Какие права есть у потребителя и как их защитить?
(ответы на типовые вопросы)
Поскольку ситуация, обусловленная динамикой распространения коронавирусной инфекции COVID-19 как в зарубежных странах, так и в Российской Федерации продолжает оставаться достаточно сложной и напряженной, Роспотребнадзор обращает внимание потребителей, что в случае одномоментного обращения в суд многочисленного количества потребителей с соответствующими исками реальное исполнение судебных решений в сегодняшней ситуации может с большой долей вероятности привести к физическому банкротству и прекращению деятельности многих участников рассматриваемого сегмента рынка.
Рекомендуем потребителям добиваться решения спорной ситуации в досудебном порядке в целях достижения консенсуса между сторонами обязательства на основе взаимного учета интересов друг друга.
Раздел 5. Отказ от гостиничных услуг зарубежных отелей
5.1 Тариф с условием о возврате стоимости проживания.
5.2 Тариф с условием о невозврате стоимости проживания.
Раздел 6. Отказ от гостиничных услуг российских отелей и иных мест размещения
6.1 Отказ от гостиничных услуг по инициативе потребителя, если они могли быть исполнены (не введены ограничительные меры).
6.2 Невозможность оказания гостиничных услуг в связи с введением ограничительных мер и возврат потребителю предоплаты за гостиничные услуги или иное урегулирование спора по соглашению сторон.
Раздел 5. Отказ от гостиничных услуг зарубежных отелей.
Тариф с условием о возврате стоимости проживания.
В случае, если потребитель напрямую (самостоятельно) заключает договор на оказание гостиничных услуг в отелях иностранных государств ключевое значение имеет выбранный им тариф.
В случае оплаты гостиницы с условием о возврате внесенной предоплаты (или отсутствия предполаты) – договор расторгается тем же способом, которым он заключен (на сайте гостиницы).
Для этого следует написать заявление о возврате денежных средств через официальный сайт гостиницы.
Тариф с условием о невозврате стоимости проживания.
Невозвратный тариф (non refundable) – при обычных условиях пользования услугой (отель или перевозка), это невозвращаемая плата. Единого стандарта (единой политики) взимания и возврата такой платы не существует, в каждой стране свое регулирование.
В случае обстоятельств, независящих от воли сторон, препятствующих исполнению данного договора, потребитель вправе потребовать у иностранной гостиницы возврата денежных средств в рамках заключенного договора.
Важно: заключение соглашения о выборе применимого права в договоре не является препятствием для применения судом защиты прав потребителя, предоставляемой императивными нормами страны места жительства или основного места деятельности исполнителя услуг (пункт 4 статьи 1212 ГК РФ).
Кроме того, потребитель может воспользоваться чарджбэком.
Возврат платежа, или чарджбэк (chargeback — англ.), — это процедура отмены операции по картам платёжных систем Visa и MasterCard, МИР.
Другими словами, это возврат платежа на карту держателя. Чарджбэк можно получить практически от любого учреждения или организации, если вы перевели деньги на банковский счет юридического лица с карты.
Итак, получить возвратный платеж можно от:
· авиакомпаний, железнодорожных компаний;
· интернет-магазинов и интернет-сервисов;
· банков, финансовых организаций;
· других организаций при условии, что вы оплачивали услуги или товары картой.
Чтобы воспользоваться чарджбэком и отменить определённую операцию по карте, необходимо обратиться в банк, выпустивший карту, с которой вы производили оплату. Вам предложат заполнить специальную форму, которая и будет направлена в офис международной платёжной системы.
Как только заявление попадёт в офис платёжной системы и до окончания рассмотрения вашего обращения указанная сумма будет заблокирована на счете получателя. Если решение по вашей ситуации будет положительным, вам вернут деньги на счёт карты.