Существование самосущностное или безусловное.




Фома Аквинский (1225-7 марта 1274)

– итальянский философи теолог, канонизирован католической церковью как святой, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель Церкви, основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 годапризнан наиболее авторитетным католическимрелигиозным философом, который связал христианскоевероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении.

 

Биография

Фома родился в замке Рокказека близ Аквино и был седьмым сыном графа Ландольфа Аквинского. Мать Фомы Теодора происходила из состоятельного неаполитанского рода. Отец мечтал, чтобы он со временем стал аббатом бенедиктинской обители Монтекассино, расположенной неподалёку от их родового замка. В 5 лет Фому отдали в бенедиктинскую обитель, где он пробыл 9 лет. В 1239—1243 годах учился в университете Неаполя. Там он сблизился с доминиканцами и решил вступить в доминиканский орден. Однако семья воспротивилась его решению, и его братья заточили Фому на два года в крепости Сан-Джовани. Обретя свободу в 1245 году, он принял монашеские обеты Доминиканского ордена и отправился в Парижский университет. Там Аквинат стал учеником Альберта Великого.

В 1248—1250 годах Фома учился в Кельнском университете, куда переехал вслед за своим учителем. В 1252 году возвратился в доминиканский монастырь св. Иакова в Париже, а четыре года спустя был назначен на одно из закрепленных за доминиканцами мест преподавателя теологии в Парижском университете. Здесь он пишет свои первые труды — «О сущности и существовании», «О началах природы», «Комментарий к „Сентенциям“». В 1259 году папа Урбан IVвызывает его в Рим. В течение 10 лет он преподаёт богословие в Италии — в Ананьи и Риме, одновременно пишет философско-богословские сочинения. Большую часть этого времени он провёл в должности советника по богословским вопросам и «чтеца» при папской курии. В 1269 году вернулся в Париж, где возглавил борьбу за «очищение» Аристотеля от арабских толкователей и против ученого Сигера Брабантского. В то же время стал советником короля Людовика IX. К 1272 году относится написанный в резкой полемической форме трактат «О единстве интеллекта против аверроистов» (лат. De unitate intellectus contra Averroistas). В том же году его отозвали в Италию для учреждения новой школы доминиканцев в Неаполе. Недомогание принудило его прервать преподавание и писательский труд к концу 1273 года. В начале 1274 года Фома Аквинский умер в монастыре Фоссанова по дороге на церковный собор в Лион.

Основные труды:

- «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» (Сумма философии)

 

*Су́мма (лат.Summa) — литературная форма, или литературный жанр, соединяющий в себе признаки научного трактата и энциклопедическогосправочника.

 

- «Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы», которые явились во многом плодом его преподавательской деятельности, включавшей, согласно традиции того времени, диспуты и чтение авторитетных текстов, сопровождающихся комментариями.

 

- Комментарии на книги Библии, 12 трактатов Аристотеля, трактаты Боэция, Псевдо-Дионисия и мн. др.

 

Идеи Фомы Аквинского

1. Разграничение философии (предмет – «истины разума») и теологии (предмет – «истины откровения»). Философия в услужении у теологии, т.к. Божественная премудрость выше человеческого разума.

2. На основе учения Аристотеля о четырех последовательных ступенях истины (опыт (empeiria), искусство (techne), знание (episteme) и мудрость (sophia), Фома называет мудрость независимой от других ступеней, потому что она основывается на Божественных откровениях, следовательно, это высшее знание о Боге.

2.1 Типы мудрости:

2.1.1 Мудрость Благодати;

2.1.2 Мудрость богословская — мудрость веры, использующая разум;

2.1.3 Мудрость метафизическая – мудрость разума, постигающая сущность бытия

2.2 Типы теологии:

2.2.1 сверхъестественная (истина Откровения, неподвластная человеку: триединство и воскрешение)

2.2.2 рациональная (сила человеческого интеллекта)

3. Истины науки и истины веры находятся в гармонии, т.к. наука – средство в стремлении человека постичь Бога через мудрость.

 

Бытие

Каждой вещи существование несравненно более важно, чем её сущность. Единичная вещь существует не благодаря своей сущности, потому что сущность никак не подразумевает существование, а благодаря сопричастности акту творения, то есть воле Бога.

Только в Боге сущность и существование нераздельны и тождественны

Виды существования:

существование самосущностное или безусловное.

2. существование случайное или зависимое.

Материя и форма

Сущность всего телесного – в единстве формы и материи. Материя – пассивный субстрат, основа индивидуации. Форма определяет род и вид.

Типы форм:

1.1 субстанциональная (через неё субстанция как таковая утверждается в своем бытии)

1.2 акцидентальная (случайная)

2.1 материальная (имеет собственное бытие лишь в материи)

2.2 субсистентная (имеет собственное бытие и деятельна без всякой материи)

 

Человек и душа

Индивидуальность человека — личностное единство души и тела.

Божественная природа души: она бессмертна.

Конечная цель жизни человека — достижение блаженства, обретаемого в созерцании Бога в загробном мире.

Тело человека – переходная стадия от тварей к ангелам. У него есть разумная душа, свободная воля и стремление к познанию. Корень свободы – разум.

 

Познание

Понятия вещей (универсалии) существуют трояко:

1. «до вещей », (в разуме Бога как идеи будущих вещей, как вечные идеальные прообразы сущего);

2. «в вещах », получив конкретное осуществление;

3. «после вещей » — в мышлении человека в результате операций абстрагирования и обобщения (номинализм, концептуализм).

Интеллект:

• Пассивный (в него попадает чувственно воспринимаемый образ);

• Активный (абстрагирование от чувств, обобщение; возникновение понятия).

Истина — это «соответствие интеллекта и вещи»

Операции познания: понятие, суждение, умозаключение.

Виды познания:

• Ум— вся сфера духовных способностей.

• Интеллект — способность умственного познания.

• Разум— способность к рассуждению.

 

Этика

В своих этических воззрениях Фома Аквинский опирался на принцип свободы воли человека, на учение о сущем как благе и о Боге как абсолютном благе и о зле как лишенности блага.

Зло – лишь менее совершенное благо, допускаемое Богом ради осуществления всех ступеней совершенства во Вселенной.

Блаженство – конечная цель жизни человека, его устремлений познать абсолютную истину, Бога.

Без божественной благодати вечное блаженство недопустимо.

 

Политика и право

Общественная жизнь, требующая контроль ради общего блага, естественна.

Формы правления:

• Справедливые: монархия, аристократия, полисная система

• Несправедливые: тирания, олигархия, демократия

Наилучшая форма правления — монархия, поскольку движение к общему благу наиболее эффективно осуществляется, направляясь единым источником; соответственно наихудшая форма правления — тирания, поскольку зло, осуществляемое волей одного, больше, чем зло, проистекающее из множества различных воль, кроме того демократия лучше тирании тем, что служит благу многих, а не одного.

Справедливый монарх должен учитывать интересы различных групп населения и не исключать элементов аристократии и полисной системы.

Церковная власть выше светской.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: