Глава I. Греция в составе Европейского Сообщества (ОБСЕ,
Совет Европы) 5-29
§1. Отношение Греции как члена ЕС к Азербайджану.......................... 17
§2. Греция в составе ОБСЕ....................................................................... 20
§3. Греция и Совет Европы...................................................................... 22
Глава II. Греция в составе НАТО 30-35
Глава Ш. Греция в составе ООН 35-43
§1. Греция и ООН в борьбе против организованной преступности..... 35
§2. Греция и ООН в борьбе против терроризма..................................... 36
§3. Многосторонняя дипломатия Греции по правах человека
в рамках Организации Объединенных Наций....................................... 41
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Введение
Темой данной дипломной работы является участие Греции в международных организациях. Эта тема актуальна и очень интересна для изучения, т.к количество и значение международных организаций в сегодняшнем мире постоянно увеличиваются. В настоящее время международные организации являются основным инструментом межгосударственного общения.
Международная организация – это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющая необходимую для этого структуру, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, объём которых определяется волей государств – членов. Современные международные организации делятся на 2 основных типа: межправительственные и неправительственные организации. Роль и тех и других значительна и все они способствуют общению государств в различных сферах жизни. Их роль, политическая и экономическая, становится все более существенной, и область их компетентности расширяется каждый день. Это происходит из-за явления глобализации. Есть современные проблемы, которые больше не могут быть решены в пределах отдельной страны. Появляются также необходимость для сотрудничества в экономической, коммерческой, политической областях на глобальном уровне, вовлекая как страны, так и людей. Одни организации имеют глобальный характер (Организация Объединенных Наций, Мировая Организация здравоохранения, ЮНЕСКО), в то время как некоторые региональный (НАТО, ЧМЭС). Одни являются политическими (Совет Европы, ОБСЕ), другие экономическими (Мировой Банк, Международный Валютный Фонд, Организация Экономического Сотрудничества и Развития), гуманитарными (ЮНИСЕФ) или специализирующиеся в определенной области (Международная организация труда, Организация ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства).
|
Греция обладает уникальным геополитическим расположением, поскольку она находится на перекрестке нескольких цивилизаций, и является узлом транспортировки и коммуникаций с востока на запад и с севера на юг. В то же время, она занимает критическое географическое положение в той степени, что она окружена горячими областями напряженности и конфликтов. Греция имеет также привилегию быть частью нескольких сообществ наций и нескольких регионов, будучи единственной страной в Юго-восточной Европе, которая является и членом Европейского Союза и НАТО. Полностью осознавая ответственность охранять стабильность в бурной области, среди ее главных целей - обеспечить мир, безопасность, сотрудничество и развитие и служить как модель демократии, независимый защитник правосудия для целого региона, а именно для Балкан и Юго-восточного Средиземноморья
|
С 1 января 2003 года Греция приняла на себя председательство в Европейском союзе. С момента вступления ее в эту организацию она уже в четвертый раз берет бразды правления в свои руки. В работе мы рассматриваем то, как непросто было Греции вступить в ЕС, какие реформы она проводила, чтобы соответствовать критериям приема и как отразилось вступление в ЕС на политической и экономической жизни страны.
В своей работе я постараюсь наиболее полно и четко охарактеризовать позицию Греции как члена ЕС и ОБСЕ по Нагорно-Карабахскому конфликту.
В работе также показано участие Греции в ООН, что очень важно, т.к.Организация Объединённых Наций является неотъемлемой частью современного миропорядка, в формировании которого ей принадлежит важная роль. Организация Объединённых Наций, одна из наиболее влиятельных межправительственных организаций, а её органы играют огромную роль в нашем многополярном мире, участвуя в экономическом, социальном, культурном развитии, установлении и укреплении межгосударственных связей как среди государств-членов, так и среди государств-нечленов ООН, создании и поддержании мира и добрососедских отношений на нашей планете.
Необходимо отметить и роль НАТО, т.к. НАТО является крупным военным блоком, который сыграл немалую роль в истории Греции, т.к. участвовал в перевороте «черных полковников» в Греции, что привело к смене режима и упразднению монархии.
|
Дипломная работа в основном охватывает период второй половины XX века и начало XXI, состоит из 4 разделов. В первом разделе рассматривается участие Греции в Европейских организациях, во втором и третьем участие в НАТО и ООН.
Глава I. Греция в составе Европейского сообщества (ОБСЕ, Совет Европы)
Греция и Восточная Европа. Греция расценивает Балканы как регион, в котором слово закона, демократические учреждения и защита прав человека и меньшинств должны быть нерушимым правилом. Большую стратегическую важность для Греции имеет процесс интеграции Балканского региона в Eвропейские структуры. Цели Греции в Балканском регионе - служить фактором стабильности и развития. А ее главные преимущества в Юго-Восточной Европе - членство в ЕС и НАТО. Для многостороннего экономического, военного и политического сотрудничества в регионе Греция продвигает следующие инициативы: Юго-Восточноевропейский процесс по сотрудничеству (ЮВЕПС), Процесс ЕС о Стабильности и Добрососедстве в Юго-восточной Европе, Юго-восточноевропейская Инициатива сотрудничества (ЮВЕИС), Договор о стабильности в Юго-восточной Европе, Черноморское Экономическое Сотрудничество (ЧМЭС) и трехсторонние встречи по сотрудничеству Балканских стран.
Греческие экономические инициативы на Балканах, управляемые в значительной мере частным сектором, но все более поддерживаемые правительственной политикой, улучшили перспективы Греции как лидера региона в экономическом росте и процветании. Греция увеличивает свои инвестиции на Балканах в таких областях как транспорт и телекоммуникации, что необходимо для полного объединения региона с Европейским Союзом.
Уже даже перед окончанием кризиса в Косово греческое правительство начало работать над финансовой программой структуры, которую попыталась направить на экономическую реконструкцию Балкан. Согласно греческому Плану экономической реконструкции Балкан (2002-2006), греческое правительство обеспечивает финансовую поддержку в размере 550 миллионов евро на проекты, имеющие отношение к экономической инфраструктуре (транспорт, телекоммуникации, энергетика и окружающая среда), укрепление демократических учреждений, модернизацию государственных служб и образование служащих и ученых в странах-получателях (БЮРМ, Румыния, Болгария, Албания, Босния - Герцеговина).
Кроме того, в Салониках расположен штаб Организации реконструкции Балкан, который действует под эгидой ЕС и Секретариата Договора о стабильности.
Договор о стабильности - всесторонняя организация, вовлекающая все государства - члены ЕС, а также 35 дополнительных стран, включая Соединенные Штаты, которые предложили свою помощь в процессе реконструкции Балкан.
Греция играет активную роль в Черноморском Экономическом Сотрудничестве (ЧМЭС), которое было основано в июне 1992г. со статусом международной региональной экономической организации, имея целью развить регион Черного моря путем экономического сотрудничества до уровня мирного, стабильного и процветающего региона. Как единственное государство - член ЕС, участвующее в ЧМЭС, Греция также играет ведущую роль в укреплении отношений ЕС-ЧМЭС. Греция - хозяин в организации черноморской торговли и Банка Развития в Салониках, а также Международного Института Черного моря в Афинах.
Требования, предъявляемые Греции при вступлении в ЕС. Прежде всего, Греция должна была удовлетворять критериям членства, а именно: соблюдать принципы демократии, господство права, уважать права человека и национальных меньшинств, а также полностью и всецело руководствоваться принципами, закрепленными в учредительных документах ЕС с целью "достижения стабильности и процветания на всем Европейском континенте".[1]
А также было неоюходимо реформирование экономики государства с целью достижения показателей того уровня развития, который необходим для вступления в ЕС.
8 июля 1959г. - Греция заявляет о просьбе получения статуса ассоциированного члена.
9 июля 1961 ЕЭС и Греция подписали Соглашение об Ассоциированном членстве 1. В апреле 1967 года в Греции происходит государственный переворот, что вызвало замораживание соглашения ЕЭС с Грецией. К власти пришла хунта «черных полковников», которые стали проводить новую экономическую политику.
Одним из основных направлений своей внутренней политики военные считали реорганизацию экономики страны. Они привлекли на свою сторону специалистов, разрабатывавших проект экономического развития Греции еще в бытность демократических правительств, особенно первой администрации К.Караманлиса 1959-1963 гг., начавшей реформы в экономике страны и заявили, что будут проводить дифференцированный подход к развитию различных отраслей производства.
Особое внимание к экономическому положению страны объяснялось стремлением добиться вступления Греции в "Общий рынок" в качестве полноправного члена, в связи с чем требовалась реструктуризация экономики. Вступление в ЕЭС намечалось на 1984 г. Военные придавали этому факту особенное значение, поскольку это явилось бы признанием законности правящего режима, а также подтверждением правильности выбранного экономического курса. В программной речи 16 декабря 1972 г. премьер-министр Пападопулос, подчеркнув географическую, экономическую и культурную принадлежность Греции Европе, призвал "предпринять в кратчайший срок усилия по ликвидации разрыва", существовавшего в уровне экономического развития Греции и стран "Общего рынка".2
Военное правительство, пришедшее к власти под лозунгами восстановления и развития греческой экономики, улучшения социального положения населения страны и общей стабилизации внутриполитической ситуации, на самом деле оказалось неспособным решить до конца эти задачи.
Сочетание либеральных мер в экономике и жестких, репрессивных действий в общественной жизни, по мнению военных, должно было вывести Грецию на уровень развитых стран Западной Европы. Однако высокие темпы экономического развития, мобилизация всех сил в Греции в 1967-1973 гг. на самом деле явились следствием почти бесконтрольного расширения и "перегрева" экономики. Это привело к обострению инфляционных процессов, кризису государственной финансовой системы. К концу 1973 г. появились признаки сокращения промышленного производства в ряде отраслей, что вызвало снижение доходов населения.
На смену военному режиму в августе 1974 г. в Греции к власти пришло новое гражданское правительство во главе с вернувшимся из добровольной ссылки Караманлисом. Руководители хунты были арестованы и предстали перед судом, который приговорил гг. Пападопулоса, С. Паттакоса, Н. Макарезоса и Д. Иоаннидиса к смертной казни, а других деятелей режима к длительным срокам тюремного заключения. Позже смертная казнь была заменена на пожизненное заключение. Правление "черных полковников" доказало, что в конце XX в. военные режимы в Европе уже не в состоянии решать внутриполитические проблемы. Радикальные реформы в области экономики, проведенные правительством Пападопулоса, имели лишь краткосрочный эффект, который был сведен на нет мировым экономическим кризисом 1973-1974 гг..
К 1979 г. в результате реформ, проведенных правительством Караманлиса, страна сумела улучшить свое экономическое положение. Несмотря на то, что ни одному правительству так и не удалось окончательно решить три наиболее важные экономические проблемы страны: ликвидировать дефицит государственного бюджета, дефицит торгового баланса и инфляцию, темпы развития страны постепенно выросли и по большинству показателей Греция соответствовала критериям развитой экономики стран Западной Европы. И в 1981 году Греция становится членом Европейского сообщества.1
Отражение вступления Греции в ЕС на ее экономике. На экономике пагубно сказывалось пребывание Греции в Общем рынке. В соответствии с решением ЕЭС производство стали в Греции сократилось на 30 %, была закрыта единственная в стране доменная печь. В области сельского хозяйства Греция из страны - экспортера "превратилась в страну - импортера:, если в 1980 г. страна имела доход от продажи сельскохозяйственной продукции в размере 6, 9 млрд драхм, то в 1981 г. она израсходовала на их закупку 10 млрд драхм, а в 1982 году - 20 млрд драхм. Эта тенденция продолжалась и в 1983 - 87 гг. Многие тысячи тонн фруктов и овощей не находили сбыта и уничтожались. Беспошлинное поступление товаров из стран «Общего рынка» нанесло удар по текстильной, швейной, кожевенной и иным отраслям промышленности, что привело к росту безработицы и сокращению капиталовложений. Все это неизбежно вело к структурным изменениям в греческой экономике, к приспособлению экономической политики Греции к интересам более развитых стран - членов ЕЭС. Государственный долг в 1987 г. был равен 20 млрд. долларов США1. Однако постепенно экономическое положение страны стало улучшаться. Греция стала получать субсидии в рамках единой сельскохозяйственной политики ЕС. Эти средства сыграли огромную положительную роль, став стабилизирующим фактором, реальной экономической поддержкой, оказанной партнерами по Союзу. Они укрепили хрупкую, еще не укоренившуюся после «полковничьего» эксперимента демократию. Экономически Греция ушла от статуса развивающейся страны. Политически Греция — ныне стабильная демократия, последовательно развивающая гражданское общество.
После того, как Греция стала полноправным членом ЕС, она не сразу приспособилась к политике ЕС. Первое время ей пришлось учиться обходиться с европейским законодательством надлежащим образом.
К примеру, с 1981 по 1985 год Еврокомиссия инициировала 108 разбирательств, вызванных некорректным применением норм и правил ЕС. Позднее верховенство общеевропейских законов по отношению к национальным вошло, что называется, в плоть и кровь греческого судопроизводства. Однако даже сейчас, спустя столько лет, сняты не все вопросы. Остаются четыре сферы, в которых нормативно-правовые акты Греции и ЕС входят в некоторые противоречия. Это, частично вызвано трудно преодолимыми национальными традициями, а подчас — серьезным противостоянием общества. Эти сферы: обеспечение здоровья и безопасности служащих на рабочем месте, инвестиции в приграничных регионах, телекоммуникационный и банковский секторы и определение будущего национализированных отраслей экономики.
Вхождение в ЕС оказало большое влияние и на функционирование политической системы страны. Особенно это заметно на трансформации стиля принятия решений, который стал более открытым, вовлекающим в этот процесс более широкие слои гражданского общества. В стране прошли преобразования в сфере региональной и коммунальной политики, направленные на то, чтобы наделить местные органы такими полномочиями, которые сделали бы их настоящими центрами власти. Было резко сокращено число кинотит (общин) и увеличены размеры и число димов (муниципалитетов). Таким образом, речь идет о децентрализации государственной власти, и такое направление развития приветствуется обществом, тем более что Греция пока считается одной из наиболее централизованно управляемых стран Европейского Союза.
Вступление в ЕС затронуло и законодательную ветвь власти: греческий парламент утратил некоторые полномочия, делегированные институтам ЕС. Вообще, поскольку общеевропейское законодательство обладает прямым действием, национальные парламенты подчас оказываются в непростом положении, будучи вынуждены вносить надлежащие изменения без дискуссий. Из-за этого и возникают рассуждения о дефиците народовластия в единой Европе.
Заместитель министра печати и средств массовой информации Тилемахос Хитирис считает, что Греция выступает за строительство федеральной структуры Евросоюза, при одновременном усилении роли парламента.1 Конечно, чтобы сделать такую структуру дееспособной, необходимо создать наднациональный орган — своего рода общеевропейское правительство.
Ответы европейцам предстоит искать сообща, но, как отмечает Т. Хитирис, главное в том, чтобы обитатели общего дома поняли, что основой их жизни станет единство, воплощенное в многообразии. Именно поэтому Греция, не только без каких либо опасений относится к вступлению в Союз Турции, но и считает такое развитие событий позитивным. Религиозный фактор, по мнению Т. Хитириса, не должен вызывать опасений: ведь ЕС выступает за многообразие, а не за войну между цивилизациями. Впервые в истории человечества происходит объединение различных государств в одно, причем мирным, демократическим путем, по воле населяющих их народов. Евросоюз создается не на пустом месте, в него добровольно входят страны с древней и великой историей. Главное — умело сочетать это славное прошлое с условиями изменившегося мира, — считает Т. Хитирис.
С 1 января 2001 г. Греция стала двенадцатым членом зоны евро. Вступление Греции явилось первым расширением Экономического и валютного союза с момента его создания в январе 1999 г. В пресс-релизе Европейского центрального банка от 2 января 2001 г. говорилось, что Банк Греции отныне является полноправным членом Евросистемы и имеет те же права и обязательства, что и 11 центральных национальных банков остальных государств - членов, перешедших на евро. Согласно ст. 49 Устава ЕСЦБ, Банк Греции внес соответствующие взносы в уставный капитал ЕЦБ и его официальные резервы 2.
По оценкам аналитиков, вступление Греции в ЭВС оказывает заметное влияние на динамику денежных агрегатов Союза, несмотря на то, что доля страны в ВВП зоны евро не превышает 2 %. Дело в том, что Греция имеет один из самых высоких в ЕС показателей роста денежной массы: в 2000 г. она увеличилась на 9, 2 %. По темпам развития экономики Греция занимает одно из ведущих мест в ЕС. Средний уровень доходов греков составляет 70 % от европейского.1