1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.12.2017, N 31, ст. 4398
2) Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информатизации, информационных технологиях и защите информации"// Собрание законодательства РФ, 2006 г., N 31, ст. 3448 (Часть I)
3) Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Российская газета, 2009, №4849
4) Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. М., 1996.
5) Анохин М.Г. Комаровский. B.C. Политика: возможности современных технологий. М.: Изд-во РАГС, 1998.
6) Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. СПб, 2005.
7) Василенко Л.A. Интернет в информатизации государственной службы России: социологические аспекты. 2-е изд./Л.A. Василенко; Рос. акад. гос. Службы при Президенте Р.Ф. М.: Наука, 2008.
8) Пономарёв С.В. Краудсорсинг: административные, политические и гражданские практики в современной России // Вестник Пермского государственного университета. Серия "Политология". - 2013. - № 4 (24). - С. 136-148.
9) Пономарев С.В. Проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему государственного управления России: электронное правительство в отставку? // ARS ADMINISTRANDI (Искусство управления). – 2014. № 1. - С. 91 – 106.
Приложение 1
Текст научной статьи
Государственная политика в области информатизации
Мельникова Ирина Олеговна
Владимирский филиал Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации.
|
Магистрант
Михайлов Алексей Евгеньевич
Владимирский филиал Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации.
Доцент кафедры правового обеспечения государственного и муниципального управления, кандидат юридических наук Владимирского филиала РАНХиГС.
Аннотация
Главной целью государственной политики России в области информатизации является содействие формированию современной рыночной экономики в государстве, повышению ее конкурентоспособности за счет внедрения современных и будущих информационно-коммуникационных технологий во все сферы общества, а также готовности и возможностей граждан к внедрению этих технологий.
Ключевые слова: Государственная политика, Государство, общественная политика, политическая система.
State policy in the field of Informatization
Melnikova Irina Olegovna
Vladimir branch of Russian presidential Academy of National Economy and Public administration under the President of the Russian Federation.
Undergraduate
Mikhailov Alexey Evgenievich
Vladimir branch of Russian presidential Academy of National Economy and Public administration under the President of the Russian Federation.
Associate Professor of legal support of state and municipal management, PhD Vladimir branch of Ranepa.
Abstract
The main goal of Russian state policy in the field of Informatization is to promote the formation of a modern market economy in the country, enhancement of competitiveness through the introduction of modern and future information and communication technologies in all spheres of society, as well as the willingness and capability of citizens to the introduction of these technologies.
Keywords: Public policy, Government, public policy, political system.
Информатизация — политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы. Процедура информатизации считается результатом формирования информационных технологий и трансформации технологического способа производства в постиндустриальный. В основе информатизации лежат кибернетические способы и ресурсы управления, а также инструмент информационных и коммуникационных технологий.
|
По определению ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 года информация представляет собой «организационную социально-экономическую и научно-техническую процедуру формирования подходящих условий для реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений путем разработки и применения информационных ресурсов».
Информатизация-это направленный процесс системной интеграции компьютерных объектов, информационно-коммуникационных технологий с целью получения новейших общесистемных свойств, позволяющих максимально эффективно осуществлять продуктивную работу человека, группы, общества. В концепции информатизации были определены следующие основные принципы государственной политики в этой области:
1) информатизация должна рассматриваться как необходимая доля социально-экономического развития государства;
2) государственная политика в сфере информатизации должна иметь две составляющие: централизованную и децентрализованную.
Централизованная политика должна быть ориентирована на достижение национальных стратегических целей. Децентрализованная политика ориентирована главным образом на создание условий, обеспечивающих саморазвитие процесса информатизации и удовлетворение на этой основе социальных потребностей населения в информационных продуктах, предложениях и услугах:
|
1) развитие информатизации обязано гарантировать равное вовлечение государства в интернациональное распределение труда, в котором Россия должна иметь собственный раздел воздействия;
2) разработки республиканских, региональных и отраслевых программ информатизации обязаны быть согласованы с главными принципами государственной политики в данной области;
3) должна обеспечиваться всемерная демократизация процессов производства и потребления информации;
4) аспектом эффективности информатизации не может служить лишь ее экономическая оценка, здесь нужен систематический подход, учитывающий и другие факторы.
Информацию можно разделить на виды по различным критериям:
по способу восприятия:
1) визуальная — воспринимается органами зрения;
2) аудиальная — воспринимается органами слуха;
3) тактильная — воспринимается тактильными сенсорами;
4) обонятельная — воспринимается обонятельными сенсорами;
5) вкусовая — воспринимается вкусовыми сенсорами.
по форме представления:
1) текстовая — передаётся в виде символов;
2) числовая — в виде цифр и знаков, которые обозначают математические действия;
3) графическая — в виде изображений, предметов, графиков;
4) звуковая — устная, в виде записи и передачи аудиальным путём.
по назначению:
1) массовая — включает очевидные данные и оперирует набором понятий, понятным большей части социума;
2) специальная — включает в себя особый комплект определений, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, однако нужны и понятны в рамках ограниченной общественной категории, где используются данные сведения;
3) секретная — передаётся узкому кругу лиц и по защищённым каналам;
4) приватная — комплект данных о той или иной личности, определяющий социальное положение и виды общественных взаимодействий внутри популяции.
по значению:
1) актуальная — ценная информация в данный момент времени;
2) достоверная — информация, которая получена без искажений;
3) понятная — информация, которая выражена на языке, понятном тому, кому она предназначена;
4) полная — информация, достаточная для понимания и принятия правильного решения;
5) полезная — полезность информации определяется субъектом, который получил информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.
по истинности:
1) истинная;
2) ложная
Информационное общество-это ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастание доли информационных и коммуникационных технологий, информационные товаров и услуг в валовом внутреннем продукте, формированием глобальной информационной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к информации и удовлетворение их общественных и индивидуальных потребностей в информационных продуктах, предложениях и услугах.
В начале 1990 года в нашей стране и обществе была утверждена политика универсальной информатизации, в которой, среди прочего, была представлена информационная функция страны.
Деятельность страны по формированию, использованию и распространению правовой информации, поддержке создания первого этапа российской автоматизированной информационно-правовой поддержки в реализации программы предполагает:
1) формирование общего информационно-правового пространства органов государственной власти Российской Федерации и предоставление доступа пользователей к правовой информации;
2) создание муниципальных концепций правовой информации;
3) укрепление материально-технических, экономических, координационных, кадровых, правовых и научных основ правовой информатизации;
4) обеспечение координации и помощи научно-производственных работ согласно формированию новых видов информационных технологий, вычислительных, информационных и телекоммуникационных средств и систем;
5) систематизацию законодательства, предотвращение множественности и двойственности нормативных действий;
6) содействие непрерывному накоплению, обновлению и популяризации законных данных;
7) поддержку формирования области информационно-правовых услуг в условиях рынка;
8) создание единой концепции предоставления безопасности данных;
9) содействие международному сотрудничеству в сфере развития и использования правовой информации.
Эффективное разрешение вопросов правовой информатизации требует соблюдения таких основных принципов государственной политической деятельности, как:
1) правовое равноправие абсолютно всех участников хода правовой информатизации вне зависимости от их общественно-финансового статуса;
2) формирование общегосударственной политической деятельности в области правовой информатизации как важнейшей части общей политики информатизации государства;
3) осуществление экономической помощи основных элементов правовой информатизации - эталонных и интегрированных банков и баз правовой информации, телекоммуникаций и концепций передачи правовой информации;
4) обеспечение исследования законодательных и иных нормативных действий, стабилизирующих взаимоотношения в сфере правовой информатизации.
Таким образом, возможно установить потребность увеличения интереса к решению проблем правовой информатизации в условиях информационного общества - подготовить нормативный правовой акт, который регламентирует порядок разработки и использования справочно-правовых систем и предусматривающий применение электронно-цифровой подписи для официального электронного опубликования правовой информации.
Библиографический список
1) Брусницин Н.А. Информационная безопасность/Н.А. Брусницин. - М.: Вита-Пресс, 2016.
2) Гриняев С.Н. Информационная политика: история, день сегодняшний и перспективы//https://www.infwar.ru.
3) Завадский И.И. «Информационная политика - что это такое?//Защита информации. «Конфидент». № 4, 2014.
4) Информационные войны и будущее//https://lib.aldebaran.ru
5) Комов С.А. Информационная борьба в современной войне: вопросы теории //»Военная мысль», 20158, № 3. С. 73.
6) Манойло А.В., Фролов Д.Б. Информационно-психологические операции как организационная форма реализации концепции информационно-психологической политики//СПб.: Компьютерные системы, 2016, № 2.
7) Основы государственной политики в области обеспечения информационно-психологической безопасности/М.: Институт психологии РАН, 2012.
8) Панарин И.Н. Информационная политика и геополитика/И. Н. Панарин. - М.2009. С. 39.