Детский дом для эвакуированных из блокадного Ленинграда детей.




Детские библиотеки

Во время Великой Отечественной войны

В г. Горький

(ныне г. Нижний Новгород)

Великая Отечественная война изменила весь характер работы советских библиотек. В первые же месяцы войны, 26 июня и 27 октября 1941 года выходят приказы Наркомпроса.

Из приказа Наркомпроса РСФСР «О работе массовых библиотек в военное время» 27 октября 1941 г.: «Использовать ресурсы библиотек для выполнения задач военного времени. Превратить библиотеки в центры политических и военно-оборонных знаний, помочь населению преодолевать сложность военного времени».

Из обращения Наркомпроса РСФСР и ЦК профсоюзов 26 июня 1941 г. СССР. Москва: «Все деятельность работников культуры, библиотекарей полностью подчинить интересам обороны Родины, зажечь весь народ единой идеей: «Всё для фронта, всё для Победы».

 

Исходя из этого, библиотеки становятся центрами пропаганды военно-оборонных и военно-патриотических знаний для населения; им предлагается использовать наиболее массовые и гибкие формы работы с читателями, больше обращать внимание на работу вне стен библиотеки, помогать обучению граждан военным специальностям и профессиям.

Все это составной частью вошло в работу библиотек г. Горького. Не исключением стали и библиотеки, обслуживающие детей.

Много тепла, доброты отдавали своим маленьким читателям в годы войны и работники детских библиотек. Так же, как и библиотеки для взрослых, ни одна детская библиотека в военные годы не была закрыта.

О плодотворной работе районной детской библиотеки им. В.И. Ленина говорит показатель ежедневной посещаемости -350-400 человек. На первом месте стоит массовая работа по патриотическому и эстетическому воспитанию.

Особое внимание уделялось библиотекой привлечению в число читателей безнадзорных детей, отцы которых были на фронте, а матери работали на производстве. С ними проводилась индивидуальная работа с целью отвлечь от вредоносного влияния улицы: привлекали к массовым мероприятиям в библиотеке, в кружке, к посещению подшефного госпиталя, общению с ранеными, к сбору книг для освобожденных районов страны, к широкой переписке с фронтовиками.

Все военные годы работала районная детская библиотека им. М. Горького Ждановского района ( сегодня это Центральная районная детская библиотека им. М. Горького ЦБС Нижегородского района)

Открытая в 1937 году, библиотека активно работала и все военные годы по адресу: ул. Горького, д. 29, занимая комнату площадью 45 кв. метров. В связи с размещением в школе госпиталя, в детской библиотеке им. М. Горького до полудня шли уроки, после чего обслуживались читатели.

На высоком уровне проходили все массовые мероприятия библиотеки. Большой популярностью пользовались утренники, посвященные знаменательным датам, отдельным историческим и литературным деятелям

Настолько интенсивно работала библиотека, говорят и такие факты: только за первый военный год было организовано 26 тематических выставок, проведено 110 групповых и 590 индивидуальных бесед с ребятами и родителями, 450 посещений на дому. Для взрослого населения были организованы кружки санитарной обороны, ПВХО, охраны порядка, пожарной охраны (в них занималось 180 человек). Организован сбор подарков для бойцов и сбор средств на танк «Пионер».

И все последующие военные годы детская библиотека оставалась очагом высокой культуры, «врачевателем» детских душ, дарила им радость и надежду.

 

Районная детская библиотека имени Братьев Гримм в 1941 году переехала на улицу Советская, д. 16, где уже находилась Центральная районная библиотека им. В.И. Ленина Сталинского района.

Массовыми мероприятиями было охвачено свыше 2000 ребят. Проводились громкие читки художественной и научно-популярной литературы, конференции, утренники.

Книга для детей военной поры оставалась самой большой радостью. Дети шли в библиотеку. Несмотря на бомбежки, голод, частое отсутствие тепла, читатели шли в библиотеку, читали одетыми, в пальто и перчатках.

Библиотека им. Братьев Гримм в 1941–1945 годах

Детская библиотека считалась одной из лучших по патриотическому воспитанию своих читателей.

Формы работы были самые разнообразные.

Встречи с фронтовиками, прибывшими на побывку с фронта. Читательская конференция по сборникам «Советским детям» (писатели о первом годе войны. Циклы выставок на общую тему «Героическое прошлое нашей Родины».

Особое место принадлежало работе с детьми в летний период, во время школьных каникул. Работа планировалась и библиотеки выполняли и перевыполняли эти планы. Так, например, каждой детской библиотеке во время летних каникул 1943 года нужно было провести две читательские конференции, 10 коллективных читок художественной литературы; создать кружок юных литераторов и поэтов с последующей выставкой их произведений, оформить уголок текущего момента Великой Отечественной войны, организовать сбор книг среди населения для освобожденных районов, работу в госпиталях; создать при каждой библиотеке тимуровскую команду. Организовать при домоуправлениях в каждом районе города с помощью постов борьбы с детской беспризорностью площадки для детей, оставшихся на лето в городе.

Детская библиотека им. А.М. Горького Сормовского района оставалась притягательным центром для детей из Сормово и в военное время. В библиотеке было холодно, отопление было печное, но работал и абонемент, и читальный зал. В помещении ребята не раздевались, нередко простужались и болели. Но юные читатели любили свою библиотеку и шли не только за книгой, но и за советом.

Все военные годы библиотека проводила большую массовую работу (читки газет о событиях на фронте, обзоры, литературные путешествия и др.). В годы войны в библиотеке работал читательский актив, выпускалась газета «Искорка», на страницах которой ребята рассказывали о любимых книгах и героях, о своей любви к Родине. К праздникам ребята готовили концерты художественной самодеятельности, выступая с ними и в госпиталях, и перед ребятами из детских домов.

Детская библиотека Автозаводского района шефствовала над госпиталем, который разместился в соседней школе (ныне школа № 136). Библиотекари читали раненым книги, газеты, проводили литературные утренники.

Очень большую работу вел читательский актив, было подготовлено множество самодеятельных литературных и музыкальных номеров. Показывали их и в библиотеке, и в госпитале, и прямо во дворах.

Усилиями библиотекарей военной поры, несмотря на тяжелейшие условия, библиотеки жили и работали, не закрываясь ни на один день, и сумели сохранить и даже приумножить свои фонды.

Широко используя свой опыт работы с военной литературой в последние предвоенные годы, библиотекари сумели быстро перестроить работу своих библиотек, благодаря чему те стали центрами не только культурно-просветительской, но и военно-оборонной и военно-патриотической работы, проводимой совместно с военкоматами, стоявшими в городе воинскими частями, школами, допризывными пунктами и другими организациями.

С начала войны в библиотеках появилась еще одна категория читателей – это эвакуированные. Уже в августе 1941 года из прифронтовых районов страны было эвакуировано в г. Горький и область 120 тысяч человек, из них 65 тысяч детей.

Большое количество эвакуированных было из Москвы и Московской области. Часть их поселилась в городе: в общежитиях, школах, частных домах.

 

Детский дом для эвакуированных из блокадного Ленинграда детей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: