Классическая (административная) школа в управлении




Школа научного управления

Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано

с именами Ф.У.Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой

этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на

экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный

анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.

Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятию

американским инженером Ф.У.Тейлором, которого следует считать

основоположником научного управления производством.

Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г. Л.Брайдейсом.

После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к

его концепции.

Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического

труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд

распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было

создание системы научной организации труда, базирующейся на основе

экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его

организации.

Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами

рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему

использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации

распространялось также и на планировку предприятия и цехов.

Функции осуществления взаимодействия элементов производства были возложены на

плановое или распределительное бюро предприятия, которому в системе Тейлора

отводилось центральное место.

Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению – это

определенная специальность. Основной задачей предложенной им системы Тейлор

считал сближение интересов всего персонала предприятия.

Философскую основу системы Тейлора составила концепция так называемого

экономического человека, получившая в тот период широкое распространение. В

основе этой концепции лежало утверждение о том, что единственным движущим

стимулом людей являются их потребности. Тейлор считал, что с помощью

соответствующей системы оплаты труда можно добиться максимальной

производительности труда. Другой ложный принцип системы Тейлора заключался в

провозглашении единства экономических интересов рабочих и менеджеров. Цели не

были достигнуты.

Идеи Ф.Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первую

очередь следует назвать Генри Гантта, наиболее близкого его ученика. Гантт

внес значительный вклад в разработку теории лидерства.

Френк Гилбрет и его супруга Лилиан Гилбрет занимались вопросами

рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска

продукции за счет роста производительности труда.

Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г.Эмерсон. Эмерсон

исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству

независимо от рода его деятельности.

Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В

системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной

труд машинами, т.е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.

 

Классическая (административная) школа в управлении

Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени

с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль,

французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из

основоположников теории управления.

В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном

вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением

эффективности производства, представители классической школы занялись

разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.

Целью классической школы было создание универсальных принципов управления.

Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто

классическую школу называют административной.

Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на

общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся

непосредственно к управлению промышленным предприятием.

Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его

доктрины, являются Линдал Урвик, Л.Гьюлик, М. Вебер, Д.Муни, Алфред П.Слоун,

Г.Черч.

На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая

модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

1. четкое функциональное разделение труда;

2. передача команд и распоряжений сверху вниз;

3. единство распорядительства («никто не работает более чем

на одного босса»);

4. соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства

ограниченным числом подчиненных).

Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и для

настоящего времени, несмотря на то, что достижения НТП наложили на них

определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической

деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между органами

(звеньями) управления в организации за счет ускорения обработки информации.

В целом же для классической школы менеджмента характерно игнорирование

человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются

справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: