Проверочный расчет валов производят на сопротивление усталости и на жесткость. Его выполняют после полного конструктивного оформления вала на основе проектировочного расчета, подбора подшипников, расчета соединений, участвующих в передаче вращающего момента, разработки различных конструктивных элементов, связанных с фиксацией и регулировкой установленных на валу деталей, назначения вида механической обработки и качества поверхностей отдельных участков.
Проверочный расчет вала выполняют по его расчетной схеме. При составлении расчетной схемы валы рассматривают как прямые брусья, лежащие на шарнирных опорах.
Расчет на сопротивление усталости выполняют как проверочный. Он заключается в определении расчетных коэффициентов запаса прочности в предположительно опасных сечениях, предварительно намеченных в соответствии с
эпюрами моментов и расположением зон концентрации напряжений.
При расчете принимают, что напряжения изгиба изменяются по симметричному циклу, а напряжения кручения — по отнулевому циклу. Выбор отнулевого цикла для напряжений кручения основан на том, что валы передают переменные по значению, но постоянные по направлению вращающие моменты.
Проверку на сопротивление усталости производят по коэффициенту запаса прочности s.
Амплитуда симметричного цикла напряжений при изгибе вала
(2)
амплитуда от нулевого цикла напряжений при кручении вала
(3)
где — результирующий изгибающий момент (МВ и МГ — изгибающие моменты в вертикальной и горизонтальной плоскостях); Мк — крутящий момент; Wм и Wк — моменты сопротивления изгибу и кручению сечения вала:
Проверочный расчет на сопротивление усталости ведут по максимальной длительно действующей нагрузке без учета кратковременных пиковых нагрузок, число циклов нагру-жения от которых невелико и не влияет на сопротивление усталости.
|
Минимально допустимое значение коэффициента запаса прочности [s] = 1,6...2,5.
Если в результате расчета получают s < [s] и увеличение сечения вала невозможно или нецелесообразно, то наиболее эффективным способом повышения сопротивления усталости является применение упрочняющей обработки.
Расчет валов на жесткость выполняют в тех случаях, когда их деформации (линейные или угловые) существенно влияют на работу сопряженных с валом деталей.
Рис. 6. Переходные участки вала
Так, наклон упругой линии 1 вала под зубчатым колесом от прогиба (рис.6) вызывает перекос колес, концентрацию нагрузки по длине зубьев, повышенный местный износ или даже излом, а угол наклона цапф — защемление тел качения в подшипниках, повышенное сопротивление вращению и нагрев опоры.
Различают изгибную и крутильную жесткость вала.
Изгибную жесткость валов оценивают углом θ наклона, который определяют методами сопротивления материалов. Требуемую изгибную жесткость обеспечивают соблюдением условия θ < [θ].
Значение допускаемых углов наклона [θ] зависит от назначения вала или оси. Так, допускаемый угол наклона сечения вала под зубчатым колесом [θ] = 2', угол наклона цапф радиальных шарикоподшипников [θ] = 6', конических роликовых [ θ ] = 2'.
Крутильную жесткость валов оценивают углом закручивания на единицу длины вала (см. курс «Сопротивление материалов»). Для многих валов передач крутильная жесткость не имеет существенного значения и такой расчет не производят.
|
Расчет осей
Проектировочный расчет. Оси работают как поддерживающие детали и поэтому нагружены только изгибающими нагрузками. Действием растягивающих и сжимающих сил пренебрегают. Проектировочный расчет осей на статическую прочность выполняют аналогично расчету балок с шарнирными опорами обычными методами сопротивления материалов, задаваясь при этом длинами участков осей в зависимости от конструкции узла.
Расчет неподвижных осей ведут в предположении изменения напряжений изгиба по отнулевому циклу — самому неблагоприятному из всех знакопостоянных циклов. Для осей, изготовленных из среднеуглеродистых сталей (Ст5, Ст6, 45 и др.), допускаемое напряжение изгиба [σо]и = 100... 160 Н/мм2. Меньшие значения рекомендуют при значительных концентрациях напряжений.
Напряжения во вращающихся осях изменяются по симметричному циклу, для них принимают [с JH = (0,5...0,6) [σо]и. Если ось в расчетном сечении имеет шпоночную канавку, то полученный диаметр увеличивают на 10% и округляют до ближайшего большего стандартного значения.
Проверочный расчет осей на сопротивление усталости и изгибную жесткость ведут аналогично расчету валов при М к= 0.
Перечень вопросов
- Резьбовые соединения. Виды и классификация.
- Передачи. Классификация. Требования, предъявляемые к передачам. Применение различных передач.
- Подшипники качения. Маркировка. Характеристика, классификация, достоинства и недостатки. Подбор и порядок проверки их на долговечность.
- Основные способы упрочнения деталей машин. Виды соединений, их характеристики и классификация.
- Валы и оси. Классификация, назначения. Методы расчета.