Школа научного управления
Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано
с именами Ф.У.Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой
этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на
экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный
анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.
Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятию
американским инженером Ф.У.Тейлором, которого следует считать
основоположником научного управления производством.
Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г. Л.Брайдейсом.
После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к
его концепции.
Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического
труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд
распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было
создание системы научной организации труда, базирующейся на основе
экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его
организации.
Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами
рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему
использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации
распространялось также и на планировку предприятия и цехов.
Функции осуществления взаимодействия элементов производства были возложены на
плановое или распределительное бюро предприятия, которому в системе Тейлора
отводилось центральное место.
Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению – это
|
определенная специальность. Основной задачей предложенной им системы Тейлор
считал сближение интересов всего персонала предприятия.
Философскую основу системы Тейлора составила концепция так называемого
экономического человека, получившая в тот период широкое распространение. В
основе этой концепции лежало утверждение о том, что единственным движущим
стимулом людей являются их потребности. Тейлор считал, что с помощью
соответствующей системы оплаты труда можно добиться максимальной
производительности труда. Другой ложный принцип системы Тейлора заключался в
провозглашении единства экономических интересов рабочих и менеджеров. Цели не
были достигнуты.
Идеи Ф.Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первую
очередь следует назвать Генри Гантта, наиболее близкого его ученика. Гантт
внес значительный вклад в разработку теории лидерства.
Френк Гилбрет и его супруга Лилиан Гилбрет занимались вопросами
рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска
продукции за счет роста производительности труда.
Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г.Эмерсон. Эмерсон
исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству
независимо от рода его деятельности.
Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В
системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной
труд машинами, т.е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.
|
Классическая (административная) школа в управлении
Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени
с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль,
французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из
основоположников теории управления.
В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном
вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением
эффективности производства, представители классической школы занялись
разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления.
Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто
классическую школу называют административной.
Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на
общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся
непосредственно к управлению промышленным предприятием.
Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его
доктрины, являются Линдал Урвик, Л.Гьюлик, М. Вебер, Д.Муни, Алфред П.Слоун,
Г.Черч.
На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая
модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:
1. четкое функциональное разделение труда;
2. передача команд и распоряжений сверху вниз;
3. единство распорядительства («никто не работает более чем
на одного босса»);
4. соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства
ограниченным числом подчиненных).
Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и для
настоящего времени, несмотря на то, что достижения НТП наложили на них
определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической
деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между органами
(звеньями) управления в организации за счет ускорения обработки информации.
В целом же для классической школы менеджмента характерно игнорирование
человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются
справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.