ОП. 03 Организация и технология розничной торговли




ОП. 03 Организация и технология розничной торговли

Дата: 13.10.2020 г.

Время выполнения: 1 час

Группа: ПЦ - 266

Тема: Практическое занятие № 3 «Устройство и планировка торгового зала магазина»

Студенты должны знать: требования, предъявляемые к устройству и планировке торгового зала магазина

Студенты должны уметь: применять полученные знания в дальнейшем процессе обучения

План:

1. Изучение теоретического материала

2. Выполнение практического задания

Теоретический материал:

Устройство и планировка торгового зала и помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже

Основным торговым помещением является торговый зал, который, как правило, занимает большую долю в об­щей площади магазина. Он служит для размещения рабо­чего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале ор­ганизованы рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров и других работ­ников магазина. Поэтому устройство и планировка торго­вого зала должны отвечать требованиям рациональной ор­ганизации совершаемых здесь операций. Важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупа­тельского потока; обеспечение кратчайших путей движе­ния товаров из зон хранения и подготовки товаров к про­даже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобств для ориен­тации покупателей.

Рациональное планировочное решение торгового зала легче всего обеспечивается при соотношении его сторон 1:1 при максимальном шаге колонн. Торговый зал должен иметь как мо жн о больший периметр глухих стен и перего­родок, что очень в ажн о для расширения возможности ус­тановки торгового оборудования.

Торговый зал мо жн о разделить на следующие зоны или площади: установочную, проходов для покупате­лей, рабочих мест продавцов и площадь зоны контрольно ­- кассового узла.

Установочная, площадь магазина — это часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денеж­ных расчетов и обслуживания покупателей. В нее включа­ется и площадь, занятая основаниями крупногабаритных товаров, размещенных на полу. Обычно для этих целей от­водится 27-30% площади торгового зала.

 

 

Однако эффективность использования площади торго­вого зала определяется не только степенью использования ее под установку оборудования. Важно еще и то, чтобы ус­тановочная площадь была эффективно использована под выкладку товаров, что может быть достигнуто при осна­щении торгового зала оборудованием, имеющим достаточ­но большую площадь выкладки.

Площадь выкладки (экспозиционная) исчисляется как суммарная площадь горизонтальных, вертикальных и на­клонных плоскостей торгового оборудования, используемо­го для показа и демонстрации товаров в торговом зале. Сюда же включается и площадь, занятая под установку крупногабаритных товаров.

Для островных и пристенных универсальных горок экс­позиционная площадь определяется путем суммирования площади всех полок оборудования; перфорированных щи­тов с кронштейнами — как произведение длины крон­штейна на его условную ширину и на их общее количество; вешал — как произведение длины кронштейна на высоту;

подиумов, лотков, столов — как произведение длины на ширину; контейнеров — путем умножения площади их ос­нования на количество полок; для корзин или других товароносителей, имеющих круглое сечение, экспозиционная площадь рассчитывается как площадь круга по среднему диаметру.

Показателем, характеризующим степень использования площади торгового зала под выкладку товаров, является коэффициент экспозиционной площади. Он определяется как отношение экспозиционной площади (площади вы­кладки товаров) к площади торгового зала:

где К э— коэффициент экспозиционной площади (площа­ди выкладки);

§ э— экспозиционная площадь, м2;

§ тз— площадь торгового зала, м2.

 

 

Этот показатель не может беспредельно увеличиваться, так как от его завышения может пострадать рациональ­ная организация технологических процессов, ухудшиться обозримость товаров. Считается, что наиболее приемле­мыми отношениями между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазинах самообслуживания являются 0,7-0,75, или 70-75%. Значение коэффициента экспозиционной площади зависит от типа используемого оборудования, его высоты, количества полок, кронштей­нов и других элементов, используемых для выкладки то­варов.

 

Практическое занятие № 3

«Устройство и планировка торгового зала магазина»

Задание 1. Перечислить состав помещений магазина и взаимосвязь между ними:

1. Как делят общую площадь магазина по функциональному назначению?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие помещения магазина относят к торговым?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Назовите помещения для подготовки товаров к продаже?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. В каких помещениях хранятся тара, инвентарь, посуда?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Перечислите служебные помещения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какие помещения относят к бытовым?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Какие помещения относят к техническим?

___________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Как определяется состав торговых помещений для отдельных типов магазинов?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Назовите основное торговое помещение?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Перечислите основные правила планировки магазина.

Продолжите предложение:

Разгрузочные помещения должны примыкать к помещениям для приемки товаров;

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Технологические планировки торгового зала магазина.

Продолжите предложение:

Торговый зал – часть торговой площади, ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Устройство и планировка торгового зала должна соответствовать его функциям и разрабатывается с учетом следующих требований:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Ответить на вопросы:

1. Какие виды планировок торгового зала Вы знаете?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. В чем характерная особенность линейной планировки?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Чем отличается островная планировка от боксовой?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. В каких магазинах в основном, применяется выставочная планировка?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Что представляет собой комбинированная планировка?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Что следует учитывать при выборе формы планировки торгового зала?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Почему боковая планировка является менее удобной для покупателей?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8. На какие площади можно разделить торговый зал?

________________________________________________________________________________

9. По какой формуле рассчитывается коэффициент установочной площади?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Что представляет собой демонстрационная площадь?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание на дом:

1. Повторить изученный материал.

2. Доработать практическое задание.

Критерии оценивания:

 

Оценка «отлично» - выставляется обучающемуся, если ответ на вопрос полный, логичный, грамотно изложен.

Оценка «хорошо» - выставляется обучающемуся, если допущены незначительные погрешности в ответе на вопрос.

Оценка «удовлетворительно» - выставляется обучающемуся, если ответ на вопрос нелогичный, не полный.

Оценка «неудовлетворительно» - выставляется обучающемуся, если нет ответа на поставленный вопрос

 

ВНИМАНИЕ!!!

 

Уважаемые студенты, ответы на вопросы необходимо выполнить в рабочей тетради (сфотографировать) или в формате Документа Word. Отправлять для проверки в личные сообщения на страницу ВКонтакте: https://vk.com/id588650130

 

Преподаватель: Полийчук Ирина Семеновна

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: