4.1. Документация, используемая при проектировании
Проектированию конструкции любого СП предшествует анализ документации, в состав которой входят [I]:
- чертежи собираемого отсека, агрегата;
- технологический процесс сборки;
- технические условия (ТУ) на проектирование СП;
- комплект чертежей стандартизованных элементов СП и типовых конструкций стапелей;
- списки освоенных в производстве элементов СП и конструкционных материалов;
- директивные технологические материалы на самолет.
Основным документом для проектирования СП являются чертежи изделия. По ним определяются допуски на размеры и формы агрегата. Важно также ознакомиться и с чертежами агрегатов (узлов), сопрягаемых с рассматриваемым агрегатом, т.к. это влияет на конструкцию фиксаторов стыка СП. Все стыковые узлы собираемого изделия должны быть надежно зафиксированы в приспособлении, а фиксаторы установлены согласно схеме увязки. Это требование обеспечивает взаимозаменяемость агрегатов (отсеков) по стыкам.
Анализ технологического процесса сборки позволяет:
- выявить номенклатуру сборочных единиц;
- определить последовательность базирования подсборок;
- ознакомиться со сборочным оборудованием;
- определить трудоемкость и цикл сборки изделия.
После анализа технологического процесса сборки изделия полезно ознакомиться с технологическими процессами сборки подсборок (узлов, панелей), входящих в собираемое изделие, поскольку может оказаться целесообразным перенести некоторые операции из подсборок на агрегатную сборку или наоборот.
В ТУ на проектирование стапеля приведены основные данные о сборочных базах и фиксируемых элементах агрегата, указана связь со смежными агрегатами (отсеками), точность сборки агрегата по обводам, базовым и другим элементам, которую необходимо обеспечить при сборке изделия в приспособлении. Здесь же указывается оснастка, предназначенная для изготовления и монтажа стапеля, необходимая механизация СП, технология его сборки, способ выемки готового изделия из стапеля, перечисляются специальные требования к условиям работы сборщиков и к вспомогательной оснастке стапеля.
|
4.2. Элементы агрегатов, фиксируемые при оборке изделия в стапеле
При сборке изделия в приспособлении точность в большинстве случаев обеспечивается фиксаторами и зажимами стапеля, которые устанавливаются на жестком каркасе данного стапеля. При оборке отсеков и агрегатов (фюзеляжа, крыла, оперения, закрылков и их частей) фиксируются следующие элементы:
- стыковые узлы;
- внешние обводы агрегатов;
- лонжероны, нервюры, стрингеры, панели, обшивки, шпангоуты, узлы установки бортового оборудования и др.
Точность фиксации этих элементов агрегата определяется системой допусков на геометрию и взаимное расположение агрегатов, что указывается в техническом задании (ТЗ) на проектирование СП, а также в таблице нивелировочных данных самолета.
При проектировании СП целесообразно минимизировать число его узлов и деталей, чаще использовать фиксацию по КФО, учитывать особенности используемого при сборке инструмента, применять быстродействующие механизированные зажимные устройства, а также высокоэффективные средства механизации БФУ.
4.3. Построение схемы механизированного стапеля и последовательность его проектирования
|
Построение схемы механизированного СП следует начинать с выбора базовых осей, относительно которых определяется положение всех основных элементов стапеля. Необходимо также соблюдать принцип единства баз. Как известно, главные конструкторские базы самолета (ось симметрии, строительная горизонталь, линия плоскости хорд, линии осей лонжеронов и носков крыла, стабилизатора, киля) посредством плазов увязаны с базовыми осями шаблонов, эталонов, макетов стыка и монтажных эталонов [7]. Поэтому целесообразнозабазовые оси стапелей принимать оси агрегатов. Для агрегатов и отсеков крыла (центроплан, ОЧК, СЧК, элерон, закрылок, предкрылок) необходимо выбирать одни и те же базовые оси: плоскости хорд, ось разъема, линию носков, лонжеронов, строительную горизонталь, для агрегатов и отсеков фюзеляжа - ось симметрии, строительную горизонталь, плоскость разъема отсеков.
На чертеже СП основные размеры, определяющие форму внешних обводов, положение плоскостей стыка и стыковых узлов задаются относительно базовых осей и базовых отверстий по сечениям.
После выбора базовых осей намечается последовательность установки элементов агрегата в стапель согласно схеме базирования, выбираются точки, линии, плоскости подсборок и всего агрегата, которые фиксируются с целью обеспечения взаимозаменяемости по конкретным отдельным параметрам. Эти зоны указываются на схеме агрегата (табл. 4.1). Полученный таким образом чертеж является схемой базирования (рис. 4.1). Типовые конструкции фиксирующих, установочных и прижимных элементов выбираются с учетом схемы базирования: рубильников, ложементов плит стыка, фиксаторов узлов, макетных нервюр и шпангоутов, опор, прижимов, вилок, стаканов, втулок, кронштейнов, шарнирных подпятников поворотных плит. В зависимости от конструкции и веса типовых фиксаторов: последние снабжаются механизмами подъема и опускания, выдвижения, поворота, прижима. Для системы механизации СП выбираются виды источников энергии, определяются точностные и геометрические параметры СП и рассчитывается на жесткость каркас стапеля.
|
Рассчитываются (либо задаются) следующие величины:
точность внешних обводов агрегата, обеспечиваемая рубильниками и ложементами;
шаг и число рубильников и ложементов;
шаг и число фиксаторов профилей и листовых деталей;
размеры сечений и длина элементов каркаса.
Для расчетов точностных параметров стапеля используется аппарат теории размерных цепей. Расчет производится исходяиз выбранных методов базирования и схемы увязки заготовительной и сборочной оснастки. Схемы увязки и примеры расчета точности сборки приведены в работе [4]. Точность оборки агрегата можно оценить, используя данные, приведенные в табл. 1.3 и 1.2.
На точность внешних обводов агрегата влияет точность монтажа базово-фиксируищих устройств СП. Поэтому при составлении схемы увязки должен быть выбран метод монтажа СП, удовлетворяющий заданной точности. Согласно статистическим данным предельные отклонения установки БФУ составляют [2]:
по плоским шаблонам приспособления (ШП) ±0,3...0,5 мм;
по монтажному эталону ±0,3...0.5 мм;
с помощью координатных средств (плаз-кондуктора и инструментального стенда) ±0,3...0,7 мм;
с помощью оптических приборов (нивелира, теодолита и др.) ±0.15...0.25 мм;
с помощью лазерных центрирующих измерительных устройств -±0.05...0,15 мм.
Приведенные значения погрешностей СП являются предельными, Их достижение в реальных условиях производства зависит от многих факторов и требует больших трудозатрат и специальных технических средств.
Частота установки фиксаторов (количество рубильников, опор, прижимов) определяется на основе точностного расчета и жесткостных характеристик базирующих элементов. Для установки быстроcъемных фиксаторов предусматриваются зоны для подходов специального инструмента и соответствующая энергосеть.
На практике число фиксаторов в большинстве случаев определяется количеством деталей агрегата. Фиксаторы таких деталей, как стыковые узлы, нервюры, диафрагмы, шпангоуты и др., устанавливаются по числу деталей и месту их расположения на агрегате. Базовыми поверхностями (плоскостями) для стыковых узлов и кронштейнов служат плоскости разъемов и поверхности стыковых отверстий. Если указанные узлы установлены на уже собранных объектах (лонжеронах, шпангоутах), то установочными базами являются отверстия этих узлов. Если стыковые узлы имеют фланцы или фитинги, стыкующиеся по плоскостям при помощи болтов, то за базы принимают плоскости стыка и поверхности болтовых отверстий.
Для базирования агрегатов по обводам применяется большое число фиксаторов контура (рубильников и ложементов), которые устанавливаются на расстоянии 200...1500 мм друг от друга в зависимости от жесткости собираемого агрегата. Если известны предельное отклонение d (допустимая деформация) элементов агрегата, их механические характеристики и условия нагружения, то можно расчетным путем определить расстояние между фиксаторами. В этом случае рубильники, ложементы и другие фиксирующие элементы являются опорами для элементов конструкции агрегата. Практически расчет достаточно проводить лишь для продольного набора - стрингеров (балок, лонжеронов), которые рассматривают как упругую балку, лежащую на двух опорах.
Таблица 4.1
Рис. 4.1. Схема базирования панели крыла: I, 2 - стыковые узлы; 3 - стрингер; 4 - стапельная плита; 5 - обшивка; 6 - рубильник; 7 - ложемент |
Приравнивая прогиб этой балки допустимой деформации d. определяют расстояние между фиксаторами
(4.1)
где EJ- жесткость профиля балки, кг.м2; t - расстояние между фиксаторами (рубильниками); p - масса одного погонного метра профиля, кг.
Такие расчеты зачастую не делают, а шаг фиксаторов принимают равным шагу поперечного набора (нервюр, шпангоутов) и располагают их вблизи элементов поперечного набора. Это относится как к фиксаторам листовых деталей, так и к ложементам и рубильникам. Последние обычно устанавливаются по осям нервюр и шпангоутов. Ширина B рубильника, отлитого из вторичного алюминиевого сплава, выбирается на основе следующих соотношений [4]:
B = 50... 80 мм при L< 1000 мм;
B = IOO...I80 мм при L = I000...2500 мм;
B = 150...200 мм при L > 2500 мм.
Толщина рубильников выбирается в зависимости от размеров вилок [5] и должна быть не менее 20 мм, а их сечение по всей длине принимается постоянным.
Основные размеры фиксаторов профилей и листовых деталей выбираются исходя из конструктивных соображений. Фиксаторы стыков, как известно, разделяются на две группы: фиксаторы разъемов ухо-вилка и фиксаторы фланцевых разъемов. Они бывают как неподвижными так и подвижными. Первые используются при условии, если фиксаторы не мешают выемке собранного изделия из стапеля. В противном случае применяются подвижные фиксаторы: откидные или выдвижные, снабжающиеся при необходимости соответствующими приводами (пневматическими гидравлическими и др.). Для откидных фиксаторов отношение плеча заделки С (расстояние между отверстиями двойной вилки или двух вилок) к вылету D (расстояние между фиксирующим штырем и отверстием узла) выбирается в пределах I/3...I/5. Камеры сечения рычага
фиксатора принимаются следующие: ширина b = (0,2...0,3)D; толщина m = (0,I...0.2)b
Для выдвижных фиксаторов максимальный вылет вала Lp <5d где диаметр вала d = (3...5)d0, а d0 - диаметр отверстия фиксируемого стыкового узла. Если необходимо значительно повысить жесткость фиксатора, применяют конструкцию со сдвоенными валами.
Стапельные плиты предназначены для фиксации фитингов иди узлов профилей разъема (уголков, гребенок). С целью повышения жесткости плиты снабжены сварным трубчатым каркасом. На практике плиты длиной до I м выполняются без каркаса. При этом их толщина выбирается в пределах 20... 25 мм при длине до 0,5 м и в пределах 30... 35 ми при длине 0,5...1 м.
Положение силовых механизмов фиксаторов определяется структурой базирующих и установочных элементов СП, а их номенклатура и количество зависят от жесткости собираемого агрегата.
Особое место в проектировании СП занимает вопрос о механизации стапельных работ. Разрабатывается конструкция средств механизации закладки и выемки изделия из стапеля, перемещения стапельных плит, подъема рубильников. При необходимости в сборочное приспособление встраиваются сверлильно-зенковальные и клепальные головки. Указанные средства механизации размещаются на каркасе стапеля. Варианты их компоновок приведены в работе [5]. Предусматриваются зоны размещения управляющих вентилей гидросистемы стапеля. Сами балки стапеля выносятся из зоны расположения агрегата для обеспечения свободы доступа к агрегату при сборке.
На чертеж приспособления наносятся нормализованные элементы каркаса (стойки, колонны, рамы, балки), размеры и количество которых выбираются исходя из конструктивных соображений и расчета на жесткость.