МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ имени СЕРГО ОРДЖ0НИКИДЗЕ
В. И. БЕХМЕТЬЕВ
МЕХАНИЗАЦИЯ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ ДЛЯ СБОРКИ КЛЕПАНЫХ КОНСТРУКЦИЙ САМОЛЕТОВ
Учебное пособие
УДК: 629.7.023(075.8)
В пособии рассмотрены основные вопросы механизации сборочных и сварочных приспособлении, приведены виды силовых приводов систем механизации, даны некоторые конструктивные варианты механизированных устройств стапелей и кратко изложена методика проектирования механизированных приспособлений.
Учебное пособие предназначено для студентов старших курсов, выполняющих дипломные и курсовые проекты. Оно может быть полезно при изучении отдельных вопросов технологии сборки авиаконструкций, предусмотренных в курсе лекций по технологии производства летательных аппаратов.
Московский авиационный институт, 2004 г.
I. СБОРОЧНЫЕ ПРОЦЕССЫВ САМОЛЕТОСТРОЕНИИ
I.I Требования к точности обводов агрегатов
Одним из основных показателей качества оборки авиаконструкций является величина отклонения от теоретических размеров и форм, возникающая при реализации сборочного процесса. Эта величина зависит от типа самолета и зоны расположения обвода на крыле, фюзеляже, гондоле и т.д. Поля допусков на размеры внешних обводов агрегатов в соответствии с техническими условиями для большинства типов скоростных самолетов представлены в табл. I.I [l].
Таблица I.I
Теоретический размер, форма | Отклонение от теоретического размера, формы, мм |
Внешний обвод фюзеляжа, гондол двигателей, гондол шасси | ±0,2...2,0 |
Внешний обвод крыла и оперения | ±0,1...1,5 |
Положение осей стрингеров | 2,0...2,5 |
Положение концов стрингеров | 2,0...6,0 |
Положение осей шпангоутов | 2,0...4,0 |
Ступенька между стыкуемыми сегментами шпангоутов | 1,0...1,5 |
Зазор между стыкуемыми торцами шпангоутов | 6,0...8,0 |
Ступенька между стыкуемыми обшивками (панелями): - для продольных стыков - для поперечных стыков | 0,5...2,5 0,I5...0,5 |
Зазор между стыкуемыми обшивками панелей и отсеков: - на крыле - на фюзеляже | 0,5...0,8 0,8...1,5 |
|
Т а б л и ц а 1.2
Агрегат | Номер зоны агрегата | Допуски на обводообразующие элементы сбо- рочной оснастки для агрегатов планера (±мм) при скорости самолета, км/ч | |||
400...600 | 600...900 | 900...1700 | 1700...2700 | ||
Крыло | I | 1,0 1,5 | 0,75 1,0 | 0,5 1,0 | 0,25 0,4 |
Элерон | - | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,25 |
Закрылок | - | 1,0 | 1,0 | 0,5 | 0,4 |
Оперение | I | 0,5 1.0 | 0,5 1,0 | 0,5 1,0 | 0,25 0,4 |
Гондола двигателя | I | 0,5 1,5 | 0,5 1,5 | 0,5 1,5 | 0,5 1,5 |
Фюзеляж | I | 1,0 1,5 | 1,0 1,5 | 0,5 1,0 | 0,5 0,6 |
Обтекатель шасси | I | 0,5 1,0 | 0,5 1,0 | 0,5 1,0 | 0,5 0,6 |
Воздухозаборник | I | 1,5 1,5 | 1,0 1,0 | 1,0 1,0 | 0,75 0,75 |
Жесткость допусков оказывает большое влияние на выбор методов сборки, особенно для многоэлементной конструкции сложной формы, требующей тщательной увязки размеров и форм всех деталей. Выбор метода сборки (по точности наружного обвода) зависит от результатов технико-экономического анализа вариантов сборки. Значения некоторых экономически оправданных допусков на сборочную оснастку приведен в табл. 1.2 [2]. При этом допуски на контуры обводообразующих элементов сборочных приспособлений (СП) заданы в зависимости от допусков на планер самолета (допуски на изготовление и монтаж базово - фиксирующих устройств (БФУ) сборочных приспособлений примерно в 2 раза меньше допусков на контуры агрегатов планера. В свою очередь допуски на контуры внешних обводов агрегатов более жесткие для зоны 1 того или иного агрегата и менее жесткие для зоны 2. Зоной 1 считается носовая часть агрегата, зоной 2 - центральная и хвостовая. Например, для крыла, стабилизатора, киля зона 1 распространяется на 30...40% агрегата, для мотогондолы - на 20% [4]. Условно зоной 1 можно считать область агрегата до миделева сечения, зоной 2 - область от миделева сечения до задней кромки агрегата.
|
1.2 Методы сборки
Сборка является технологическим процессом формирования узлов и панелей из отдельных деталей, затем отсеков и агрегатов планера самолета. Таким образом, сборку можно представить как совокупность технологических операций по базированию (установке деталей и узлов в сборочное положение) и соединению сборочных единиц между собой. Детали в сборочное положение устанавливаются по базам, в качестве которых используются поверхности деталей и элементов сборочного приспособления (СП). В самолетостроении методы оборки (базирования) принято называть по базовым поверхностям собираемых деталей изделия. Точность изготовления деталей, образование на них базовых поверхностей и точность изготовления СП являются важнейшими условиями получения требуемой формы и размеров узлов, отсеков и агрегатов планера самолета. Применяемые в самолетостроении методы сборки можно разделить на группы:
без использования СП - по базовой детали, по разметке и сборочным отверстиям;
|
с использованием СП - по поверхности каркаса, по поверхности обшивки, по координатно-фиксирующим отверстиям (КФО), по отверстиям под стыковые болты (ОСБ).
Методы базирования при сборке агрегатов в приспособлениях весьма специфичны, зависят от расположения и назначения собираемых элементов в изделии. Например, при базировании деталей, определяющих внешние обводы агрегатов, в качестве баз используются поверхности деталей каркаса и обшивки, КФО, а при базировании стыковых узлов и узлов крепления оборудования к элементам планера - отверстия под стыковые болты (ОСБ) [1].
Наиболее точным методом базирования при сборке в приспособлении является базирование по наружной поверхности обшивки [5]. В этом случае размерная цепь кратчайшая, и погрешность наружного обвода агрегата определяется практически погрешностью обводообразующих элементов сборочного приспособления.
Во всех случаях применения при сборке одного изделия нескольких сборочных баз основным методом базирования считается тот, при котором формируется внешний обвод агрегата. Метод (или методы) базирования выбирается в соответствии с требованиями к точности внешних обводов агрегата. Расчетные данные по точности внешних обводов агрегатов при различных методах базирования приведены в табл. 1.3 [3].
Таблица 1.3
Метод базирования | Точность внешнего обвода агрегата, |
По наружной поверхности обшивки По поверхности каркаса По внутренней поверхности обшивки По координатно-фиксирующим отверстиям По сборочным отверстиям | 0,7 1,0 1,6 1,2 2,4 |
Из нескольких методов базирования, удовлетворяющих заданной точности, выбирается наиболее экономически целесообразный, соответствующий минимуму приведенных затрат на сборку изделия. Некоторые сравнительные показатели основных методов оборки при подготовке производства (затраты на сборочную оснастку) представлены в табл. 1.4 [З].
Т а б л и ц а 1.4
Метод базирования | Сборочная единица | Расход металла на оснастку, % | Трудоемкость Изготовления оснастки, % | Себестоимость изготовления, % | Объем сборочного оборудования, % |
По наружной поверхности обшивки | Узлы, панели, отсеки, агрегаты | ||||
По поверхности каркаса | Узлы, панели, Отсеки, агрегаты | ||||
По внутренней поверхности обшивки | Узды, панели, Отсеки, агрегаты | ||||
По сборочным отверстиям | Узды, панели, Отсеки, агрегаты | ||||
По координатно-фиксирующим отверстиям | Узды, панели, Отсеки, агрегаты |
1.3. Устройство СП и объекты их механизации
Большинство элементов конструкций самолетов собирается в СП. Основным назначением СП является обеспечение установки (базирования) деталей, узлов, панелей в сборочное положение относительно базовых осей и выполнение соединений сориентированных деталей. Положение собираемых элементов конструкции самолета в приспособлениях фиксируется относительно главных базовых осей отсека или агрегата, его аэродинамического обвода или плоскости стыкового узла [7].
Рис. 1.1. Схема сборочного приспособления:
I - собираемый агрегат; 2, 3 - фиксаторы; 4 - упоры для переднего лонжерона; 5, 6, 7 - рубильники; 8 -кондукторная линейка; 5 - колонна; 10, II - балка; 12 - наклонная балка; 13- кронштейн; 14 -гидроцилиндр подъема рубильника; 15 - гидравлический зажим; 16 -основание каркаса;17 - пульт управления гидросистемой стапеля; 18, 19 - гидровентили; 20,21- кондукторные втулки для сверления отверстий УБО в обшивке
Сборочное приспособление (рис. 1.1) представляет собой сложную пространственную конструкцию [I], состоящую из каркаса, базово -фиксирующих устройств (БФУ), вспомогательных устройств, средств механизации, энергосиловых устройств.
Каркас СП, как правило, выполняется из отдельных элементов (колонн, стоек, балок, фундаментных плит, кронштейнов), соединенных между собой болтами или при помощи сварки. Элементы каркаса при проектировании СП выбираются по ОСТ 1.51206-72, ОСТ 1.51331-72 «Приспособления для оборки агрегатов. Детали и узлы каркасов приспособлений».
БФУ играют главную роль в обеспечении качества и производительности сборочных работ. Основным назначением БФУ является обеспечение точности и взаимозаменяемости изделий. Являясь сборочными базами, БФУ определяют положение устанавливаемой на них сборочной единиц относительно поверхностей других сборочных единиц, а также обеспечивают неподвижность сборочных единиц в процессе сборки. Неподвижность достигается фиксацией оборочных единиц специальными прижимными механизмами, которые, как правило, монтируются на базирующих элементах конструкции СП. Совмещение базирующих и зажимных элементов в одном устройстве исключает возможность образования двух баз и упрощает их монтаж на каркасе СП. БФУ обеспечивают:
• быстроту установки и фиксации деталей и узлов СП;
• надежность зажима при сборке;
• исключение возможности повреждения поверхности и деформации деталей;
• простоту и технологичность конструкции;
• максимальное использование стандартных элементов в конструкции СП;
• прочность и жесткость СП;
• быстросъемность и возможность повторных использований.
Тип БФУ зависит от конструктивно-технологических особенностей собираемого объекта и от метода сборки (базирования). Ряд конструкций БФУ может применяться при оборке любого объекта и при любом методе сборки, например стапельные плиты и контркалибры узлов стыка и разъемов. При сборке по поверхности обшивки или по поверхности каркаса основными БФУ являются рубильник и ложементы. Наиболее широкую номенклатуру БФУ составляют конструкции, предназначенные для базирования и фиксации деталей различной конфигурации.
Вспомогательные устройства СП предназначены для создания удобств в работе и включают в себя различного рода помосты, подставки, стеллажи, полки, ограждения и т.д.
Средства механизации СП предназначены для обеспечения более высокой производительности и облегчения труда рабочих при сборке изделия. Они включают в себя различные прижимные механизмы винтового, рычажного, комбинированного типов, исполнительные механизмы пневматического, пневмогидравлического и электромеханического типов.
Энергосиловые устройства служат для подачи энергии того или иного вида к приводам СП. Подвод энергии осуществляется по соответствующей проводке, располагаемой на каркасе СП.
Известно, что более 50% трудоемкости сборки в немеханизированных стапелях приходится на выполнение вспомогательных операций установки деталей и узлов в сборочное положение и закрепление их зажимами [9]. Указанные затраты вспомогательного ручного труда могут быть сокращены за счет:
механизации операций установки и закрепления элементов конструкции в сборочном положении в стапеле. При этом в конструкцию фиксаторов стапеля встраиваются цилиндры, питающиеся от пневмогидроприводов;
механизации операций поджатия и закрепления деталей в СП. В этом случае в конструкциях фиксаторов предусматриваются вакуумные присоски или другие быстродействующие зажимы механического, пневматического или пневмогидравлического типов;
механизации поворота каркаса СП при сборке крупногабаритных конструкций (например, топливных баков) с целью сокращения времени доступа в любую зону собираемой конструкции. Такие СП оснащаются механизмами поворота силовых рам каркаса с использованием поворотных механизмов электромеханического и гидравлического типов;
совершенствования технологических процессов сборки, позволяющих сократить количество фиксаторов либо заменить сложные в конструктивном отношении БФУ более простыми с обеспечением точности оборки изделия.
При проектировании сборочной оснастки следует более широко использовать нормализованные элементы стапелей (колонны, балки, рубильники, элементы оснащения) с целью повышения коэффициента использования материала [I].
2. СИЛОВЫЕ ПРИВОДЫСИСТЕМ МЕХАНИЗАЦИИ СП
2.1. Виды приводов
Силовые приводы систем механизации - это устройства, с помощью которых функционируют различные механизмы. Приводы содержат источники энергии (двигатели), передаточные механизмы (редукторы, редукционные клапаны, трансформаторы), средства доставки энергии (трубопроводы, электропроводка, троса, тяги), аппаратуру управления (магнитные пускатели, коммутаторы, обратные клапаны). В зависимости от рода используемой энергии [10] приводы бывают электромеханические, пневматические, гидравлические, пневмогидравлические, электрогидравлические.
Электромеханические приводы обладают простотой управлении и монтажа, высоким быстродействием, небольшой стоимостью. Они монтируются из стандартных элементов, достаточно хорошо освоенных в производстве. Недостатком этих систем является их работа от сети высокого напряжения. С целью понижения рабочего напряжения применяют трансформаторы, что усложняет и удорожает эти системы.
Пневматические двигатели, используемые в СП, работают от цеховой воздушной сети, просты в монтаже и эксплуатации. Однако из-за низкого давления в воздушной сети они имеют повышенные габаритные размеры, что затрудняетих монтаж и эксплуатацию. Эти устройства могут использоваться в небольших по габаритам сборочных приспособлениях, где не требуется значительных рабочих усилий для Фиксации элементов собираемого изделия.
Гидравлические двигатели могут развивать большие усилия при малых собственных габаритных размерах, однако работают от специальных гидравлических станций, что удорожает гидросистему, усложняет ее монтаж и эксплуатацию.
Пневмогидравлические системы обладают достоинствами пневматических и гидравлических систем: работают от цеховой воздушной сети и развивают большие усилия на выходе.
В системах механизации СП пневматические, гидравлические и пневмогидравлические двигатели выполняются в виде силовых цилиндров.
2.2. Электромеханический привод
Электромеханический привод (рис. 2.1) содержит устройство управления I, электродвигатель 2. предельную муфту 3, передаточный механизм 4, приводящий в действие тотили иной рабочий орган, установленный в СП.
Устройством управления обычно является кнопочная станция, выключатели, коммутаторы, электрические рубильники. Наиболее часто применяются трехфазные асинхронные электродвигатели переменного тока. Передаточный механизм включает в себя набор шестерен илиспециальный редуктор. Энергия вращения выходного вала редуктора передается на элементы приспособления для перемещения силовых гам, фиксаторов, поворота стапельных плит и т.д.
Рис. 2.1. Электромеханический привод I - устройство управления; 2 - электродвигатель; 3- муфта; 4 -передаточныймеханизм |
Основными элементами пневматических и гидравлических приводов являются силовые цилиндры одностороннего и двустороннего действия (рис. 2.2). Цилиндры одностороннего действия применяются при небольшом усилии раскрепления (возврата). При этом поршень возвращается в исходное положение под действием возвратной пружины 2. Усилие на штоке пневмоцилиндра (без учета сил трения)
(2.1)
где F - площадь поршня; р - давление воздуха; h - КПД цилиндра (0,85...0,9); g - усилие возвратной пружины.
Сжатый воздух подается через штуцер 5 (рис. 2.2,а) в полость А цилиндра. Преодолевая сопротивление пружины 2, шток I совершает рабочее перемещение с усилием Q.
Цилиндры двустороннего действия применяются при значительном возвратном усилии, действующем на шток. Дня создания рабочего усилия воздух от цеховой сети подается в полость Б цилиндра (рис. 2.2,б), после чего поршень 3 переместится влево. Для возврата поршня воздух подается в полость А цилиндра, при этом из полости Б воздух стравливается в атмосферу. Усилие на штоке Q может бить определено по формуле (без учета сил трения):
(2.2)
где Р - площадь поршня; f - площадь штока; р - давление воздуха; h - КПД цилиндра.
Рис. 2.2. Силовые пневмоцилиндры:
а - одностороннего действия (1 - шток; 2 - возвратная пружина; 3 - корпус; 4 - поршень; 5 - штуцер); б - двустороннего действия (I - шток; 2 - цилиндр; 3 - поршень; 4, 5 - штуцеры)
Аналогичные схемы имеют и гидроцилиндры, в которых давление создается жидкостью - минеральным маслом. Если давление воздуха составляет 0,4...0,6 МПа, то давление масла в гидроцилиндрах - 8,0 МПа.
2.4. Пневмогидравлический привод
В качестве источника энергии для механизмов СП обычно используются пневмогидравлические цилиндры (рис. 2.3). Их принцип действия состоит в преобразовании малого давления воздуха, подаваемого в пневмоцилиндр 2, в высокое давление масла в цилиндре I. Повышение давления происходит из-за разности диаметров гидравлического Dг и пневматического Dп цилиндров. На самолетостроительных заводах чаще всего используется пневмогидравлический привод модели ПГП-2 с производительностью 16 л/мин и расходом сжатого воздуха 0,07 м3 /мин, повышающий давление в масляном цилиндре по сравнению с давлением в воздушной сети в 4 раза [9]. Давление жидкости на выходе гидроцилиндра определяется из условия равновесия сил в гидравлическом и пневматическом цилиндрах:
(2.3)
Рис. 2.3. Пневмогидравлический цилиндр:
I - гидроцилиндр; 2 – пневмоцилиндр
Гидравлическая жидкость из полости гидроцилиндра пневмогидропривода по трубопроводам высокого давления через аппаратуру управления подается к силовым гидроцилиндрам сборочного приспособления.
2.5. Схема гидросистемы стапеля
Как известно, в системах механизации стапелей чаще всего используется пневмогидравлический привод ПГП-2. От этого привода питаются силовые цилиндры подъема рубильников, выдвижения фиксаторов, приводы других элементов одного или нескольких сборочных приспособлений (рис. 2.4). Количество цилиндров, обслуживаемых одним пневмогидроприводом, определяется расходом масла на каждый из них. Помимо привода ПГП-2 в производстве используются и другие, в частности с регулируемыми скоростями рабочих ходов.
Рис. 2.4. Схема гидросиетемы стапеля |
3. МЕХАНИЗАЦИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ФИКСАТОРОВ И ПОВОРОТА КАРКАСА СТАПЕЛЕЙ
3.1. Фиксаторы в СП
Основными фиксаторами (БФУ) в стапеле при оборке по поверхности обшивки или по поверхности каркаса являются рубильники и ложементы. К ним предъявляются повышенные требования по жесткости и точности монтажа. Рубильники и ложементы могут выполняться как цельными, так и со сменными законцовками [I, 5]. Рабочие поверхности рубильников, контактирующие с собираемыми деталями, выполняются по одному из следующих вариантов (рис. 3.1):
- с опиленной малкой;
- с фиксирующим обводом, полученным методом слепка;
- со стальной накладкой;
- со стальной прерывистой накладкой;
- с ножевым контуром;
- с резиновой лентой;
- с резиновыми упорами.
Рубильники с рабочей поверхностью из резины не могут обеспечить точность формы собираемого изделия, поэтому используются только в качестве прижимов.
Кроме рубильников и ложементов при всех методах сборки для фиксации деталей и узлов собираемого изделия используются фиксирующие и базирующие устройства (фиксаторы) различной конструкции.
По характеру действия прижимногомеханизма различают винтовые, рычажные и комбинированные БФУ. На рис. 3.2 приведены БФУ, предназначенные для базирования и фиксации листовых, профильных деталей, узлов, соединяющих агрегаты.
3.2 Механизация подъема рубильников
Пневмогидропривод ПГП-2 в сборочном производстве позволяет широко использовать гидроцилиндры в конструкции стапелей. Весьма эффективно применяются гидроцилиндры для подъема и опускания рубильников сборочного приспособления. Устройствомеханизма подъема рубильника следующее (рис. 3.3). Гидроцилиндр I закреплен на оси 2 кронштейна 3. Шток 4 гидроцилиндра соединен с рубильником 6 тягой 5. Замок 7 обеспечивает закрытие рубильника на нижнем узле 8. Фиксация собираемых деталей в СП и расфиксация готового изделия осуществляются следующим образом. Гидроцилиндры опускают рубильники стапеля, фиксирующие детали агрегата в сборочном положении. После этого рубильники фиксируются замками в рабочем положении и гидросиотема выключается.
Рис. 3.1. Конструкции рубильников:
1-с опиленной малкой; 2 - с фиксирующим обводом, полученным методом слепка; 3 - со стальной накладкой; 4, 5 - с ножевым контуром; 6 - с резиновой лентой; 7 - с резиновыми упорами
Рис. 3.2. Типовые конструкции БФУ для фиксации: I, 2, 3 - листовых и профильных деталей; 4 - узлов разъема агрегатов; 5 - деталей по КФО
Рис. 3.3. Механизация подъема рубильников: I – гидроцилиндр; 2 - ось. 3 - кронштейн; 4 - шток; 5 -тяга; 6 - рубильник; 7 - замок; 8 - нижний узел |
Использование гидроцилиндров для подъема и опускания рубильников стапеля не только обеспечивает механизацию тяжелого физического труда рабочих.
но и создает безопасные условия, поскольку исключается возможность самопроизвольного падения поднятого рубильника. Данное обстоятельство позволяет не применять дополнительные страховочные устройства для фиксации рубильников в открытом положении.
З.3. Быстродействующие зажимные устройства
Фиксаторы и прижимы являются элементами стапеля, с помощью которых собираемые детали устанавливаются и закрепляются в сборочном положении. На закрепление деталей (см. рис. 3.2) винтовыми фиксаторами, прижимами и захватами требуется много времени. Эксцентриковые и рычажные фиксаторы и зажимы являются быстродействующими механизмами и позволяют за короткое время зафиксировать детали в сборочном положении. Усилия быстродействующих пружинных фиксаторов типа ФП-1М и ФП-2 составляют 500 и 200 Н соответственно. Постановка данных фиксаторов производится ручным пневматическим инструментом ИПСФ-1 и ИПСФ-2. Пример использования указанных фиксаторов при сборке лонжерона приведен на рис. 3.4.
Наиболее совершенными и быстродействующими являются гидравлические и пневматические фиксаторы и прижимы. Они не требуют физических усилий и позволяют быстро и надежно зафиксировать детали в сборочном положении. Гидравлические фиксаторы и прижимы закрепляют детали в строго заданной последовательности или все одновременно путем дистанционного управления с центрального пульта.
На рис. 3.5 показано использование пневмоцилиндра 5 для поджатия лонжерона I к рубильнику 2 стапеля. Опора 7 фиксирует лонжерон I через технологическую прокладку (на толщину обшивки) 8 на рубильнике 2. Цилиндр 5 закреплен на рубильнике 2 хомутами 3, и через штуцеры 4 и 6 подается воздух в соответствующие полости. Опора 7 закреплена на оси штока цилиндра. Для фиксации лонжерона воздух подается в штуцер 4, шток цилиндра 5 с опорой 7 поджимает лонжерон I к рубильнику 2. После сборки каркаса воздух подается в штуцер 6. опора 7, поворачиваясь вокруг оси. отбрасывается, чтобы не мешать постановке обшивки.
На рис. 3.6 представлена типовая конструкция фиксаторов носовой части крыла. Через штуцеры 2 и 3 цилиндра I подается воздух (гидрожидкость), вследствие чего перемещается поршень 4, который поднимает или опускает фиксатор 5, закрепленный на штоке 6. Корпус 7 фиксатора закреплен на продольной балке 8 стапеля сборки крыла.
На рис. 3.7 приведены гидравлические фиксаторы, выполненные в различных конструктивных вариантах. При сборке авиаконструкций с базированием по внутренней поверхности обшивки применяются быстродействующие захваты гидроцилиндрами, закрепленными на макетных нервюрах или макетных шпангоутах (рис. 3.8). В зависимости от процесса сборки фиксаторы срабатывают группами или поштучно. При этом порядок включения цилиндров обеспечивается встраиванием между магистральным трубопроводом и цилиндрами запорных вентилей или многоходовых кранов.
Рис. 3.4. Применение пружинных фиксаторов при сборке лонжерона |
Рис. 3.5. Пневмоприжим: I - лонжерон; 2 - рубильник; 3 - хомут; 4, 6 - штуцеры; 5 - пневмоцилиндр; 7 - опора; 8 - технологическая прокладка |
Рис. 3.6. Фиксатор носовой части крыла:
1 - цилиндр; 2, 3 - штуцеры; 4 - поршень. 5 - фиксатор; 6 - шток; 7 - корпус фиксатора; 8 - балка стапеля
Рис. 3.7. Быстродействующие гидравлические Фиксаторы:
1, 5 - основание; 2 - гидроцилиндр; 3 - прижим; 4 - регулировочный винт; 6 - опора; 7 - профиль; 8 - стенка
Особое место среди фиксаторов и прижимов стапеля занимают вакуумные присосы, используемые для поджатия обшивки к рубильникам СП без сверления для этого технологических отверстий [9]. Корпуса вакуумных прессов крепятся непосредственно к рубильникам при помощи дополнительных зажимов. Для создания вакуума используются инжекторы. Поток сжатого воздуха, проходя через инжектор, захватывает частицы воздуха из-под вакуумного колпачка, создавая разряжение. Разность давления атмосферного воздуха и воздуха под колпачком прижимает обшивку к рубильнику стапеля. На рис. 3.9 приведена схема прижима с вакуумным присосом. К рубильнику 8 крепится фиксатор 2, имеющий вакуумный присос I и вентиль 3, соединенный трубопроводом 5 с инжектором 6. Воздух из цеховой сети низкого давления (0,4...0,6 МПа) подается в инжектор 6 по трубопроводу 7. Фиксатор помимо вакуумного присоса имеет дополнительный винтовой
Вакуумный присос (рис. 3.10) представляет собой фланец I, по периметру которого проточена канавка, где установлен вал, 2 из губчатой резины. Присос I соединен со стержнем 3, который может перемещаться в корпусе фиксатора 4 вращением рукоятки 8, установленной в корпусе гайки 5. Корпус фиксатора 4 закреплен болтами 7 на рубильнике 10. К концу стержня 3 фиксатора крепится вентиль 6 со штуцером 9. Последний соединяется гибким шлангом с инжектором.
Рис. 3.11. Инжектор: 1 –прокладка 2 - сопло; 3 - корпус; 4 - игла; 5 – пробка; 6 – основание; 7 - кнопка. 8 - гайка; 9 - штуцер; 10 - гибкий шланг |
В основании инжектора (рис. 3.11) закреплен корпус 3 с иглой 4. На корпусе инжектора крепится сопло 2 с пробкой 5, имеющей отверстие, а на штуцер сопла надевается гибкий шланг 10, соединяющий инжектор с фиксатором. В основание 6 ввертывается штуцер 9, имеющий гайку 8 с латунной сеткой-фильтром. К штуцеру 9 крепится шланг, соединяющий инжектор с цеховой воздушной магистралью. Нажатием на кнопку 7 перекрывается подача воздуха в корпус и сопло инжектора. Прокладка I служит для герметизации соединений. При прохождении воздуха через инжектор в шланге 10 разрежение составляет 0,05...0.06 МПа.
Для прижатия обшивки (панели) к обводу рубильника корпус фиксатора с присосом выдвигается, подводится к обшивке и нажатием кнопки включается инжектор. Обшивка при этом прижимается к присосу. Вращением рукоятки фиксатора обшивка подтягивается к базовой поверхности рубильника. После этого на обшивку устанавливаются элементы внутреннего силового набора. По окончании процесса сборки подачу воздуха в инжектор прекращают.
Механизация поворота каркаса СП
Каркас СП предназначен для установки на нем всех элементов приспособления и обеспечения их взаимодействия [I]. Каркас должен обладать достаточной жесткостью с целью обеспечения заданной точности сборки изделия. Конструкция каркаса стапеля должна обеспечивать свободные подходы к рабочим зонам собираемого изделия и местам расположения БФУ. Элементы каркаса должны быть простыми по конструкции, выполненными из дешевых материалов и наиболее широко распространенных сортаментов проката.
Каркас СП выполняется из отдельных элементов, соединенных между собой болтами или сваркой. В первом случае каркас представляет собой сборно-разборную конструкцию, во втором - неразъемную (рис. 3.12). Большинство каркасов стапелей рамной конструкции служит для сборки небольших по габаритам узлов планера самолета. Наряду с этим рамные конструкции каркаса используются и для сборки средних и крупногабаритных узлов и агрегатов планера. В тех и других случаях возникает необходимость обеспечения удобства подхода в процессе оборки к любым зонам изделия. Доступ в любую зону собираемого узла или агрегата чаще всего обеспечивается поворотом каркаса приспособления на определенный угол. Наиболее распространенными приводами поворота каркаса являются электромеханический и гидравлический (рис. 3.13). Последний, как правило, используется для механизации поворота силовых рам крупногабаритных СП.
Применение поворотных механизмов значительно улучшает условия труда слесарей-сборщиков, т.к. при этом исключаются работы в неудобной позе, а также упрощается монтаж бортового оборудования [8], устанавливаемого на элементы собираемого изделия.
Рис. 3.12. Конструкции каркаса стапеля:
а - однобалочная; б - двухбалочная; в - рамная
Рис. 3.13. Механизмы поворота каркаса сборочного приспособления: а - электромеханический; б - гидравлический;
I - основание сборочного приспособления; 2 - колонна; 3 - парка 4 - электродвигатель; 5 - редуктор; 6 - опорный кронштейн; 7 -гидроцилиндр; 8 - поворотная шайба