Задание 2-й группе. Прочтите документ. Интересы каких социальных групп он выражал? Работа с документом №2




(Дополнительный материал для учителя, который может быть использован для характеристики антибольшевистских сил и Белого движения на этом или последующих уроках)

Антибольшевистские силы не были однородны ни по социально-классовому происхождению его участников, ни по их политическим убеждениям.

Предпринятый большевиками штурм частной собственности сплотил на время помещиков, капиталистов, торговцев, верхние слои интеллигенции, офицерства, казачества. Поддерживали Белое движение часть высокооплачиваемых рабочих, зажиточное крестьянство.

Объединяла все эти разнородные силы идея восстановления государствен­ности и порядка. Однако сложный клубок противоречий и взаимных обвине­ний, столкновения интересов раздирали Белое движение изнутри, в силу чего единый центр сопротивления большевикам так и не сложился. Не было и цельной идеологии: одна часть антибольшевистских сил выступала за восстанов­ление монархии, вторая — за республику, третья — за военную диктатуру. При разных целях не могло быть и единства действий. Из-за острых внутрен­них противоречий теоретики Белого движения так и не смогли выдвинуть и обосновать программу, которая бы обеспечила им поддержку со стороны ши­роких слоев населения. Впоследствии А.И.Деникин признавал, что руково­дители Белого движения были вождями без народа, они не учитывали «силу сопротивляемости или содействия народной массы». На территориях, заня­тых Белыми армиями, нередко были случаи возвращения крестьянской зем­ли помещикам.

Не удалось также создать единое военное командование Белой армии. Ее основной костяк составляло русское офицерство. Антибольшевистские армии имели в своих рядах почти всех выдающихся военачальников русской импе­раторской армии, включая двух бывших Верховных главнокомандующих — генералов М.В.Алексеева и Л.Г.Корнилова, генералов А.И.Деникина, А.М.Драгомирова, А.М.Каледина, П.Н.Врангеля, П.Н.Краснова, М.Г.Дроздовского, но они представляли разные партии, программы, течения (от социа­листов до монархистов). В антибольшевистском лагере сохранялись сослов­ные различия между рядовыми солдатами (из крестьян, рабочих, казаков) и командным составом (из зажиточных слоев, дворян).

Белая армия использовала щедрую поддержку из-за рубежа, что в конечном счете обернулось против нее, ослабив и без того непрочные идейно-поли­тические позиции Белого движения.

Добровольческая армия Деникина сформировалась после Октябрьского переворота и к февралю 1918 г. насчитывала около 3700 человек, причем 2350 из них были офицерами. Ядро Добровольческой армии составляли офицеры военного времени и патриотически настроенная молодежь.

 

По словам Шульгина начинали Белое движение почти святые, закончили – почти бандиты.

 

Особый трагизм событиям Гражданской войны придает тактика террора, которой придерживались обе стороны

 

Работа с таблицей в информационной карте. Проанализируйте данные.

 

Каковы Были последствия Гражданской войны для судьбы России?

- разрушение государственности

- традиционных ценностей

- потеря национальной элиты (отсюда коррупция и предательство национальных интересов)

- забвение, манкуртизм

 

Возможно ли было избежать трагедии?

Относительно неизбежности гражданской войны во многих пуб­ликациях высказывается мнение, что войны в тех условиях можно было бы избежать. Для этого прежде всего нужна была коалиция большевиков с эсерами и меньшевиками. Но созданию спасительной коалиции воспрепятствовали политические амбиции руководителей партии большевиков – с одной стороны и меньшевиков – с другой. Вместо того чтобы сесть за стол переговоров, руководители, как принято сейчас говорить у политиков, «тянули одеяло на себя». Большевики решили вопрос о власти однозначно: она должна при­надлежать только им. Оппозиционные партии, претендующие на власть, были ликвидированы.

Какие выводы мы можем сегодня сделать для себя, чтобы не повторить ошибок прошлого?

Накапливать опыт мирного разрешения конфликтов, быть толерантными, терпимыми. Оставаться человеком в любой ситуации.

Домашнее задание. Выставление отметок. Спасибо за урок.

Информационная карта по теме:

«Гражданская война и военная интервенция»Все рядком лежат — Не развесть межой.Поглядеть: солдат.Где свой, где чужой?Белый был — красным стал:Кровь обагрила.Красным был — белый стал:Смерть побелила.

М.Цветаева

Цель урока:

Выяснить предпосылки и специфические черты Гражданской войны в России, рассмотреть расстановку противоборствующих сил в гражданском конфликте, последствия Гражданской войны для судьбы нашей страны в XX веке.

Перечень вопросов для обязательного рассмотрения:

1. Понятия «гражданская война» и «военная интервенция»; особенности Гражданской войны в России

2. Предпосылки и причины Гражданской войны в России

3. Проблема периодизации Гражданской войны

4. Расстановка противоборствующих сил, белый и красный террор

5. Последствия Гражданской войны для судьбы страны в XX веке.

Имена: В.И.Ленин, Л.Д.Троцкий, М.В.Фрунзе, М.Н.Тухачевский, С.С.Каменев, В.К.Блюхер, С.М.Буденный, В.И.Чапаев; Л.Г.Корнилов, М.В.Алексеев, А.И.Деникин, А.В.Колчак, Н.Н.Юденич, П.Н.Врангель

Понятия: Гражданская война, иностранная интервенция, белое движение, «демократическая контрреволюция», белый и красный террор.

1. Вспомните значение понятий:

Гражданская война - _______________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Иностранная интервенция - ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Особенности Гражданской войны в России:__ ___________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: