Религия - это ошибочный продукт эволюции?




В конце 20 века появилось когнитивное религиоведение. Целью этой науки является исследование религии как продукта мозговой активности человека. То есть всё, что связано с религией, происходит только из человека и его особенностей мышления.

Чарльз Дарвин. Основатель идеи об эволюции видов.

Получи антивирусную медитацию.konsfrid.justclick.ruПерейти18+₽

Психологи-бихевиористы Томас Лоусон и Роберт Макколей изучали ритуалы бактаманских племен. Они пришли к тому, что функцией религии в процессе эволюции стало закрепление нужного для племени поведения, традиции. Племя достигало это за счет вспоминания неких важных действий, озвучивания знаний, которые повторялись множество раз, а затем переживались сильными эмоциональными актами.

Ритуал формируется через вспоминание, повторение и эмоции. Свершение массового ритуалаприводит к созданию сакральной и сверхъестественной ситуацию. Данное религиозное действие способствует передаче важных типов поведения, что необходимо для сплочения и жизни племени.

Ритуальные танцы

Сюарт Гатри рассматривал религию как следствие антропоморфизма в мышлении. Человек видит в явлениях и предметах окружающего мира человекоподобные черты (сила, эмоции, глаза, лица в облаках) и одушевляет их в своем восприятии. Этот подход делает из религии когнитивную ошибку, которая сильно закрепилась в нашей культуре в процессе эволюции.

Похожей идее следует популярный антрополог Паскаль Буайе, который считает религиозное представление сформировавшейся нейронной сетью, которая сначала возникает у одного человека, а затем у целой группы, что образует традицию.

Пример антропоморфизма в мышлении. На озеро Свято люди увидели в луже "образ Богородицы". Люди совершали паломничества и целовали лужу.

Слабость приведенных когнитивных теорий о религии в том, что они сводят религию к мышлению, к мозгу. Это самый настоящий редукционизм, которым грешили еще просветители 18-19 вв. Религию нельзя сводить только к мышлению, потому что есть еще и практика, есть коллективный опыт, есть внешняя среда, с которой взаимодействует наш мозг.

Ламетри - типичный представитель атеизма 18 века.

Это наиболее верный подход. Как можно определить религию на основании одного мозга? Человека нельзя определить, если рассматривать его вне культуры, общества, природы. Так же с религией.

Еще одна слабость когнитивного метода заключается в том, что ученые-когнитивисты пытаются рассматривать религию через призму исключительно биологическую. В результате этого возникают проблемы в использовании терминов и их определении.

Паскаль Буайе, один из ведущих ученых в области когнитивного религиоведения. Советую прочесть его книгу "Объясняя религию".

Еще один минус когнитивного религиоведения кроется в его зависимости от когнитивистики и эволюционных наук о сознании. Сознание до сих пор является белым пятном и не имеет четких границ.

Ученые-когнитивисты до сих пор не могут ответить на многие фундаментальные вопросы сознания, поэтому рано еще выдвигать какие-либо самодостаточные теории о религии. В этой сфере нельзя вывести полностью достоверные интерпретации данных. Однако это очень важно, что когнитивистика стала изучать религию. Надо ведь с чего-то начинать.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: