Романтизм в искусстве Франции начала XIX века




 

Появление романтизма в искусстве Франции совпало со временем грандиозных исторических потрясений. Страна переживала последствия Великой французской революции, обрела нового лидера в лице Наполеона Бонапарта, пустилась в завоевательные походы, победила все европейские армии на полях сражений, а потом пережила крах наполеоновской империи. Романтизм во Франции появился как реакция на несовершенство окружающего мира. Идеалам общественным, государственным, которые не оправдали возложенных на них надежд, романтики противопоставили внутреннюю жизнь человека. Они утверждали право на свободное самовыражение во всём, на отказ от любых норм, правил, принципов. Личность художника, по их мнению, интересна сама по себе, и чем вернее, точнее, последовательнее он выразит себя в собственном произведении, тем лучше.

Впервые о Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской выставил в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку». Уже в названии выражено динамическое напряжение, которое пронизывает картину. Для неё позировал лейтенант РоберДьедонне. Но его индивидуальные черты подчинены более широкому образному замыслу. Жерико создал картину, в которой, как в фокусе, выразил господствующую страсть эпохи. Фигура коня, вставшего на дыбы, пересекает по диагонали окутанное дымом и всполохами огня пространство битвы. Колорит построен на сопоставлении горячих и холодных тонов, картина написана широко и свободно, сами мазки исполнены эмоций и вызывают ощущение бушующей стихии. Окончание работы над картиной совпало со звёздным часом наполеоновской армии: французы вошли в Москву.

Но упоение победой было недолгим. Темой следующей картины Жерико – «Раненый кирасир, покидающий поле боя» – стал разгром армии Наполеона. Образ раненого офицера, ведущего испуганного коня и с трудом удерживающего равновесие на скользком склоне, воспринимается как символ всех несчастий, выпавших на долю французов. Выставленная в Салоне, картина подверглась столь жестокой критике, что Жерико даже решил бросить живопись и записался мушкетёром в королевскую гвардию.

Главное произведение Теодора Жерико – картина «Плот «Медузы». Её сюжетом стала трагическая история фрегата «Медуза», отправившегося из Франции на Сенегал и севшего на мель у берегов Западной Африки. Сто пятьдесят пассажиров и членов экипажа высадились на плот и в несколько шлюпок. В шлюпках оказались высокопоставленные лица. Они должны были взять плот на буксир, но покинули его. В течение двенадцати дней неуправляемый плот носился в открытом море. Лишь на тринадцатый обезумевшие от отчаяния и голода люди были подобраны проходившим мимо судном. К этому времени на плоту оставалось всего пятнадцать человек, из которых пятеро вскоре умерли от истощения. Выжившие описали это страшное путешествие в книге. Она взволновала общественное мнение. Но Жерико потрясли не только страдания людей. В его картине случившееся приобрело более широкий смысл и стало символическим выражением судьбы Франции после краха наполеоновской империи. Именно поэтому художник взял полотно грандиозных размеров – 35 квадратных метров.

Жерико тщательно собирал материал для картины. Он прочёл книгу и познакомился с выжившими пассажирами – именно они позировали ему для картины. Он заказал плотнику «Медузы» модель плота. Он писал этюды бурного моря. И наконец, стремясь проникнуться непосредственным ощущением трагедии, почувствовать пластику мёртвого и умирающего человека, он писал с натуры в госпиталях и больницах.

Главным для Жерико стал поиск момента действия. Опробовав многочисленные варианты, он выбрал момент, когда уже утратившие надежду, обессиленные люди увидели на горизонте корабль, который мог принести им спасение. Композиция выстроена по диагонали из левого нижнего угла в правый верхний. От неподвижного, застывшего в отчаянии рядом с телом мёртвого юноши человека ожидание и надежда нарастают и ведут к фигуре стоящего на бочонке и размахивающего белым платком негра.

Колорит всецело подчинён сюжету картины. Он строится на отношениях зеленовато-бурых и свинцовых оттенков воды и неба и золотисто-коричневых или мертвенных тонах обнажённых фигур. Плот окружает бурное море, мрачное небо несёт угрозу, и всё же человек побеждает стихию своей энергией и волей к борьбе.

Конечно, картина не могла остаться незамеченной, но после показа в Салоне она была воспринята как критика правительства. Её живописные и пластические качества, грандиозность замысла оказались заслонены политическим смыслом и прошли почти незамеченными.Обескураженный таким приёмом, Жерико уехал в Англию. В Лондоне картина была объявлена шедевром, а художник нашёл признание и темы для новых произведений. Во время пребывания в Англии художник написал «Скачки в Эпсоме», работу, рождающую ощущение стремительного движения лошадей и жокеев. Лошади так мчатся по ярко-зелёной траве, что, кажется, вытягиваются в длину; Жерико, мастер-анималист, умело изображавший животных, намеренно деформирует пропорции. Низко нависшее свинцовое небо, мгновенная вспышка света, похожая на молнию, напряжённые до предела тела лошадей, яркие цветовые пятна жокейской экипировки – всё это переполняет картину эмоциями и делает её истинно романтическим произведением.

Жерико был первым крупным мастером французского романтизма. Но высшим его выражением стало творчество младшего современника и друга Жерико – Эжена Делакруа. Во всём искусстве XIX века нельзя назвать художника, равного ему по масштабу дарования и количеству созданного. Около тысячи картин маслом, несколько тысяч рисунков, пастелей и акварелей, десятки литографий, шесть монументально-декоративных циклов – результаты творческой жизни Делакруа сопоставимы с тем, что было создано великими мастерами Возрождения. Кроме того, Делакруа обладал выдающимся литературным даром: многие его статьи и заметки не утратили актуальности и сегодня.

Как и большинство его современников, Делакруа остро ощущал драматические повороты истории. «Мы живём в грозовое время, когда весь мир разят молнии. Нам предстоит бурный жизненный путь», – написал он в одном из юношеских писем. Это тревожное мироощущение он пронёс через всю творческую жизнь. Ведущей в его живописи становится тема противоборства человека и враждебной стихии, рока. В картине «Резня на Хиосе» это противоборство воплощается в современном сюжете. Речь идёт о борьбе греков против турецкого ига. В долину на греческом острове Хиос были согнаны все его обитатели, ожидая смерти или рабства. Центральные образы – грека с прильнувшими к нему детьми и старой гречанки, сидящей на земле рядом с умирающей молодой женщиной – концентрируют всю суть трагедии. После показа этой картины в Салоне Делакруа сделался лидером передового искусства Франции.

Сюжет картины «Смерть Сарданапала» тоже трагический. Сарданапал, последний правитель древневосточного города Ниневия, пресытившись жизнью и стремясь избегнуть насильственной смерти, решил не только покончить с собой, но и уничтожить всё, чем дорожил. Сам он спокоен и величав в своём одиночестве, невозмутимо досматривает он последний акт спектакля своей жизни; вокруг же бушуют страсти, слуги бросают в огонь драгоценную посуду и ткани, лошадей и наложниц. Прекрасные женщины умоляют господина о пощаде, обнимая не ноги его, но алое атласное покрывало; он не слышит их. Ложе властителя окружает настоящая буря, зритель ощущает происходящее как грандиозную катастрофу. Главное выразительное значение приобретает цвет, и более всего – звучные, насыщенные оттенки красного.

Делакруа всегда вдохновляли трагизм и героизм, он искал их в разных эпохах и странах. В дни Июльской революции 1830 года современная художнику Франция оказалась достойной большой картины. Так появилась «Свобода, ведущая народ», которая до наших дней остаётся самым ярким и возвышенным изображением революции в искусстве.

Делакруа видел события революции, бои на баррикадах. Но создавая картину, он отошёл от конкретных эпизодов и частных подробностей. Каждый из героев картины представляет собой обобщённый образ участника восстания, олицетворяет целую группу людей: студент, рабочий, подросток. За ними в клубах порохового дыма и пыли угадывается толпа повстанцев. Убитые и раненые на первом плане воплощают трагедию. Они изображены очень натуралистично: дырявые чулки, грязные бинты, голые худые ноги. Но от них мы переводим взгляд на центральную фигуру Свободы, ведущей народ. Её профиль идеально-прекрасен, пропорциями и пластикой она напоминает Нику Самофракийскую. Но она напоминает и о мужественных парижанках, сражавшихся наравне с мужчинами на июльских баррикадах. Делакруа нашёл единственно-верное соотношение жизненной правды и идеала.

После создания «Свободы» новые впечатления овладели сознанием художника. Он совершил путешествие в Марокко, по пути посетив Алжир и Испанию. Многие романтики, и художники, и поэты, проявляли интерес к Востоку. Но то был Восток воображаемый, рождённый фантазией и литературными произведениями. Делакруа во время путешествия открыл для себя подлинный Восток, мир необыкновенный и притягательный; до конца своих дней он будет возвращаться к впечатлениям поездки, которые фиксировал в рисунках и акварелях. В арабах, их облике, одежде и характерах его поразило естественное благородство и достоинство, отсутствие мелочности, спешки и непрестанного соперничества, которыми отличались европейцы. Жители Востока стали для него олицетворением простой, цельной и гармоничной личности.

В результате путешествия изменился и колорит Делакруа, стал более сложным. Это демонстрирует самая известная из его «восточных» работ – картина «Алжирские женщины». Перед нами – интерьер одной из комнат гарема (закрытой и охраняемой части дворца, в которой жили жёны богатого мусульманина). Делакруа был человеком лёгким, общительным и остроумным. Во время поездки он познакомился с одним из восточных владык, который пригласил художника к себе в дом и позволил делать наброски в собственном гареме. Эти наброски сохранились. Мы и сейчас можем любоваться необычными для европейцев цветовыми сочетаниями в одеждах женщин. Переходя от набросков к картине, Делакруа усилил ощущение восточной сказки, сна наяву. Женщины погружены в тихую беседу или лёгкую дрёму. Рядом с ними – кальяны, сладости, вокруг – предметы роскоши, драгоценные ткани. Пластика женских фигур безупречна, одежды не сковывают естественных движений их тел. Солнечные лучи, проникающие в комнату, придают утончённую красоту вполне обычной сцене, рождают особую атмосферу гармонии и неги.

Делакруа был выдающимся колористом. В его картинах цвет каждого предмета взаимосвязан с окружением, включён в целостную цветовую гармонию, обогащая её и подчиняясь ей. Особое внимание он уделял контрасту дополнительных цветов, прежде всего красного и зелёного, извлекая из их сопоставления выразительные эффекты. «Крови озеро в сумраке чащи лесной» – так образно обозначил поэт излюбленный красочный аккорд Делакруа. «Свет, полутон, тень и рефлекс изменяют почти все вещи», – утверждал художник. При этом он никогда не терял из виду высшую цель искусства, которую однажды определил как «мост, переброшенный от души художника к душе зрителя». Делакруа полагал, что цвет должен находиться в соответствии с содержанием картины, определять её эмоциональное воздействие.

Столь же активной выразительностью обладает линия в рисунках художника. Динамичная и темпераментная, живая и взволнованная, она передаёт самое существо натуры, её жизнь в движении, а не детали и частности. Для большинства современников манера рисования Делакруа была неприемлемой, его даже обвиняли в неумении рисовать.

Глубоки и оригинальны портреты, написанные Делакруа. Лишь некоторые из них были выполнены по заказу – главным образом в годы юности художника, когда он сильно нуждался. В дальнейшем он писал и рисовал своих друзей или людей, наделённых особой внутренней значительностью. Часто он пренебрегал внешним сходством, сосредоточиваясь на выражении эмоций, оттенков настроения. Так, портрет скрипача-виртуоза Николо Паганини передаёт живое впечатление от его игры. Сама же фигура превращена в знак, повинуется музыкальному ритму. Из темноты выступают только руки и лицо, словно излучающие свет внутреннего горения.

 

Вопросы (ответить письменно в тетради)

1. С какими событиями совпало появление романтизма во Франции? Как ранние картины Т.Жерико обозначили основные вехи наполеоновской кампании?

2. Какие события легли в основу картины Т.Жерико «Плот «Медузы»? Как художник их осмыслил и обобщил? Какой момент выбрал для изображения и как выстроил композицию?

3. Расскажи о картинах Э.Делакруа «Резня на Хиосе» и «Смерть Сарданапала». Как в них проявился романтизм?

4. Как Делакруа в картине «Свобода, ведущая народ» соединил идеальное и реальное?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: