Развитие правового регулирования признания гражданина безвестно отсутствующим или объявление умершим в Российской Федерации




Введение

 

Теоретические и правовые проблемы, связанные с признанием гражданина безвестно отсутствующим или объявлением гражданина умершим, являются актуальными, имеющими важное теоретическое и практическое значение. К сожалению, в современных условиях при проведении судебной реформы в Российской Федерации институту судебного признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим законодателем не уделено должного внимания. Так, ГПК РФ лишь уточнил некоторые правила и термины в связи с положениями действующего материального законодательства. Ст. 277 ГПК РФ в соответствии с п. 2 ст. 45 ГК РФ дополнена положением о том, что военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим не раньше, чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Соответственно заявитель обязан указать день окончания военных действий. По ранее действующему ГК РСФСР над имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, на основании решения суда устанавливалась опека. По заявлению заинтересованных лиц орган опеки и попечительства мог назначить и до истечения одного года со дня получения последних сведений о местопребывании отсутствующего гражданина опекуна для охраны его имущества.

Согласно ст. 43 ГК РФ имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении с этим органом. ГПК РФ закрепил правило, согласно которому судья после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина. Соответствующие уточнения внесены и в ст.ст. 278, 279 ГПК РФ.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим.

Предмет исследования - правовое регулирование о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим.

Цель работы проанализировать правовое регулирование признания гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим.

Задачи исследования:

проанализировать развитие правового регулирования признания гражданина безвестно отсутствующим или объявление умершим в Российской Федерации;

рассмотреть теоретические и практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим;

рассмотреть практические вопросы объявления гражданина умершим;

выявить проблемы при объявлении лица умершим или безвестно отсутствующим в системе оснований открытия наследства.

В теоретико-методологической основе исследования лежит диалектический метод анализа, научно-познавательные возможности которого позволяют исследовать гражданское законодательство, а также комплекс общенаучных, частных и специальных методологических принципов познания социально-правовых явлений, конкретизирующихся в виде таких методов, как историко-правовой, сравнительно-правовой, системный и других.

 


Глава 1. Теоретические основы признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим

 

Развитие правового регулирования признания гражданина безвестно отсутствующим или объявление умершим в Российской Федерации

 

Конституция РФ закрепила право граждан на судебную защиту их нарушенных прав и охраняемых законом интересов. Государство, осуществляя заботу о своих гражданах, обязано гарантировать осуществление конституционных прав. Такое обеспечение возможно только посредством правотворческой и правоприменительной деятельности соответствующих государственных органов. Одним из таких органов являются суды общей юрисдикции.

В условиях развития современного общества проблема признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим стала особенно актуальной, поскольку ежегодно исчезает огромное количество граждан. Усиление криминогенной обстановки в Российской Федерации приводит к совершению в отношении значительного числа граждан различных преступлений, которые нередко являются причиной их исчезновения. Кроме того, немаловажным фактором, придающим указанной проблеме актуальность, являются локальные военные действия, почти регулярно происходящие в различных регионах бывшего СССР (в частности, в Чечне и других регионах России), террористические акты (захват школы 1 сентября 2004 г. в Беслане и др.), а также стихийные бедствия, которые в последнее время стали часто происходить не только на территории России, но и в других частях планеты (землетрясения, наводнения, смерчи, сход снежных лавин - например, в Кармадонском ущелье в 2002 г., в конце декабря 2004 г. - гибель огромного числа людей, включая российских граждан, на курортах Таиланда и Индонезии вследствие цунами), разного рода катастрофы (авиационные, автомобильные, железнодорожные), безвестное исчезновение людей при миграционных процессах. Число заявлений в судах Российской Федерации о признании граждан безвестно отсутствующими или объявлении гражданина умершими постоянно растет.

Дела о признании граждан безвестно отсутствующими или объявлении граждан умершими рассматриваются в порядке особого производства в суде общей юрисдикции. До вступления в силу ГК и ГПК РСФСР 1964 г. рассматриваемые дела имели чаще нотариальную подведомственность, и только после вступления в силу ГК и ГПК РСФСР закреплена исключительно судебная подведомственность этих дел.

Несмотря на то что означенная проблема является актуальной, институту судебного признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим законодателем уделено недостаточно внимания. ГПК РФ закрепил лишь уточнения некоторых правил и терминов в связи с положениями действующего материального законодательства. Так, ст. 277 ГПК РФ в соответствии с п. 2 ст. 45 ГК РФ дополнена положением о том, что военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Соответственно, заявитель обязан указать день окончания военных действий. Но какой именно день считать днем окончания военных действий, законодатель не указывает. По ранее действующему гражданскому законодательству РСФСР орган опеки и попечительства назначал опекуна для охраны имущества гражданина, признанного безвестно отсутствующим. ГПК РФ предусмотрел правило, согласно которому по договору о доверительном управлении назначается управляющий имуществом этого гражданина. Соответствующие уточнения внесены и в ст. ст. 278, 279 ГПК РФ.

На протяжении почти 40 лет никаких изменений институт признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим на законодательном уровне не претерпел.

ГПК РСФСР 1964 г., а затем ГПК РФ 2002 г. установили порядок судебного признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим. Вступившее в законную силу решение является юридическим фактом, влекущим возникновение, изменение или прекращение правоотношений у лиц, которые состояли с таким гражданином в каких-либо правоотношениях. Особая значимость вступивших в законную силу судебных решений по этим делам, правовая сила которых распространяется на граждан названных категорий, требует от судов полноты, четкости, тщательности не только при рассмотрении и разрешении этих дел, но и в не меньшей мере - на стадиях возбуждения и подготовки дела к судебному разбирательству.

Основной целью института признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим является защита интересов заявителей и заинтересованных лиц.

Новый этап развития правового регулирования судопроизводства в этой сфере, начатый принятием ГПК РСФСР 1964 г., характеризуется закреплением судебной подведомственности указанной категории дел; ГК РСФСР закрепил материально-правовые основания признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим; ГК РФ внес некоторые изменения в материально-правовые основания признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим: объявлению гражданина умершим по действующему законодательству предшествует пятилетний срок отсутствия сведений по месту его постоянного жительства вместо ранее установленного трехлетнего срока; ГПК РФ закрепил положение, согласно которому заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении умершим подается в суд по месту нахождения заинтересованного лица, а не по месту жительства заявителя, как предусматривал ГПК РСФСР. В соответствии с ГПК РФ суд после принятия такого заявления может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом данного гражданина, а в соответствии с ГК РФ орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом. Законодатель принял меры к устранению пробелов в правовом регулировании рассматриваемого случая и созданию механизмов, обеспечивающих гарантии защиты интересов заинтересованных лиц и т.д.

Задачей института является защита интереса заинтересованного лица, если это невозможно осуществить во внесудебном порядке, путем вынесения законного и обоснованного судебного решения, направленного на устранение неопределенности в семейных, гражданских, жилищных и других правоотношениях, которыми безвестно отсутствующий гражданин связан с физическими лицами и организациями.

Исследованию проблем, связанных с признанием гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, посвящены научные работы И.Б. Новицкого, Ю.А. Поповой, Е.А. Прянишникова, А.К. Юрченко и других ученых.

Несмотря на то что вопрос о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим в настоящее время является весьма актуальным, комплексных исследований, посвященных особенностям по таким делам, почти не проводилось. Среди научных трудов, выполненных после принятия ГК РФ, можно отметить диссертационное исследование Р.В. Ихсанова. Наиболее ценным, на наш взгляд, в этой работе является предложение по совершенствованию Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции". Другие публикации касались отдельных аспектов особого производства, которые в той или иной мере имеют значение и для производства по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим.

Отметим, что на стадии возбуждения гражданского судопроизводства (после получения заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим) судья должен проверить, имеет ли заявитель право на судебную защиту своего охраняемого законом интереса. Общими предпосылками права на судебную защиту являются гражданская процессуальная правоспособность, подведомственность дела суду и юридическая заинтересованность в исходе дела. Правоприменительная практика показывает, что на стадии возбуждения судопроизводства по означенным категориям дел суд проверяет, возбуждалось ли розыскное дело соответствующим органом внутренних дел по заявлению заинтересованного лица, имеется в деле соответствующая справка о результатах розыска. По рассматриваемым категориям дел предварительный розыск безвестно пропавшего человека органами внутренних дел обязателен.

Поэтому в качестве специальной предпосылки реализации заинтересованным лицом права на судебную защиту охраняемого законом интереса можно назвать обязательное предварительное обращение в органы с заявлением о розыске безвестно пропавшего гражданина. В очерке Д. Лиханова "Без вести..." показано, что число безвестно пропавших увеличивается от плохой организации розыска и что обнаружению пропавших больше способствует случайное стечение обстоятельств, чем время. В очерке описан случай со стариком-пенсионером, который пошел за хлебом, на улице около булочной почувствовал себя плохо, упал и умер. Скорая помощь констатировала смерть, и труп был отправлен в морг. Жена, обеспокоенная отсутствием мужа, обратилась в милицию, но оказалось, что пенсионер умер на территории другого района Москвы, где о его розыске не знали. Позже старик был похоронен как неизвестный. Так и объявил бы суд указанного старика-пенсионера умершим или признал безвестно отсутствующим (если бы его супруга или иные заинтересованные лица обратились бы с соответствующим заявлением в суд), если бы на одном совещании в органах милиции эта история не вскрылась.

МВД России и Генеральная прокуратура РФ в указании от 24 сентября, 20 ноября 1998 г. N 1/19934, 83/36 "О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, и розыску лиц, пропавших без вести" констатировали, что "состояние борьбы с тяжкими преступлениями против личности продолжает оставаться неадекватным масштабам распространения криминального насилия. Все большую актуальность приобретает работа по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан. Успех борьбы зависит от эффективности и своевременности принимаемых следственных действий и оперативно-розыскных мер. Однако сложившаяся практика реагирования органов внутренних дел на сигналы о безвестном исчезновении людей продолжает существенно отличаться от работы по раскрытию умышленных убийств. Уголовные дела по таким материалам возбуждаются несвоевременно. Внезапность и беспричинность исчезновения не рассматриваются как признаки преступления". В указании с учетом сложившейся практики определен ряд признаков, дающих основание полагать, что разыскиваемый стал жертвой преступления. Кроме того, в целях обеспечения конституционных прав граждан, совершенствования работы по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением людей, оптимизации производства розыска, прокурорского надзора за разрешением заявлений и сообщений о без вести пропавших, своевременного выявления признаков преступлений и возбуждения уголовных дел предложен комплекс мероприятий.

В современных условиях, когда интенсивно развиваются миграционные процессы и в результате перемещения из одного региона в другой безвестно исчезают люди, пришло время для разработки совместных с Федеральной миграционной службой РФ мероприятий, направленных на установление местонахождения лиц, в отношении которых органами внутренних дел заведены розыскные дела. В рамках развития взаимодействия органов внутренних дел и судов также представляется целесообразным обеспечивать информирование судебных органов о наличии заявлений о розыске без вести пропавших граждан в соответствующей административно-территориальной единице. Именно целенаправленное взаимодействие Федеральной миграционной службы РФ, органов МВД, прокуратуры, судебных органов России позволит более эффективно обеспечить защиту прав и охраняемых законом интересов граждан в этой сфере.

Учитывая состояние законодательства и судебной практики по применению норм ГПК РФ, ГК РФ при рассмотрении и разрешении указанной категории дел, представляется необходимым продолжить комплексное исследование проблем, связанных с делами о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим с целью выработки конструктивных предложений, направленных на выявление и устранение причин безвестного исчезновения людей, совершенствование правового регулирования судопроизводства по рассматриваемым категориям дел.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: