Почитай отце твоего и мать твою.




Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим.

Эта первая заповедь говорит о приоритетах в жизни. Она означает, что Господь должен почитаться превыше всего остального. В жизни человека Бог должен стоять на первом месте и быть центром всех людских отношений. Од­нако всепоглощающая любовь к Господу вовсе не умаляет ценности человека. Заповедь только подчеркивает необходимость расстановки правильных приоритетов. Мы можем и должны любить и уважать других людей. Проблемы начинаются в тот момент, когда люди начина­ют предпочитать Богу что-то другое, будь то человек, власть или деньги, тем самым приоб­ретая себе новых богов. И часто эти божки становятся единственным смыслом существо­вания, заменяя собой другие ценности жизни.

Не делай себе кумира.

Эта заповедь подчеркивает достоинство че­ловека. Человек создан как венец творения, и если он поклонится иному созданию, то поте­ряет свое положение царя мироздания, пре­вратившись в его раба. Идолопоклонством называется поклонение не только созданию рук человеческих, но даже Божьему творе­нию. Это и обожествление природы, когда бо­жественным считают всего лишь естественное. Идолопоклонство в настоящее время при­обрело много форм. Например, многие люди сегодня поклоняются материальному богатст­ву и процветанию, и тогда модное платье или последняя модель машины становится для них самым важным в жизни. Другие находят идола в одной из рок-звезд, с обожанием внимая каждому слову своего кумира. Есть люди, ко­торые создают культ человеческого тела, и для них на первом месте в жизни оказываются конкурсы красоты или занятия бодибилдин­гом. Нередко случается, что объектами покло­нения становятся человек, государство или партия, возведенные в верховные арбитры ис­тины, законности и источников народного процветания. И наконец, всем нам известны примеры национализма, когда люди, по сути, обожествляют свою нацию.Даже сами религии порой неосознанно сползают в идолопоклонство, когда абсолю­тизируют нечто относительное, например ре­лигиозную книгу, традицию или доктрину.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

Способность людей к общению — это дра­гоценный дар, и его нужно охранять от извращения. Язык — главное средство нашего общения. И если слова теряют свой смысл из-за неправильного или слишком частого употребления, то обозначаемые ими сферы человеческого опыта и жизни как бы исчеза­ют. Когда такие слова, как Бог, любовь, мир, истина, употребляются бездумно, мы больше не можем ясно говорить друг с другом о столь священных и важных предметах. Искажение языка извращает слова и их смысл и затруд­няет общение. Поскольку религия — едва ли не самая глубокая и богатая часть человечес­кого опыта, слишком частое и бессмысленное упоминание имени Бога снижает и обесцени­вает самое священное. Другое назначение заповеди — предотвра­тить злоупотребление силой религии, силой святого имени. Это накладывает ограничения на авторитет священнослужителя, и особенно на попытки силой заставить людей выполнять религиозные предписания. К сожалению, не­редко методом убеждения священнослужите­лей становится угроза Господней кары для тех, кто не следует их указаниям.

Помни день субботний, чтобы святить его.

Для евреев суббота — седьмой день недели, Шаббат. Согласно истории сотворения мира, описанной в первой книге Библии - книге Бытия, увидев, что все Им сотворенное "хо­рошо весьма", Господь почил и отдыхал, Поэтому Шаббат празднуется в честь сотворе­ния мира. Смысл жизни не исчерпывается только трудом и пользой, принесенной другим. Часто оказывается слишком легко так погру­зиться в повседневные заботы, что мы теряем понимание того, что является самым важным в жизни. Шаббат был установлен для блага человека. Это был день отдыха, молитвы, занятий и размышлений. Это семейный праздник, когда царит особая атмосфера мира и радости.

Почитай отце твоего и мать твою.

Семья является основой общества. Именно в семье дети воспринимают нравственные ценности, знания и навыки, которые потом они воплощают в своей жизни, передают из поколения в поколение. Поэтому общество, в котором искажены или извращены ценности семьи, очень страдает от этого. Связь поколе­ний осуществляется прежде всего через отно­шения между родителями и детьми. Человек, не выказывающий должного уважения к своим родителям, подрывает один из самых основ­ных столпов общества. И родители, и дети несут ответственность друг перед другом. Родители должны кор­мить, одевать и учить своих детей, готовить их к самостоятельной жизни. Они должны вос­питывать в своих детях нравственность, не только осуществляя моральное руководство, но и, что еще важнее, показывая личный пример. Как сказал православный священник Алек­сандр Ельчанинов, "в воспитании детей самое важное состоит в том, чтобы они видели, что их родители ведут напряженную духовную жизнь". Поэтому эта заповедь обращена не только к детям, но и к родителям. Она как бы говорит родителям: "станьте такими, чтобы детям хотелось вас уважать". В свою очередь дети должны уважать и слушаться своих роди­телей, заботиться о них, особенно когда те достигнут преклонного возраста. Состарившись, люди уже не могут сами зарабатывать себе на жизнь и вносить свой вклад в общество. Однако не труд и не про­дукты труда определяют ценность человечес­кой жизни. Хотя работа важна, это еще не все. Пожилых людей следует уважать и заботиться о них. Благодаря жизненному опыту они приобрели мудрость и знание, которых так недостает молодежи. Вот почему во многих традиционных обществах чем старше человек, тем с большим уважением к нему относятся.

Не убивай.

В древнееврейском языке были разные слова для обозначения разных типов убийства. Слово, употребляемое в этой заповеди — "ра­сах", - означает преднамеренное убийство, совершенное по злобе. Его следует отличать от убийства в более обобщенном смысле. Хо­тя убивать всегда нехорошо, иногда это про­исходит случайно, а иногда и оправданно - например, при защите себя или своей страны во время войны. Эта заповедь выражает веру в то, что че­ловеческая жизнь священна. Поскольку жизнь — Божий дар, каждый человек обла­дает уникальной и бесконечной ценностью. Право на жизнь, обоснованное ее божест­венным происхождением, является основой всех прочих прав человека, естественных и законных, и базой цивилизованного общест­ва. Никто не имеет права прервать жизнь, собственную или чужую.

Не прелюбодействуй.

Супружеская любовь свята, но в то же вре­мя естественна. Свята потому, что Бог есть лю­бовь, а естественна потому, что создана Богом. Неверность разрушает самые близкие и драго­ценные человеческие отношения — любовь и доверие между мужем и женой. Заповедь защи­щает эти взаимоотношения и сердца людей, которым этот поступок причиняет боль. Более того, будучи грехом против любви, прелюбодеяние подрывает семью. Когда суп­руги неверны друг другу, рушится и родитель­ский авторитет, потому что дети не могут уважать родителей, которые говорят одно, а делают другое. В то же время, поскольку ро­дительская любовь определяется любовью между супругами, ослабление супружеской связи плохо влияет на детей. Они вырастают, не получая необходимых им воспитания и любви. А поскольку семья — основа общества, любые проблемы в семье в конце концов ока­зывают влияние и на все общество в целом.

Не кради.

Украсть — значит взять, обычно тайком, чужую собственность. В это понятие входит не только воровство, но также и такие поступ­ки, как мошенничество и неуплата долгов. Кража может совершаться не только отдель­ными людьми, но и группами, а иногда -партиями или правительствами. Эта заповедь учит нас тому, как мы долж­ны относиться к материальному миру. Хотя Господь создал мир и владеет им безраздель­но, Он дал человеку право распоряжаться им. Поэтому человек, носитель образа Господа, может сам воплотить свои творческие способ­ности и стать творцом. Таким образом, вещи, которыми мы владеем или которые мы созда­ем, являются в определенном смысле как бы продолжением нашей личности. Закон против краж существует для защиты естественного желания владеть и пользоваться собственным имуществом. В сообществах, где все соблюда­ют этот закон, люди не запирают дверей и не волнуются о том, чтобы уберечь свою собст­венность от воров. Такое положение вещей устраивает всех, как богатых, так и бедных. Состоятельные люди оказываются защищены от краж, а бедные — от притеснения богатых. Если мы владеем чем-то, это отнюдь не означает, что мы можем распоряжаться собст­венностью в соответствии с любыми своими прихотями, например мы не можем портить или уничтожать ее. Состоятельные люди должны быть великодушны и использовать свое благосостояние во благо всей общины. Закон Моисея утверждал высшую святость принципа частного владения, хотя даже в этой ситуации ценность человеческой жизни ставилась неизмеримо выше, чем ценность собственности. При том, что совершенное убийство каралось смертной казнью, наказание за воровство никогда не было столь жестоким.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: