ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ




Музыка это вид искусства, отражающий действительность и обладающая воздействием на человека через осмысленные специфическим образом, организованные звуковые комбинации. Музыка определяется как специфическая разновидность звуковой деятельности людей.

Современные исследователи подчеркивают важность музыкального искусства в деле нравственного воспитания младших школьников.

Через формирование интереса у детей к музыке, возможно познание ими богатого мира искусства, что позволит реализовать опознавательные воспитательные функции музыки и сформировать духовную и нравственную культуру детей.

Обучение музыкальному искусству, в современной начальной школе, носит интегрированный характер. Ученик становится не объектом, а субъектом музыкального образования, осваивающим музыкальную культуру в качестве целостного явления и частью общей мировой культуры.

ФГОС подразумевает интегративный подход в музыкальном образовании. Принципиальное отличие стандартов – личностный, а не предметный результат. Главная цель это развитие личности учащегося, которое происходит благодаря целенаправленной организации и планомерному формированию музыкальной учебной деятельности.

Спецификой музыкального образования в школе является формирование целостного представления о музыке, её истоках, образности, разнообразии жанровых форм.

Центральным понятием ФГОС являются универсальные учебные действия (УУД), которые призваны обеспечивать стадии усвоения программного материала. В УУД прослеживается взаимосвязь с достижением метопредметных результатов под которыми подразумеваются способы действия позволяющие ученикам решать задачи не только в рамках конкретного задания или учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.

Актуальность метопредметных результатов обусловлена необходимостью развития мобильности, креативности и способности применять свои знания на практике.

В составе основных видов УУД можно выделить ключевые действия: личностные действия, познавательные действия, регулятивные действия, коммуникативные действия.

Личностные учебные действия по предмету «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

В изучении предмета «Музыка» учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества. Именно это составляет сущность регулятивных действий по музыке.

Познавательные универсальные действия включают в себя приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству – способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.

Коммуникативные учебные действия по предмету «Музыка» формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Задачи предмета «Музыка»: формирование и развитие культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально-слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности восприятия музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку;

формирование и развитие музыкально-творческой культуры личности,

неразрывно связанной с образным ассоциативным мышлением и

воображением, проявляющейся в самостоятельности и творческом подходе к

различным видам музыкальной деятельности, в интересе ребёнка к

сочинению музыки;

формирование и развитие музыкально-информационной культуры

личности: воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний;

формирование и развитие музыкально-релаксационной культуры: освоение детьми доступных им приёмов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально-терапевтических упражнений.

 

Музыкальные знания: первый уровень обобщенные знания – характеризуют природу музыкального искусства как социального явления;

второй уровень знания о существенных особенностях музыкального языка, закономерностях построения и развития музыки.

Музыкальные умения. Восприятие музыки основа формирования музыкальной культуры школьника. Способность дать эстетическую оценку произведению - один из показателей музыкальной культуры школьника. А восприятие это основа всех видов исполнительства т.к. оно не возможно без эмоционального бессознательного отношения к музыке без ее оценки.

Музыкальные навыки. Находятся в непосредственной связи с учебной музыкальной деятельностью школьников и выступают в определенных приемах исполнения музыки.

 

Концепция программы Д.Б. Кабалевского

Цель уроков музыки в общеобразовательной школе – воспитание музыкальной культуры школьников как необходимой части их общей духовной культуры.

Ведущие задачи:

1) формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия;

2) формирование осознанного отношения к музыке;

3) формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе ее исполнения, прежде всего хорового пения, как наиболее доступной формы музицирования.

Основные принципы программы:

- изучение музыки как живого искусства, опора на закономерности самой музыки;

- связи музыки и жизни;

- интереса и увлеченности в музыкальном обучении;

- единства эмоционального и сознательного;

- единства художественного и технического;

- тематического строения программы по музыке.

Метод музыкального обобщения. Метод музыкального обобщения выступает в виде совокупных способов организации деятельности учащихся, направленных на усвоение ключевых знаний о музыке.

1.Задача метода: активизировать музыкальный и жизненный опыт школьников, который необходим для введения темы или ее углубления.

2. Цель: познакомить учеников с новым знанием.

3. Закрепление знания в разных видах учебной деятельности, формирование способности самостоятельно ориентироваться в музыке не основе полученных знаний.

Перспективный метод ретроспективы. Это система взаимосвязанных тем. Урок − звено общей темы всей программы. Задача: выбор наилучшего варианта «забеганий и возвращений»

Метод эмоциональной драматургии. Уроки строятся по двум основным принципам: эмоционального контраста и последовательного обогащения, развития того или иного эмоционального тона урока. Задача: соотнести тот или иной предлагаемый принцип построения музыки с конкретными условиями уровня музыкального и общего развития учащихся.

Ю.Б.Алиев программа. Концепция музыкального образования школьников

В начальной школе закладываются основы музыкального образования, понимаемого и как процесс, и как результат знакомства с лучшими доступными детям произведениями мирового музыкального искусства, с народной музыкой; приобретаются опорные знания о музыке и музыкантах.

В I классе всю музыкальную программу объединяет тема «Музыка рассказывает о жизни». Учащимся предлагаются детские песни и музыкальные произведения где языком музыки рассказывается о доме и школе, детских играх и танцах, о природе, сказках, т. е. дети знакомятся с произведениями на близкие и понятные им темы; при этом они проникаются теми разными настроениями, которые выражает музыка, и начинают осознавать, что музыка нужна им в жизни.

Во II классе делается акцент на ознакомлении с музыкой, выражающей чувства и мысли человека, и с музыкой изобразительного характера.

Программа III класса посвящается теме «Музыкальные формы и жанры». Дети знакомятся с малыми и крупными музыкальными формами, с жанрами симфонической, оперной и балетной музыки.

В IV классе вводится тема «Русская народная музыка и ее использование в творчестве композиторов». Заключает программу начальной школы тема, подводящая итог всему пройденному, — «Музыкальная жизнь страны». Ею открывается новая тематическая линия, которая будет в дальнейшем одной из ведущих.

В V классе учащиеся получают представление о разнообразии жанров народной музыкальной культуры; знакомятся с творчеством М. И. Глинки, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского.

В VI и следующих классах главной становится тема, которая впервые вводится в школьную программу — «О стилях в музыке». Учащиеся получают представления о классической русской национальной музыке, о венской классической школе, о творчестве композиторов-романтиков; об индивидуальном стиле некоторых композиторов-классиков; об особенностях исполнительских стилей; знакомятся с музыкой современных отечественных композиторов.

В VII—VIII классах вводятся обобщающие темы, такие как «Музыка «серьезная» и «легкая» — две составляющие единого музыкального мира современности», «Музыкальное самообразование и повышение духовной культуры», «Музыка в кино и театре».

Урок музыки предполагает непременно восприятие, исполнение музыки и (в доступных пределах) музыкальное творчество. Это осуществляется главным образом в процессе таких видов музыкальной деятельности, как слушание музыки и хоровое пение.

Кроме того, в урок вводятся движение под музыку, импровизация (певческая и двигательная) и игра на элементарных музыкальных инструментах. Они используются как эффективные приемы, помогающие детям лучше понять и почувствовать музыку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: