости, все куда-то бежит.

23. Импульсивность: сначала делает, а потом думает.

24. Эмоциональность: не ходи, у него плохое настроение.

25. Уравновешенность.

26. Самообладание.

27. Искренность.

28. Честность: инструкцию не нарушит.

29. Терпимость.

30. Приспосабливаемость к условиям жизни.

31. Благосклонность, приветливость.

32. Соперничество, бобцовский характер: А что я хуже. И мы не лыком шиты.

33. Коммуникативность.

34. Коллективизм.

35. Конформизм: приспособленчество, бездумное следование общему мнению, модным тенденциям.

36. Лидерство: умение организовать других, быть первым.

37. Нужда в людях.

38. Наблюдательность.

39. Антислужбизм.

40. Беспечность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: