ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ






В 1980 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:
а) недуг - любая утрата или аномалия психологической, либо физиологической, либо анатомической структуры или функции;
б) ограниченные возможности - любое ограничение или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальны ми для человека;
в) недееспособность (инвалидность) - любое следствие дефекта или ограниченных возможностей конкретного человека, препятствующее или ограничивающее выполнение им какой-либо нормативной роли (исходя из возрастных, половых и социокультурных факторов)


Согласно федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (1995 г.), инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет. Так, например, детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость и т.д. Рост инвалидности в большинстве стран мира связан с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, военными конфликтами, ухудшением экологической обстановки, значительным распространением вредных привычек (табакокурение, применение алкоголя, наркотиков, токсических веществ) и другими причинами.
В России в настоящее время только на учете в органах социальной защиты состоит 6,2 миллиона инвалидов. Ежегодно впервые признается инвалидами свыше 1 млн. человек, из них более половины в трудоспособном возрасте.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Специальные условия - это необходимые для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья реабилитационных услуг приспособления, технологии, способы, методы, программы, учебники, пособия и другие средства, обеспечивающие реализацию их конституционных прав и свобод

 

Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

5) дети с задержкой психоречевого развития (ЗПР);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

Рассмотрим подробнее.
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).
Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.
Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.

Т. к. в младенческом возрасте у глухих детей, как и у слышащих, имеется гуление, не зависящее от наличия слуха, то родители нередко обнаруживают глухоту ребенка только к 8 - 9 месяцам, когда у слышащих детей появляется сменяющий гуление лепет, на основе которого формируется речь, у глухих же детей прекращается не подкреплённое слухом гуление, а лепет не возникает. Дети, оглохшие в полтора - два года, становятся немыми через 2 - 3 месяца, если не применяются спец. меры к сохранению их речи. Чем раньше глухой ребёнок попадает в благоприятные для него спец. условия, тем успешнее идёт его развитие.

Обучение глухих детей строится на использовании их зрительного восприятия, кинестезической и вибрационной чувствительности. Овладевая чтением с губ, они начинают понимать обращённую к ним словесную речь; научившись производить речевые движения, начинают произносить слова. Зрительно воспринимая пальцевые речевые движения (дактилирование) и сами воспроизводя их, глухие дети выучиваются чтению слов и предложений, сообщаемых им в дактильной форме, и самостоятельному дактилированию. Специально развиваемая вибрационная чувствительность даёт возможность глухим детям получать сведения о движении отдалённых предметов, их расположении в пространстве и о нек-рых свойствах предметов.

Наиболее благоприятные условия для воспитания и обучения глухих детей создаются в спец. яслях, детских садах, школах для глухих детей. Окончившие эти школы имеют образование и трудовую подготовку, дающие возможность активно участвовать в общественной и трудовой жизни.

Велика роль семьи в воспитании глухого ребёнка. Родители должны своевременно начать обучение ребёнка словесной речи и чтению с губ, следить за формированием у него правильного отношения к жизни и людям, не ставить ребёнка в особое положение, а вовлекать его в жизнь и труд семьи, создавать условия для его общения со слышащими сверстниками.

Позднооглохшие дети - дети, потерявшие слух в дошкольном или школьном возрасте и сохранившие в той или иной мере речь, приобретённую до возникновения глухоты. Степень сохранности речи у позднооглохших детей зависит от условий развития ребёнка, от наличия или отсутствия работы по сохранению речи, от умения использовать остатки слуха и т. п. При отсутствии работы над речью дети, потерявшие слух в дошкольном возрасте, к школьному возрасту перестают говорить. При соответствующей же работе речь не только сохраняется, но и развивается. Из-за отсутствия слухового контроля над собственной речью у позднооглохших детей очень часто возникают нарушения произношения, а затруднения в восприятии речи окружающих приводят к появлению неправильностей в грамматич. строе речи и ограничениям в словарном запасе.

Для сохранения речи у только что оглохшего ребёнка очень важно немедленно оказать ему помощь в овладении навыком чтения с губ, а также в сохранении правильного произношения. В учебно-воспитательной работе спозднооглохшими могут быть использованы остатки слуха, сохраняющиеся у значительного количества таких детей. Иногда позднооглохшие дети, полностью сохранившие речь и хорошо владеющие навыками чтения с губ, могут обучаться в массовой школе при дополнительной внеклассной работе педагога и родителей.

Слабослышащие (тугоухие) дети - дети, к-рые вследствие тугоухости не могут самостоятельно и полноценно овладеть речью в обычных условиях, но у к-рых всё же имеется возможность приобретать с помощью слуха нек-рый речевой запас. Степень речевой недостаточности у слабослышащего ребёнка зависит в первую очередь от степени поражения слуховой функции. Однако весьма существенное значение имеет и время возникновения слухового недостатка. Даже нерезко выраженное поражение слуха, возникшее до двух с половиной - трёх лет, может привести к значительным отклонениям в речевом развитии ребёнка.

Обнаружив понижение слуха у ребёнка, необходимо срочно принять меры по коррекции речи и формированию навыка чтения с губ. В этих случаях даже при значительно выраженном и рано возникшем нарушении слуха ребёнок ко времени поступления в школу овладевает развёрнутой речью. В соответствии со степенью понижения слуха наблюдается большая или меньшая ограниченность словарного запаса у ребёнка, сопровождаемая неправильным употреблением слов. Произношение самостоятельно приобретённых ребёнком слов представляет характерное своеобразие. Грамматич. строй речи слабослышащих детей также может быть нарушен. У слабослышащего ребёнка ограниченное понимание устной речи и читаемого текста. Чрезмерно конкретное понимание слов лишает ребёнка возможности усваивать даже самые элементарные общие понятия, в результате чего у него возникает задержка развития словесно-логич. мышления, к-рая может быть ликвидирована только спец. обучением речи.

При небольшом недоразвитии речи слабослышащий ребёнок может оставаться в массовой школе при условии дополнительных занятий, на к-рых учитель уточняет произношение слов, помогает овладеть звуковым составом слова и этим способом обучает грамоте. При значительном недоразвитии речи слабослышащие дети воспитываются в специальных детских садах и обучаются в специальных школах для слабослышащих и позднооглохших. Звукоусиливающая аппаратура, применяемая при обучении, помогает ему воспринимать объяснения учителя. В результате этого слабослышащий ребёнок получает образование в объёме массовой школы.

В домашней обстановке также возможна весьма эффективная помощь слабослышащему ребёнку в развитии речи. Для этой цели необходимо чёткое членораздельное произнесение обращённых к нему слов и возможно более раннее обучение грамоте. Надо помочь ребёнку накопить запас слов и научиться правильно строить предложения. Демонстрируя предметы и сюжетные картинки, следует их чётко называть и пояснять. При попытках ребёнка повторять воспринятое вслед за говорящим необходимо исправлять неправильное произношение путём замедленного чёткого повторения. Для развития чтения с губ следует приучать ребёнка к постоянному наблюдению за движениями губ его собеседников.

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

Слепые дети - дети, у к-рых зрение совершенно отсутствует или сохранилось в виде свето-ощущения или остаточного зрения. Слепые дети практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности. Выпадение зрения приводит к обеднению чувственного опыта детей. Главными каналами получения впечатлений из внешнего мира становятся осязание и слух. Поэтому чувственные образы слепых детей имеют иное, чем у зрячих, качество и количество их более ограничено. Представления предметов и явлений у слепых детей часто характеризуются меньшей яркостью и чёткостью. Особенности восприятия обусловливают значительную затруднённость ориентировки слепых детей в пространстве. Большое значение имеет время утраты зрения. Если ребёнок ослеп на 4 - 5-м году жизни или позже, зрительные представления, имевшиеся у него, могут сохраниться, т. к. они в этом возрасте тесно связываются с развившейся речью. Потребность в общении с родителями и окружающими людьми вызывает быстрое развитие речи у слепых детей, что способствует также быстрому развитию их мышления. Однако ограниченный чувственный опыт слепого ребёнка приводит к тому, что словесные знания недостаточно связываются с представлениями о предметах. Высокого развития у слепых детей достигает память, т. к. им для ориентировки в пространстве, общения с людьми, усвоения знаний необходимо запомнить больше данных, чем зрячим.

Развитие слепого ребёнка в большой степени зависит от воспитания его в семье. Слепые дети, как правило, не могут принимать участия в играх их зрячих сверстников. До поступления в школу они общаются гл. обр. со взрослыми, что накладывает отпечаток на формирование их интересов. Осн. массу сведений слепые дети получают из рассказов взрослых, из читаемых им книг, из радиопередач. Кроме чтения книг и рассказов, ребёнок нуждается в непосредственном ознакомлении с окружающими его предметами - обстановкой комнаты, игрушками. И вне помещения слепому ребёнку необходимо не только рассказывать об окружающем, но и давать возможность осязательно обследовать предмет. Большое значение для развития представлений и понятий о внешнем мире имеют в дошкольном возрасте занятия лепкой, складывание фигур из мозаики и кубиков, ощупывание изображений, вырезанных из картона или плотной бумаги.

Слепые дети обучаются в спец. школах для слепых, где получают образование в объёме массовой средней школы. Обучение проводится с применением спец. методов и направлено на достижение гармоничного умственного и физич. развития детей. Слепые дети обучаются чтению и письму рельефным шрифтом, рельефному рисованию и рельефному черчению. Одной из важнейших задач обучения является развитие пространственной ориентировки. Дети приучаются сначала к ориентировке в классе и других школьных помещениях, а затем во дворе школы и на улице. Обучение слепых детей решает и другую спепифич. задачу - приобретение каждым ребёнком необходимого запаса достаточно чётких представлений о предметах окружающего мира, к-рые у зрячих детей имеются уже до поступления в школу. Это достигается проведением предметных уроков, большим числом экскурсий, применением специально изготовленных наглядных пособий. Важную роль в развитии познавательных способностей слепых играют словесные указания, пояснения учителя, направляющие их осязательные или слуховые восприятия; т. о. у слепого ребёнка постепенно формируются представления и понятия о недоступных его непосредственному восприятию вещах. Многие сложные явления, познаваемые обычно с помощью зрения, при изучении физики, химии и других уч. предметов, усваиваются слепыми уч-ся с помощью лабораторных работ со спец. приборами, доступными осязательному восприятию и имеющими звуковую сигнализацию. Спец. оборудование (тифлотехника) позволяет, без участия зрения воспринимать такие явления, как прямолинейность распространения света, преломление, отражение светового луча и т. д.

Правильное физич. развитие слепых детей обеспечивается занятиями физич. культурой и доступными им видами спорта при систематическом врачебном контроле, а в необходимых случаях - лечебной гимнастикой.

Развитие слуховой функции у слепого ребёнка служит основным путём эстетич. воспитания. Занятия пением и музыкой, посещение музыкальных и лит.концертов, а также театра и кино, когда зрячие словесно дополняют воспринятое слепым с помощью слуха, являются важнейшими средствами эстетич. развития. Воспитательная работа школы приводит к формированию у слепых сознания собственной полноценности, готовности к производительному труду, развитию всех ценных качеств личности.

Слабовидящие дети - это дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Восприятие слабовидящих детей характеризуется большой замедленностью, узостью обзора, сниженной точностью. Зрительные представления у них менее чётки и ярки, чем у нормально видящих, а иногда искажены. Поэтому для слабовидящих характерна затруднённость пространственной ориентировки. При зрительной работе такие дети быстро утомляются, что может приводить к дальнейшему ухудшению зрения. Зрительное утомление вызывает снижение умственной и физической работоспособности. Однако зрение у слабовидящих остаётся основным путём восприятия. У таких детей осязание не замещает зрительной функции, как это происходит у слепых. Развитие слабовидящих детей в дошкольном возрасте протекает так же, как и нормально видящих, если взрослые показывают и поясняют те предметы, к-рые не могут быть легко восприняты ребёнком. Слабовидящие дети могут участвовать почти во всех играх с остальными детьми, однако для детей, страдающих высокой степенью близорукости и нек-рыми другими глазными заболеваниями, следует ограничивать (по консультации с офтальмологом) физич. нагрузку и участие в играх, требующих резких движений. Слабовидящий дошкольник может воспитываться в массовом детском саду, где должны быть учтены его индивидуальные особенности.

Обучение слабовидящих детей проводится в спец. школах для слабовидящих. Если слабовидящий ребёнок начинает учиться в массовой школе, темп его работы быстро отстаёт от темпа работы класса, что приводит к неуспеваемости или успеваемости ниже возможностей ребёнка. Слабовидящий в этих условиях становится раздражительным, проявляет негативизм, обособляется от коллектива. Всё это приводит к дальнейшему ухудшению уч. работы этого ребёнка. В спец. школе овладению знаниями, умениями и навыками способствуют замедленный (при работе с участием зрения) темп уч. занятий, применение наглядных пособий, доступных восприятию с помощью слабого зрения, сочетание фронтальных методов с индивидуальными; проводится систе-матич. работа по расширению запаса представлений и их уточнению.

Важнейшая задача в учебно-воспитательной работе со слабовидящими детьми - охрана их зрения и его разумная тренировка (повышение нормы освещённости в уч. помещениях, пользование лупами или телескопич. очками, учебниками с крупным шрифтом, тетрадями со специальной более чёткой разлиновкой, перерывы в зрительной работе через каждые 10 - 15 мин. и т. п.). Соблюдение этих требований приводит к общему развитию процессов восприятия, и к улучшению зрения.

Родителям слабовидящего необходимо следить за правильным и постоянным использованием очков ребёнком, если они назначены офтальмологом, а также за строгим соблюдением всех рекомендаций глазного врача.

Многим слабовидящим детям в зависимости от характера заболевания, к-рое привело к снижению зрения, противопоказана большая физич. нагрузка. Это учитывается при обучении, занятиях физич. культурой, трудовой подготовке уч-ся. Школа для слабовидящих детей даёт знания, умения и навыки в полном объёме массовой средней школы.

Слабовидящий дошкольник может воспитываться в массовом детском саду, где должны быть учтены его индивидуальные особенности.Важнейшая задача в учебно-воспитательной работе со слабовидящими детьми - охрана их зрения и его разумная тренировка (повышение нормы освещённости в уч. помещениях, пользование лупами или телескопич. очками, учебниками с крупным шрифтом, тетрадями со специальной более чёткой разлиновкой, перерывы в зрительной работе через каждые 10 - 15 мин. и т. п.). Соблюдение этих требований приводит к общему развитию процессов восприятия, а в нек-рых случаях и к улучшению зрения.
Дети с пониженным зрением,
или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, - это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.

 

3) Дети с нарушениями речи - дети с отклонениями в развитии речи при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Нарушения речи имеют многообразное выражение, различаются по формам и по степени. Одни из этих форм касаются фонетич. стороны речи, другие - затрагивают и смысловую сторону, словарный запас, грамматич. строй. Особое место занимают нарушения темпа и плавности речи. По степени выраженности следует различать речевые нарушения, наличие к-рых не является препятствием к обучению в массовой школе, и тяжёлые нарушения речи, требующие пребывания в спец. учебно-воспитательных учреждениях.
Правильное воспитание речи в дошкольном возрасте может предотвратить многие осложнения речевого развития. Необходимо следить за речью окружающих ребёнка людей и не давать повода дошкольнику подражать неверно произносимым звукам. Вредно отражается на речевом развитии маленького ребёнка ускоренный темп разговора окружающих. Большое значение имеет посильность требований к речи дошкольника. Непомерно трудные беседы с ребёнком, перегрузка заучиванием книжек наизусть, равно как и недостаточное общение с ребёнком отрицательно сказываются на развитии его речи. Нередки случаи, когда дети, имеющие тот или иной недостаток речи, замыкаются, стесняются говорить при других. Следует оберегать детей от нетактичных замечаний по поводу их речи. При подготовке к поступлению в школу следует позаботиться о том, чтобы ребёнок умел правильно произносить все звуки. Также важно, чтобы он умел прислушиваться к произношению окружающих, умел назвать звуки, входящие в состав простых слов.

Дети с нарушениями речи, имеющие возможность учиться в массовой школе, всё же часто нуждаются в специально организованных условиях обучения. В лёгких случаях исправление речи достигается в процессе обучения рус.языку в школе. Дети, имеющие недостатки произношения, не поддающиеся исправлению в обычных условиях обучения, или нарушения письма, обусловленные речевым недоразвитием, а также дети, страдающие заиканием, направляются на логопедические пункты при средних школах. Коррекционная работа с этими детьми осуществляется параллельно со школьными занятиями, спец. логопедич. методами. Устраняя недостатки речи, чтения и письма, учителя-логопеды способствуют борьбе с неуспеваемостью. В исправлении недостатков речи у школьников очень велика роль семьи. Успех логопедич. занятий в школе во многом зависит от того, насколько родители способствуют закреплению полученных навыков правильной речи.

При тяжёлых нарушениях речи пребывание детей в массовой школе невозможно. К таким нарушениям относятся алалия, афазия, дизартрия, дислалия, а также нек-рые формы заикания и гнусавости (чаще всего сюда относился сочетание заикания с общим недоразвитием речи). Основным признаком тяжёлых нарушений речи является резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие тяжёлыми нарушениями речи, обладают скудным речевым запасом, нек-рые из них вовсе не говорят. Общение с окружающими оказывается в этих условиях ограниченным. И хотя большинство детей с тяжёлыми нарушениями речи способно понимать обращённую к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме ответить или обратиться к другим. Это приводит к неправильному положению таких детей в коллективе, они полностью или частично лишаются возможности участвовать в совместных играх со сверстниками, в совместных коллективных мероприятиях. Развивающее влияние общения, коллектива оказывается при таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда даёт погод неправомерно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется характерными для безречевых детей отклонениями в овладении грамотой и понимании арифметич. задач.

Характерным для тяжёлых нарушений речи является её общее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексико-грамматич. стороны речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжёлыми нарушениями речи наблюдается ограниченность речевого мышления, речевых обобщений, недостаточность чтения и письма. Всё это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.

Сознание своей неполноценности и бессилие в попытках словесного общения приводят нередко к реактивным изменениям характера: замкнутости, негативизму, аффективным срывам. В нек-рых случаях наблюдается апатия, равнодушие к своему положению, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности этих реактивных наслоений зависит от условий воспитания. Там, где по отношению к ребёнку с тяжёлыми нарушениями речи не допускают нетактичных замечаний, стараются всемерно его понимать и облегчать его пребывание в коллективе, реактивных наслоений бывает меньше.

Обучение и воспитание детей с тяжёлыми нарушениями речи требует спец. системы, к-рая осуществляется в школах для детей с тяжёлыми нарушениями речи, но принципиально возможна и в семье. Работа с такими детьми очень эффективна. Прежде всего необходимо установить контакт с ребёнком, проявить правильное, внимательное, чуткое, бережное отношение к нему. Обучение состоит в коррекции недоразвития устной речи в единстве с подготовкой к письму. При обучении арифметике обращается внимание на развитие понимания текста задач. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребёнка. Обычно при правильном пед. подходе дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объём школьных знаний. Вместе с формированием речи исчезают и вторичные изменения психики.

4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

Умственно отсталые дети - дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС.

Осн. группу умственно отсталых детей составляют олигофрены. В зависимости от степени нарушений умственного развития выделяют 3 группы: идиоты, имбецилы, дебилы.

При идиотии дети имеют глубокие нарушения не только в психич. развитии, но и в моторике (не могут самостоятельно передвигаться), неспособны к усвоению даже элементарных навыков самообслуживания, не владеют речью и не понимают речи других. Они нуждаются в постоянном уходе и поэтому направляются в детские учреждения социального обеспечения.

При имбецилъности дети страдают весьма грубыми нарушениями познавательных процессов, неспособны к длительному целенаправленному действию, легко отвлекаются. Речь у имбецилов обычно развита плохо, имеются большие дефекты в произношении (косноязычие, заикание). После длительного спец. обучения у имбецилов вырабатываются начатки чтения, письма, счёта, нек-рые навыки самообслуживания и простых видов труда. Обучение и воспитание имбецилов осуществляется в детских учреждениях социального обеспечения или в спец. классах при вспомогательных школах.

При дебильности дети, страдая значительной степенью умственной отсталости, способны, однако, к систематическому школьному обучению по спец. программе; они составляют осн. массу уч-ся вспомогательных школ.

С раннего детства у дебилов проявляется нарушение развития познавательной деятельности в целом, особенно резко проявляющееся в ее сложных видах. Недостаточность умственного развития сказывается в ограниченности потребностей и побуждений у дебилов, в характереих игровой, учебной и трудовой деятельности, в обеднённое их эмоционально-волевых проявлений. В поведении большинства дебилов не обнаруживается нарушений: они спокойны, организованны, исполнительны; их ограниченные интересы устойчивы, начатую работу они доводят до конца, не предъявляя, однако, к себе необходимых требований и обнаруживая повышенную самооценку. Но имеются дети-дебилы, страдающие значительными недостатками поведения, обусловленными особенностями их эмоционально-волевой сферы. Часть из них страдает повышенной возбудимостью: 3 эти дети неуравновешенны, раздражительны, двигательно беспокойны, несамокритичны, неорганизованны, не умеют сосредоточиться, мобилизовать усилия, регулировать выполнение своей деятельности; они очень трудны в коллективе, требуют неустанного внимания и проведения специальной пед. работы, направленной на коррекцию их поведения. Другая часть дебилов - заторможённые, вялые дети, с ослабленными реакциями и медленными движениями, с резко сниженной работоспособностью. Они неохотно и вяло включаются в работу, принимают незначительное участие в жизни коллектива детей, требуют неустанных побуждений и нуждаются в контроле.

Познавательная деятельность дебилов в младшем школьном возрасте характеризуется рядом особенностей. Восприятие замедленно (что затрудняет ориентировку в окружающем), неполно и нерасчлененно плохо приспособлено к изменяющимся условиям; осмысливание наблюдаемого упрощено, иногда искажено. Представления детей-дебилов неточны и неполны, что обусловлено, с одной стороны, своеобразием их восприятия, а с другой - интенсивным забыванием, к-рое приводит к характерному для дебилов взаимоуподоблению сходных представлений. В первые годы школьного обучения дебилы плохо запоминают прочитанное или услышанное, т. к. не умеют пользоваться средствами осмысленного запоминания. Речь у этих детей обычно начинает развиваться со значительным запозданием (к 3-4 годам), произношение часто страдает, пассивный и особенно активный словарь ограничен, грамматич. конструкции бедны и однообразны. По этим причинам, а также из-за слабости побуждений к общению мало развита разговорная диалогич. речь. Из-за слабости мышления страдает связность и последовательность описательно-повествовательной речи. Обращённая к этим детям речь (словесные указания, инструкции и разъяснения) не регулирует и не направляет в должной мере их практич. действия. Резче всего недостатки познавательной деятельности дебилов обнаруживаются в словесно-логич. мышлении: анализ объектов и явлений ограничен, синтез лишён систематичности, сравнения затруднены, односторонни и неполны; обобщение часто выполняется не по существенным признакам и нередко ошибочно. Поэтому дебилы некритически относятся к ошибкам в своей мыслительной деятельности.

Недостатки восприятия и неполноценность моторного (двигательного) развития дебилов обусловливают замедленность и трудность выполнения ими многих видов несложной практич. деятельности. Из-за большой инертности высшей нервной деятельности затруднён переход от одного вида деятельности к другому.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми-дебилами в сов.вспомогательных школах направлена на воспитание возможных для них сложных видов психич. жизни и на развитие личности в целом. Сущность этой, работы заключается в объединении учения с практической и трудовой деятельностью детей, в связи его с жизнью, в правильном сочетании наглядных средств и практич. действий детей-дебилов с разъяснениями педагога. В итоге этой работы к началу подросткового возраста процессы восприятия обычно становятся более быстрыми и дифференцированными, развиваются наблюдательность, произвольное внимание, осмысленное преднамеренное запоминание и воспроизведение материала. К старшему школьному возрасту заметно обогащается активный словарь, наблюдаются известные успехи в развитии связной речи и мышления. Значительно улучшается выполнение учебных и особенно трудовых заданий. Растёт умение применять приобретённые знания, прилагать необходимые усилия для достижения цели, появляется самостоятельность и нек-рая самокритичность, изменяется поведение в целом. У уравновешенных дебилов вырабатываются различные формы сложной целенаправленной деятельности, возникает ответственное отношение к выполнению трудового задания, прилежание. Эта группа олигофренов наиболее приспособлена к самостоятельной трудовой деятельности. У возбудимых дебилов поведение при длительном коррекционно-пед. воздействии становится ровнее, деятельность продуктивнее, сознательнее; задания выполняются не столь поспешно, возрастает самоконтроль и требовательность к себе. Заторможённые дети-дебилы за время пребывания в школе приучаются правильно вести себя в коллективе, становятся активнее, увереннее в себе, инициативнее и настойчивее в выполнении заданий.

Очень значительна в воспитании дебилов роль семьи. Обнаружив отставание ребёнка в развитии, родители должны немедленно обратиться за советом к врачу-психоневрологу и в случае необходимости поместить ребёнка в специальное дошкольное учреждение. Ребёнок должен быть приобщён к доступной для него практич. деятельности в семье; это содействует его развитию и формированию правильных отношений с членами семьи. Семья должна воспитывать трудовую направленность умственно отсталого ребёнка, ответственность его за свои действия, заботиться о том, чтобы он не испытывал чувства неполноценности, излишне не опекать его. Наблюдение, контроль и забота необходимы и в отношении взрослых дебилов.

По окончании вспомогательной школы дети-дебилы в большинстве случаев подготовлены к выполнению посильной для них трудовой деятельности. Однако даже при самых благоприятных условиях сохраняются значительные различия между нормальными детьми и детьми-дебилами в течении, темпах и результатах их развития.

5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);

ЗПР проявляется как в замедлен-ном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в ин-теллектуальной недостаточности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: