Описание консультативных случаев




УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИКУМА

ПО ВОЗРАСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

Представленные ниже задачи предназначены для усвоения мо­дели проведения психологического консультирования по пробле­мам психического развития и воспитания детей и подростков. Да­ется краткое описание реальных случаев. Задачи предназначены для разбора на семинарских и практических занятиях и для само­стоятельной зачетной работы студентов. Целесообразно использо­вать методы групповой дискуссии и деловой игры.

Общая схема анализа представленных случаев включает следу­ющие этапы работы:

1. Планирование содержания беседы с родителями с целью полу­чения дополнительной анамнестической информации и инфор­мации о содержании и характере проблем. Обоснование формы беседы и последовательность вопросов (схемы интервью).

2. Выдвижение гипотез о возможных причинах трудностей ре­бенка. При формулировании гипотез следует исходить из предпо­ложения, что описанные проблемы соответствуют реальности и действительно существуют. Обосновать выдвинутые гипотезы (воз-растно-психологическими особенностями ребенка, общими зако­номерностями развития в детском и подростковом возрасте, ин­формацией, содержащейся в описании случая, ссылками на «пре­цедент» и т.д.). Гипотезы следует ранжировать в порядке от наибо­лее вероятной к наименее вероятной. Количество выдвигаемых ги­потез следует ограничить одной-тремя.

3. Планирование диагностического обследования в соответствии с каждой из выдвинутых гипотез. Указать цели и задачи психоло­гического обследования, поставив в соответствие каждой из задач

конкретные методики. Определить круг используемых методик для работы с ребенком, родителями, педагогами/воспитателями. Обо­сновать последовательность диагностической работы с каждым из указанных участников обследования и порядок предъявления ме­тодик. Дать краткую характеристику каждой из методик, включен­ных в пакет диагностического обследования (цель, процедура, сти-мульный материал, параметры оценки, тестовый или клиниче­ский вариант). Обосновать целесообразность использования в кон­кретном случае избранной методики, показав ее преимущества пе­ред аналогичными методиками. Описать, какие будут свидетель­ствовать в пользу выдвинутой гипотезы, а какие результаты — опровергать гипотезу. Определить общее время диагностического обследования с каждым из участников, внести в случае необходи­мости коррективы в план диагностического обследования, приве­дя его в соответствие с возрастом ребенка, его индивидуально -психологическими особенностями и реальными возможностями консультанта. Общий принцип коррекции плана диагностического обследования — максимальная эффективность при минимальных временных затратах. Определить количество встреч, необходимых для проведения диагностического обследования.

4. Составление схемы психологического заключения. Указать при­чины трудностей и механизм симптомообразования. Сформулиро­вать условно-вариантный прогноз развития.

5. Формулировка системы психолого-педагогических рекоменда­ций для оказания психологической помощи ребенку. При форму­лировании рекомендаций следует исходить из предположения о том, что выдвинутые вами гипотезы подтвердились. Составить план коррекционной, профилактической и развивающей работы. Пред­усмотреть работу с ребенком, родителями, педагогами и воспита­телями ребенка. Определить цели и задачи коррекции и профилак­тики. Обосновать выбранные методы коррекционной и превентив­ной работы (адекватностью проблемам и трудностям развития, возрастно-психологическими особенностями ребенка, его инди­видуально-личностными особенностями, особенностями социаль­ной ситуации развития, характеристиками самих коррекционных методов, организационными условиями и пр.). Определить и обо­сновать формы коррекционной работы — индивидуальная или груп­повая. Разработать план обеспечения переноса нового позитивного опыта ребенка из ситуации коррекционной занятий в реальную жизнедеятельность. Оценить временные затраты на проведение кор­рекционной работы. Составить прогноз эффективности коррекци-онно-профилактической работы на основе выделения благопри­ятных условий и факторов риска, определить критерии оценки эффективности коррекционной работы. Разработать план психо­логического сопровождения случая, указав продолжительность собственно коррекционной работы с ребенком и родителями, время

«контрольных» встреч с ними, оговорив возможность их обраще­ния в консультацию в случае необходимости.

Рекомендуется такая последовательность этапов усвоения сту­дентами модели консультативной работы:

1. Задача: усвоение системы понятий, обеспечивающих прове­дение возрастно-психологического консультирования.

Методы: чтение обязательной и рекомендуемой литературы, обсуждение контрольных вопросов. Написание письменных работ по контрольным вопросам.

Организационные формы: семинарские занятия. Продолжитель­ность рекомендуемых аудиторных занятий — 12—16 ч.

2. Задача: усвоение модели проведения психологического кон­сультирования по проблемам психического развития и воспита­ния детей и подростков.

Методы: решение задач (анализ консультативных случаев). Про­ведение анализа случаев в соответствии с приведенной выше схе­мой. Групповая дискуссия и деловые игры.

Организационные формы: практические занятия, работа в общей группе и микрогрулпах. Рекомендуемое число случаев для общего обсуждения 2 — 4 случая, для работы в микрогруппах с последую­щим обсуждением в общей группе — 2—3 случая.

Примерная продолжительность общего обсуждения — 4—6 ч, работы в микрогруппах — 6—8 ч (для каждой микрогруппы).

3. Задача: контроль усвоения модели проведения возрастно-психологического консультирования.

Методы: подготовка письменного отчета по анализу случаев. Ре­комендуется работа в микрогруппах (2— 3 студента). Сообщение ито­гов проведенного анализа на группе. Групповое обсуждение. Предо­ставление руководителем семинара студентам обратной связи'о пра­вильности проведенного анализа, его достоинствах и недостатках.

Организационные формы: самостоятельная работа студентов в микрогруппах. Выступление на семинарских занятиях.

Примерная продолжительность времени для самостоятельных работ и подготовки отчета — 5—6 ч, доклад с последующим об­суждением — 1 —2 ч.

Описание консультативных случаев

1. В консультацию обратилась мать 10-летней девочки с жало­бой на страхи и тревожность ребенка. 10 месяцев назад во время поездки на автомобиле мама с дочерью попали в аварию (маши­на перевернулась), но никто не пострадал. В течение 3 месяцев у девочки наблюдались ночные кошмары и тик, но потом все про­шло. В настоящее время девочка испытывает страх, что с мамой что-то случится, беспокоится, когда ее нет рядом, испытывает чувство тревоги. Родители в разводе. Мать много работает, зани-

мается предпринимательством. Девочка хорошо учится в школе, отметки — 4 и 5.

Ваши гипотезы о причинах страхов? Составьте программу диаг­ностического обследования, предложите программу коррекционной работы.

2. К школьному психологу обратился директор школы с за­просом оценить возможности подростка 13 лет обучаться в обще­образовательной школе. Мальчик плохо учится, не успевает по ряду предметов, грубит учителям, на уроке постоянно нарушает дис­циплину. Состоит на учете у психоневролога с 6 лет в связи с жалобой родителей на постоянное беспокойство, повышенную дви­гательную активность, неспособность концентрации и сосредото­чения. Мать умерла в родах. До 6 лет воспитывался у бабушки в другом городе. В настоящее время проживает совместно с отцом и мачехой (школьная учительница). Отцу предлагают забрать ребен­ка из школы на домашнее обучение.

Предложите программу диагностического обследования. Определи­те стратегию и тактику коррекционно-профилактической работы в отношении подростка, его семьи, администрации и педагогов школы.

3. Родители девочки 5 лет обратились к психологу с запросом порекомендовать, как подготовить девочку к появлению нового ребенка в семье — рождению братика или сестрички. Родители жалуются на то, что девочка — «диктатор», постоянно требует к себе внимания, капризна, неуступчива. Родители считают, что появление маленького брата или сестры сделает ее менее эгоис­тичной и внимательной к другим.

Ваши рекомендации родителям?.

4. В консультацию обратилась мать подростка 15 лет с жалобой на то, что он отказывается общаться с ней: прекратил разговари­вать, повесил на дверь комнаты замок, питается отдельно (устро­ился работать на почту). Семья полная. Отношения сына с родителя­ми всегда были дистантными, но в рамках принятых приличий. Сын, по словам матери, уже давно ничем не делится и ничего не расска­зывает о себе. Подросток хорошо учится в школе, самостоятелен, сам записался на подготовительные курсы в институт и посещает их. Запрос: помочь восстановить с сыном нормальные отношения.

Ваши предположения о возможных причинах поведения подрост­ка? Составьте программу психологического обследования. Что можно рекомендовать родителям?

5. К психологу в детском саду обратилась мать девочки 6 лет с жалобой на необщительность дочери: избегает сверстников, пред­почитает играть одна. Мать опасается, что в школе дочь будет ис­пытывать трудности в общении со сверстниками. Запрос: как сде­лать ребенка более общительным?

Определите программу психологического обследования и основные направления и методы коррекционной работы.

6. К психологу обратилась мать младшего школьника — маль­чику 9 лет — с жалобой на плохую успеваемость, нежелание хо­дить в школу. В семье есть еще старшая сестра (12 лет), учится в той же школе хорошо (на 4 и 5). Мальчик в первом классе посещал группу продленного дня, так как мать работала. Учителя жалова­лись на его несобранность, неаккуратность, расхлябанность. В на­стоящее время мать не работает, много времени уделяет сыну: пы­тается делать с ним уроки, но это обычно заканчивается конфлик­тами и скандалом. Запрос — порекомендовать упражнения для раз­вития памяти и мышления!

Определите программу психологического обследования и психоло­гические рекомендации.

7. В консультацию обратилась мать мальчика 8 лет с.жалобой на агрессивность. Мальчик не дает никому проходу в школе, очень вспыльчив, все конфликты пытается разрешить силой. Бывает очень жестоким, часто старается исподтишка навредить противнику. Ре­бята в классе его не любят, но есть два одноклассника, с которы­ми он общается и играет во дворе. Учитель потребовал от матери, чтобы «она сходила к психологу и принесла справку, что ребенок здоров». Единственный ребенок в полной семье, оба родителя ра­ботают, за мальчиком иногда присматривает старая прабабушка. Запрос матери: как изменить поведение сына? Не придираются ли учителя в школе — как можно повлиять на них?

Ваши гипотезы о возможных причинах агрессивного поведения мальчика? Предложите программу психологического обследования, выделив основные направления коррекционной работы.

8. В консультацию обратилась мать девочки 12 лет, которая ис­пытывает отвержение со стороны сверстников — ее преследуют, подбрасывают письма с требованием «уйти из класса». Девочка — новенькая, пришла в этот класс три месяца назад. Сначала отно­шения складывались хорошо, у нее появились друзья, в том числе лидер класса. Однако через некоторое время девочка стала дружить с другой одноклассницей. Отношение в классе к ней резко изме­нилось: ее стали дразнить, открыто игнорировать. Запрос матери: что делать, может быть, девочке лучше уйти из этого класса?

Предложите программу психологического обследования и задачи коррекционно-профилактической работы с девочкой, родителями, клас­сом, педагогами школы.

9. В консультацию обратились родители девочки 7 лет с запро­сом, отдавать ли девочку в первый класс или предпочесть форму «домашнего обучения». В прошлом году (когда ей было 6 лет) психо­лог не рекомендовал отдавать ее в школу — по причине низкой

мотивационной готовности и низкого уровня произвольности. Де­вочка детский сад не посещала. Родители по рекомендации психо­лога отдали девочку в детский сад. Девочка стала много болеть и практически детский сад не посещала. Ваши рекомендации?

10. В консультацию обратились родители мальчика 9 лет с жа­лобой на отказ посещать школу. В первом классе ребенок посещал частную школу с небольшими классами и специальной «развива­ющей программой». Во втором классе родители развелись, и мама с сыном переехали, что и стало причиной перевода ребенка в обыч­ную общеобразовательную школу. Мама не хотела этого, но ребе­нок очень уставал от дороги. Ребенок раньше учился хорошо, но в последнее время в школу ходит 1—2 раза в неделю, отказывается делать уроки. Возникла реальная угроза, что мальчик будет не аттес­тован за учебный год. Когда ребенок отказывается идти в школу — говорит, что он устал, хочет спать, ему не хочется, не интересно, — мать, хотя и уговаривает его, но идти в школу силовыми метода­ми не принуждает. Запрос: что делать, как уговорить ребенка хо­дить в школу — либо, может быть,=выбрать форму «экстерната»?

Ваши предположения о причинах отказа мальчика ходить в шко­лу? План психологического обследования и рекомендации по коррек­ции поведения ребенка?

11. В консультацию обратились родители мальчика 8 лет, стра­дающего ночным энурезом. Мать сообщает, что энурез иногда на­блюдался в 6 лет после смерти бабушки, после чего прекратился и возобновился 6 месяцев назад. Ребенок ночью спит крепко, не просыпается. Утром очень переживает, плачет, боится, что узнают одноклассники и будут его дразнить. Ребенок учится хорошо, ста­рательный, тем не менее учителя считают, что мальчик учится ниже своих возможностей.

Определите программу психологического обследования ребенка. Сформулируйте рекомендации для родителей и определите основные направления коррекционной работы.

12. В консультацию обратилась мать двух братьев 6 и 9 лет с жало­бой на их постоянные драки, конфликты, неумение «нормально» общаться между собой. С точки зрения мамы, младший сын прово­цирует старшего своими капризами и неуступчивостью, но и стар­ший тоже не желает уступать и часто не соизмеряет силу, бывает груб и агрессивен. Мать испробовала все способы: уговаривала стар­шего уступать младшему, как маленькому, упрекала и наказывала младшего и, наконец, пыталась не обращать внимания на ссоры, но ничего не помогало. Запрос: как вести себя в ситуациях конфлик­тов братьев и обеспечить условия, чтобы они росли любящими друг друга и заботящимися друг о друге братьями?

Сформулируйте рекомендации, основываясь на составленной вами программе психологического обследования.

13. В консультацию обратилась мама мальчика 11 лет с жалобой на то, что сын ворует дома деньги: вытаскивает из кошелька и тратит на жвачку, пепси-колу, игрушки. Мать в разводе с отцом ребенка, мно­го работает, обеспечить семью ей очень не просто. Сын нередко берет деньги на экскурсии, на праздники в школе и не отдает их учителю. Свои поступки скрывает от матери. Когда мать устраивает «рассле­дование», говорит, что просто потерял и побоялся признаться, плачет. Мать пыталась наказывать, убеждать, брала с сына «честное слово» — ничего не помогает и через некоторое время сын снова берет у нее без спроса деньги. Это продолжается уже более года.

Ваши гипотезы о возможных причинах девиантного поведения ре­бенка? Составьте программу диагностического обследования, пред­ложите программу коррекционной работы.

14. К психологу обратились родители девочки 4 лет с жалобами на упрямство, вспышки ярости, стремление делать все по-своему. Родители молодые, еще учатся, часто во время сессии отправляют девочку к бабушке на три-четыре недели. Внучка очень любит ба­бушку, возвращаясь домой, часто говорит родителям, что хочет остаться и жить у нее. В семье уже возникли и супружеские конф­ликты: муж упрекает жену в том, что ее мать «балует» и «распуска­ет» девочку, «настраивает» ее против отца.

Ваши предположения о причинах поведения девочки? Определите программу психологического обследования и задачи коррекционно-про-филактической работы.

15. К психологу обратились родители мальчика 5 лет с просьбой протестировать его и выяснить его способности: мальчик уже хо­рошо читает, считает, увлекается чтением детской энциклопедии, любит компьютерные игры. Родители считают, что у него есть ма­тематические способности и хотят, чтобы он пошел в школу, а «не терял время в детском саду».

Ваша программа диагностического обследования и рекомендации родителям?

16. В консультацию обратились родители мальчика 7 лет с жа­лобой на «повышенную нервность», плаксивость, «немужское по­ведение»; мальчик предпочитает общество девочек, любит играть в куклы. Ребенок в этом году пошел в первый класс, робкий, застенчивый. Предпочитает уроки переменам, учится неплохо, но очень много времени проводит за приготовлением домашних зада­ний. Запрос: порекомендовать, как сделать его более мужествен­ным и умеющим постоять за себя?

Определите программу психологического обследования и основные направления коррекционно-профилактической работы.

17. В консультацию обратилась мать мальчика 8 лет с жалобой на непослушание, своеволие, конфликтность, невыполнение требо­ваний родителей и режимных моментов. Мальчик учится во вто­ром классе, успеваемость средняя, предпочитает прогулки во дво­ре с приятелями урокам. Может уйти на весь вечер, не предупре­див родителей. Часто забывает сделать домашние задания, а если родители спрашивают об этом, может солгать. Маму беспокоит, что у сына нет заинтересованности в учебе, он не любит читать, ленится. Запрос: как сделать сына более ответственным, приучить соблюдать порядок, добиться самостоятельного выполнения уро­ков.

Определите программу психологического обследования и рекомен­дации родителям.

18. К психологу обратились родители девочки 11 лет — ученицы престижной музыкальной школы — с жалобами на ее эмоцио­нальную неуравновешенность и тревожность. Девочка была на хо­рошем счету у преподавателей школы, высоко оценивающих ее музыкальные способности. В последние 6 месяцев дочь стала жало­ваться на усталость и трудности в1 учебе в общеобразовательной школе. После неудачного выступления на концерте в музыкальной школе долго плакала и стала просить родителей разрешить ей пре­кратить свои занятия в музыкальной школе. Родители уделяют до­чери много внимания, приложили немало усилий для того, чтобы она поступила в эту школу, и очень хотят, чтобы дочь продолжила занятия. С другой стороны, они боятся повредить здоровью девоч­ки. Запрос к психологу: нужно ли настаивать на том, чтобы дочь продолжила занятия в музыкальной школе или лучше уступить ее просьбе? о

Определите программу психологического обследования и сформу­лируйте рекомендации родителям. Какие формы психологической по­мощи могут быть эффективны в этом случае?

19. В психологическую консультацию обратился отец девочки 10 лет, ученицы 5 класса. После начальной школы классы расформи­ровали и сделали один гимназический и два обычных класса. По настоянию родителей девочка пошла в гимназический класс, но вскоре выяснилось, что ей трудно учиться. В первой четверти де­вочка была аттестована только на «3». Завуч предложила родителям перевести дочь в обычный класс или забрать ее из школы совсем. Родители категорически отказались это делать. Запрос отца к пси­хологу: получить заключение о том, что девочка может обучаться в гимназическом классе.

Ваша программа поведения в данном случае? Есть ли необходи­мость переформулирования запроса родителей? Определите программу психологического обследования и рекомендации родителям.

20. Родители девочки 6 лет обратились к психологу с жалобой на страх темноты, нежелание одной оставаться в комнате, плохой сон. Девочка засыпает только при свете и долго не хочет отпускать маму, требуя, чтобы с ней посидели. Ночью нередко просыпается и прибегает к родителям в кровать. Девочка посещает детский сад с 4 лет, жалоб у воспитателей нет. Запрос родителей: как научить девочку самостоятельно засыпать в темноте?

Определите основные задачи и направления коррекционной работы.

21. К психологу обратилась мать мальчика 10 лет с жалобой на его неуверенность, безынициативность, лень, безволие, неспособ­ность прилагать какие-либо усилия для достижения цели. Учится в школе плохо, хотя обладает, по словам учителей, хорошими спо­собностями. Свободное время предпочитает проводить, ничего не делая, увлекается только компьютерными играми. Друзей нет. На все предложения матери — заниматься в какой-либо секции, читать книги, посещать театры, выставки — отвечает отказом — «не хочет­ся». В ответ на любое новое предложение сначала загорается, а по­том при первой неудаче отказывается продолжать что-либо делать.

Составьте программу психологического обследования, определите задачи и направления коррекционно-профилактической работы.

22. Мать ребенка — мальчика 12 лет — выражает обеспокоен­ность тем, что у сына трудно складываются отношения с друзьями. Он прекрасно учится, много читает, многое знает, однако излиш­не самоуверен, часто относится к сверстникам свысока, стремит­ся всех поучать — как сверстников, так и взрослых. Если считает, что прав, непременно будет добиваться признания его правоты. В отношениях с одноклассниками претендует на роль лидера, счи­тает, что они к нему часто несправедливы, завидуют его успехам. Мать воспитывает ребенка одна (с самого раннего детства сына родители в разводе), всегда уделяла ему много времени и сил. Маль­чик рано научился читать, писать, считать. В школе всегда был отличником.

Определите задачи и основные направления коррекционной работы.

23. В консультацию обратились родители подростка 15 лет с подозрениями, что сын ведет себя «странно», в последнее время стал очень нервным, возбудимым, скрытным, часто куда-то ухо­дит, не говоря, с кем и куда, у него нередко «странно блестят глаза». Жалуются на трудности взаимопонимания, ухудшение ус­певаемости, невыдержанность и грубость сына. Выражают тревогу, что сын связался с дурной компанией. Запрос: как вернуть хоро­шие отношения и взаимопонимание с сыном?

Ваши гипотезы о причинах «странного» поведения подростка? Составьте план психологического обследования, определите задачи и направления психологической помощи.

24. Родители мальчика 3 лет жалуются на «неуправляемость», капризы, непослушание сына. Мальчик плохо ест, постоянно кап­ризничает, требует, чтобы ему купили любую игрушку, которую он видит, или шоколадку. Требует внимания, не терпит, когда родители беседуют или смотрят телевизор, бросается к ним, лезет на колени, пытается выключить телевизор. В транспорте или в ма­газине может броситься на пол, кричать и требовать, пока не до­бьется своего. Запрос: что делать в конфликтных ситуациях, как добиться от ребенка выполнения своих требований?

Ваши рекомендации родителям? Определите задачи и тактику беседы с родителями.

25. Мать обратилась в консультацию по требованию воспитателя. Ребенок 5 лет ведет себя агрессивно с товарищами: в песочнице может насыпать песок в глаза сверстнику, стукнуть его палкой, толкнуть. На замечания воспитателя либо обижается, отворачива­ется, либо продолжает свои действия, не обращая внимания. Вме­сте с тем может подойти к сверстнику, пожалеть его, если тот заплачет, поделиться игрушками.

Ваши предположения о возможных причинах агрессивности ре­бенка. Составьте план коррекционно-профилактической работы.

26. Родители первоклассника жалуются на необъективное отно­шение учительницы к их сыну: мальчику часто делают замечания на уроках, ругают на родительских собраниях и, как считают родите­ли, оценивают успехи сына более строго и пристрастно, а часто и несправедливо, по сравнению с другими. Это привело к тому, что сын, который охотно пошел в школу 1 сентября, уже после Нового года стал использовать любой повод, чтобы не ходить в школу, — то у него кашель, то голова болит и пр. В классе у мальчика друзей нет, хотя с одноклассниками он в ровных спокойных отношениях. Родители стоят перед выбором — с одной стороны, им кажется, что сын не заслуживает такого отношения, и они склоняются к тому, чтобы перевести его в другой класс, с другой стороны, учи­тельница считается в школе очень сильной и все родители стремят­ся, чтобы дети учились именно в ее классе.

Определите план психологического обследования. Ваши рекомен­дации родителям?

27. Мать ученицы 6-го класса обратилась в консультацию.с жа­лобой на излишнюю невнимательность дочери при выполнении контрольных и письменных работ в классе.

При хорошем усвоении и знании материала девочка делает много ошибок в контрольных работах и всегда получает низкие оценки, не соответствующие ее реальным знаниям. Маму беспокоит, что дочь уже приняла роль «неудачницы» и не делает попыток как-то изменить существующее положение.

Определите программу диагностического обследования, возмож­ные направления, задачи и методы коррекционной работы.

28. Разработайте схему диагностического обследования младше­го школьника (3-й класс), родители которого обратились с жало­бой на плохую успеваемость сына.

Определите возможные направления, задачи и методы коррек­ционной работы.

29. К школьному психологу обратилась администрация школы с просьбой «разобраться и сделать что-нибудь» с седьмым классом. Жалоба — класс неуправляем, на уроках постоянно срывают дис­циплину, массовые прогулы, учителя отказываются работать с этим классом.

Определите программу диагностического обследования и коррек-ционных мероприятий.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные методики для диагностики родительско-дет-ских отношений глазами родителей.,

2. Назовите основные методики для диагностики родительско-дет-ских отношений глазами детей.

3. Какие характеристики традиционно привлекаются при описании осо­бенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия?

4. Какие особенности эмоционального взаимодействия родителя с ребенком могут создавать неблагоприятные условия для его развития.

5. Дайте классификацию методов диагностики межличностных от­ношений в семье.

6. В чем особенности методики Бене —Антони, диагностирующей эмоциональные отношения в семье?

7. Каковы цели использования методики «Родительское сочинение» в практике возрастно-психологи чес ко го консультирования?

8. В чем преимущества и ограничения использования методики «Ро­дительское сочинение»?

9. Что можно узнать об особенностях родительской позиции и се­мейного воспитания, опираясь на родительское сочинение?

10. Какие предположения о характере родительско-детских отноше­ний можно сформулировать, если в родительском сочинении нет ин­формации ни о возрасте ребенка, ни о его имени, ни о характере его интересов и увлечений?

11. Назовите особенности родительского сочинения, свидетельству­ющие о повышенной ориентации родителя на социальные нормы и тре­бования и его высокой социальной тревожности.

12. Перечислите характеристики когнитивно-деловой стороны роди-тельско-детского взаимодействия и его эмоциональной стороны.

13. Каковы условия эффективности регуляции родителем деятельно­сти ребенка?

14. Каковы свидетельства эмоционального принятия ребенка родителем?

15. Какие эмоциональные проявления ребенка свидетельствуют о дисгармоничности детско-родительских отношений?

16. Как могут соотноситься две стороны родительско-детского взаи­модействия (деловое сотрудничество и межличностные отношения)?

17. В чем суть методики терапии детско-родительских отношений?

18. Каковы показания и противопоказания к терапии детско-роди-тельских отношений?

19. Назовите основные этапы разработки методики группового тре­нинга личностного роста с подростками.

20. Каковы основные принципы группового тренинга личностного ро­ста с подростками?

21. Назовите основные типы упражнений для тренинга с подрост­ками.

22. В чем состоят цели сюжетно-ролевых игр в тренинге с подростками?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: