VII. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (или модуля)




Самостоятельная работа является составной частью процесса качественного и полного усвоения учебной программы по курсу и тесно связана с аудиторными занятиями. В ходе самостоятельной работы студенты изучают менее трудные темы и вопросы, которые с достаточной степенью глубины и полноты освещены в соответствующих учебниках, учебных пособиях, монографиях, научных статьях и иных источниках.

При проработке конкретной темы студенту необходимо внимательно прочесть рекомендуемую литературу, уяснить концепцию, систему аргументации и структуру материала, после чего сделать конспект полученной информации в виде кратких тезисов. Следует также сопоставить полученные в результате самостоятельной работы знания с содержанием аудиторных занятий.

Рекомендуются следующие задания и упражнения подводящие к аннотированию и реферированию:

 

· Найдите в абзаце предложение, высказывание, которое может служить заголовком;

· Найдите и отметьте абзацы, содержащие конкретную информацию;

· Определите количество фактов, излагаемых в тексте;

· Обобщите 2-5 предложений (или абзац) в одно;

· Найдите в каждом абзаце главную, основную информацию и дополнительную, разъяснительную.

· Изложите основные положения текста в виде плана;

· Опустите все вводные предложения в абзаце, вводные слова в предложении и описательные (придаточные) предложения;

· Опустите второстепенные определения;

· Используйте объемные слова вместо описаний или придаточных предложений;

· Опустите примеры, кроме фактов (или данных), в которых заключена значимая информация;

· Опустите те факты, которые логично вытекают из вышесказанного;

· Опустите все повторы;

· Используйте лексическое, грамматическое перефразирование;

· Выделите ключевые слова и фрагменты в каждом отмеченном по степени информативности абзаце;

· Перегруппируйте ключевые фрагменты;

· Обобщите материал;

· Составьте логический план текста;

· Измените последовательность пунктов логического плана написания реферата.

1) Содержание методических разработок:

А) Планы семинарских занятий:

 

Семинар 1. Сущность информации

1. Что такое первичный текст

2. Что такое вторичный текст

3. Объект отражения вторичного текста.

4. Общие черты и отличия первичного и вторичного текста

5. Практическое задание – составить вторичный текст на статью «Мы помним…»

 

Семинар 2. Вторичные тексты

1. Виды вторичных текстов в студенческой практике

2. Видовое отличие вторичных текстов

3. Виды конспекта

4. Способы оформления цитат и ссылок

5. Практическое задание – написать тезисы к статье «Юбилеи тверских литераторов», оформить цитаты и ссылки.

 

Семинар 3. Переработка информации

1. Виды аналитико-синтетической переработки информации

2. Библиографическое описание как способ передачи информации

3. Редактирование как способ переработки информации

4. Практическое задание – расшифруйте библиографическое описание

Бочаров А.Г., Белая Г.А., Воздвиженский В.Г. Движение прозы семидесятых – восьмидесятых годов // Современная русская советская литература: книга для учителя: в 2 ч. Ч. 1. Литературный процесс 50-80-х годов. Кн. для учителя/ А.Г. Бочаров, Г.А. Белая, В.Г. Воздвиженский и др.; Под ред. А.Г. Бочарова, Г.А. Белой. – М.: Просвещение, 1987. – С. 90.;

составить библиографическое описание по следующим данным:

Статья Л. Г. Антоновой называется «Обучение студен­тов-словесников профессионально значимым письменным жанрам». Опубликована в сборнике научных трудов «Риторика общения: Школа Т. А. Ладыженской». Это межвузовский сбор­ник научных статей, выпуск 1, его составителиН. В. Ла­дыженская и Г. Д. Ушакова. Издан сборник в издательстве Са­халинского государственного университета в 2002 г. Статья напечатана на страницах 920.

Семинар 4. Компрессия текста

1. Что такое компрессия текста

2. Основные способы и приемы компрессии текста

3. Языковые приемы компрессии текста

4. Семантическая (смысловая) компрессия текста

5. Практическое задание – провести языковую и семантическую компрессию текста в подборке «В ритме города»

 

Семинар 5. Аннотация как вторичный документ

1. Общие требования к написанию аннотаций

2. Характеристика темы и проблематики исходного текста

3. Речевые клише для написания аннотации

4. ГОСТ по написанию аннотаций

5. Практическое задание – дать характеристику темы и проблематики исходного текста «Титан в машиностроении», написать аннотацию.

 

 

Семинар 6. Структура аннотации

1. Структура аннотации

2. Типология аннотаций

3. Библиографическое описание

4. Описание композиции исходного текста

5. Определение читательского адреса

6. Характеристика темы и проблематики исходного текста

7. Практическое задание – выявить ошибки в аннотации к «Горе от ума» А.С. Грибоедова, предложить свой вариант.

 

Семинар 7. Понятие реферата

1. Что такое реферат и автореферат

2. Чем отличается реферат от аннотации

3. Разновидности рефератов

4. Этапы реферирования документа

5. Практическое задание – поэтапное реферирование документа, извлечение информации из статьи «Не изменяя традиции», написание реферата

Семинар 8. Структуры реферата

1. Способы изложения информации в реферате

2. Сводные и обзорные рефераты

3. Своеобразие учебного реферата

4. Практическое задание – составить разными способами реферат статьи «Свидетельство о жизни»; написать сводный реферат рубрики «Школьное лето».

Семинар 9. Оценка качества РИ

1. Разновидности реферативного издания

2. Цели оценки качества РИ.

3. Параметры оценки качества РИ.

4. Практическое задание – составить реферат на реферативное издание

«Сварочное производство»

 

Б) Вопросы к тестированию:

Вопросы для рубежного контроля в форме теста:

1. Какие источники переработки научно-технической информации имеют

первостепенное значение?

a. Библиографические описания, аннотации и рефераты.

b. Каталоги и рекламные проспекты.

c. Газеты и инструкции.

2. В чем заключается сущность аннотирования и реферирования?

a. В максимальном увеличении объема текста за счет использования

несущественных деталей.

b. В максимальном усложнении грамматической структуры за счет применения

причастных оборотов и герундиальных конструкций.

c. В максимальном сокращении объема источника информации при

существенном сохранении его основного содержания.

3. С какой целью составляется реферат?

a. Чтобы заставить читателя прочитать первоисточник и перевести его

полностью.

b. Чтобы дать читателю относительно полное представление о затронутых в

первоисточнике вопросах и освободить его от перевода оригинала.

c. Чтобы создать у читателя краткое представление о затронутых в

первоисточнике вопросах и заставить его перевести оригинал.

4. Для чего составляется библиографическое описание?

a. Чтобы ознакомить читателя с главными персонажами первоисточника и

сформировать у него положительное отношение к ним.

b. Чтобы ознакомить читателя с предыдущими достижениями научно-

технического прогресса в полной форме.

c. Чтобы известить читателя о вышедшей в свет или готовящейся к печати

публикации на определенную тему.

5. Какого рода сведения содержит информативный реферат?

a. Все детали оригинала.

b. Все основные положения оригинала в обобщенном виде.

c. Все стилистические особенности оригинала.

6. Что представляет собой аннотация?

a. Аннотация содержит полную информацию, характеризующую

грамматические особенности первоисточника.

b. Аннотация содержит детализированную информацию о приемах перевода

оригинала.

c. Аннотация представляет собой предельно сжатую описательную

характеристику первоисточника.

7. В какой части аннотации рассматривается перечень затронутых проблем?

a. Во вводной части.

b. В основной части.

c. В заключительной части.

В) Вопросы к зачету (для дневного отделения):


1. Перечислите сведения, отражаемые в издательской аннотации.
2. Дайте определение аннотации как вторичного документа (по ГОСТ 7.9-95).
3. Назовите типы аннотаций по целевому назначению.

4. Охарактеризуйте сигнальную, справочную, аннотацию.

5. Назовите разновидности справочной аннотации и дайте им краткую характеристику.
6. Дайте определение оценочной аннотации.

7. Перечислите разновидности оценочной аннотации, дайте им определение и краткую характеристику.

8. В чем заключаются особенности рекомендательной аннотации?
9. В чем принципиальное отличие сигнальной рекомендательной аннотации от аналитической рекомендательной аннотации?

10. Дайте краткую характеристику сводной рекомендательной аннотации.
11. В чем отличие сопоставительной оценочной аннотации от критической оценочной аннотации?

12. Охарактеризуйте сводную оценочную аннотацию.

13. Охарактеризуйте прикнижную аннотацию отраслевого сборника.
14. В чем принципиальное отличие аннотации от реферата.

15. Каким является средний рекомендуемый объем аннотации?

16. Чем отличается общая сигнальная аннотация от аналитической сигнальной аннотации?

17. Охарактеризуйте сводную справочную аннотацию.

18. Дайте краткую характеристику сводной рекомендательной аннотации.
19. В макете аннотированной каталожной карточки текст аннотации помещается перед библиографическим описание или после него?

 

Г) Вопросы к экзамену (для заочного отделения):

 

1. Первичные и вторичные тексты. Жанровое разнообразие вторичных текстов.

2. Что такое компрессия текста

3. Способы компрессии исходного текста.

4. Аннотация как вторичный текст.

5. Классификация аннотаций.

6. Общая характеристика структуры аннотации.

7. Отличия сигнальной аннотации от аналитической

8. Что такое сводная оценочная аннотация

9. Речевые клише аннотации

10. Маркеры при составлении сведений об авторе

11. Реферат как вторичный текст

12. Своеобразие реферата как жанра научного стиля.

13. Классификация рефератов по количеству реферируемых источников.

14. Типы внутренних текстовых структур

15. Способы изложения информации.

16. Экстрагирование как способ написания реферата

17. Перефразирование как способ написания реферата

18. Интепретирование как способ написания реферата

19. Общая характеристика информационного реферата.

20. Учебный реферат и его особенности.

 

 

VIII. Перечень педагогических и информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (или модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (по необходимости)

В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: лекция традиционная и проблемная, практические занятия, метод малых групп, дискуссия, научная конференция, разработка оригинальных проектов, подготовка мультимедийных презентаций.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: