Например, в Уставе указывалось:




Лекция 2.

Тема: Зарождение и развитие педагогической этики (2 часа)

План лекции:

1. Философы античности и их суждения о педагогической этике.

2. Этические требования к учителю в Эпоху Возрождения и Просвещения.

3. Профессиональная этика в советской России.

4. Развитие педагогической этики на современном этапе.

Педагогическая профессия относится по классификации к группе профессий "человек – человек" (по Е.А. Климову) и основана на взаимодействиях, взаимоотношениях и субъектов.

Поэтому, безусловно, как только появилась педагогическая профессия ("человек учительствующий), так сразу же появились и элементы педагогической морали, регламентирующие эти взаимоотношения.

Как область этического знания, педагогическая этика стала конструироваться несколько позже.

Наша задача сегодня – проанализировать этот процесс в историческом контексте и охарактеризовать более детально современную проблематику педагогической этики.

Начинаем с античности. Уже в античную эпоху в работах многих философов можно обнаружить определённые суждения по вопросам этики, пока, в основном, в самом широком смысле.

Античных философов этика стала интересовать, когда они стали рассматривать человека в связи с обществом, а не только как часть природы.

В этой связи первой этической школой явилась школа софистов, самым известным из которых был Протагор.

Протагор (480–410 до н. э.) выдвинул принцип, согласно которому человек есть мера всех вещей.

Этика софистов – это этика добродетелей, среди которых они чаще других выделяли мудрость, справедливость, умеренность и честность. На воспитание этих добродетелей они и ориентировались в педагогике.

Софисты считали, что законы морали устанавливаются не богами, а людьми. Абсолютных моральных добродетелей не существует.

Добро и зло относительны, более приемлемо то, что полезнее. Протагора считают основателем прагматической, субъективистской этики.

Основателем рационалистической этики считается Сократ.

Сократ (469–399 до н. э.) считал, что человек отличается от других живых существ своей душой, способностью мыслить и быть моральным.

Он считал, что невежество – это всегда зло, а образованный человек всегда добродетелен.

Платон (427 – 347 до н. э.) – ученик Сократа. По мнению Платона, главная основа этического – идея блага.

Человек способен возвыситься к благу и реализовать его в своих добродетелях (мудрость, мужество, благоразумие, умеренность и справедливость).

Платон исповедовал идею необходимости подчинения детей воле воспитателя и постоянного контроля за ними, высокой оценки послушания и использования методов наказания при неповиновении.

Аристотель (384–322 до н. э.) был учеником Платона, но отказался от его концепции идей. Сущность человека, по Аристотелю, это его душа, а не идеи (согласно Платону).

Моральное предназначение человека реализуется в его мудрости, рассудительности, мужестве, честности, милосердии. Это – основные добродетели по Аристотелю.

Считали важным формировать у ребёнка хорошие привычки – как основу добродетелей. Аристотель считал воспитание делом государственной важности.

Этика кинизма – школа киников.

Ярким представителем этого направления считается Диоген Синопский (400–325 до н. э.).

Основными ценностями жизни киники считали:

- презрение к наслаждениям,

- жизнь без комфорта,

- свобода от других людей,

- самодостаточность.

Чтобы быть счастливым, достаточно понимать свое тело. Они довели до абсурда идею аскетизма (из нужды делали добродетель): киник не имел своего дома, бродил по дорогам и улицам, ел, что попало, спал, где придется.

Школа Эпикура – этика гедонизма (наслаждения).

Эпикур (341–270 до н. э.). Целью человеческой жизни, по Эпикуру, является наслаждение, т. е. отсутствие страданий.

Эпикур высоко ценил чувство дружбы и духовные наслаждения.

Этика стоицизма – школа стоиков.

Основателем стоицизма был Зенон (332–262 до н. э.). + Сенека, + Марк Аврелий.

Считали, что нужно жить в согласии с природой, поэтому все, что случается, неизбежно, и удары судьбы надо мужественно и без ропота переносить.

Воспитание необходимо сообразовывать с природой ребёнка – их тезис.

Стоики впервые ввели понятие совести как личной нравственной нормы.

Этика скептицизма

Основателем античного скептицизма является Пиррон из Элиды (360 – 270 до н. э.).

Скептики отталкивались от идеи недостоверности любых знаний, а значит, и невозможности опоры на разум как основы норм поведения. Они старались уберечь человека от каких-либо категорических суждений на тему, как надо жить, выступали против всяких философских школ и любых окончательных трактовок понятий «добро», «благо», «зло» и т. д.

 

 

Анализ идей древнегреческих мыслителей свидетельствует о том, что в это время зарождаются, условно говоря, две педагогические этикигуманистическая и авторитарная. Первая апеллирует к свободной личности ребенка, вторая превозносит безоговорочный авторитет педагога («водителя» ребенка).

Эпоха Средневековья (IV-XIV вв.)

В эпоху средневековья общество не интересовали вопросы педагогической этики, так как в педагогике доминировала религия.

Целью образовательной деятельности было послушание Богу. Для достижения нужна была жёсткая дисциплина и телесные наказания, + зубрежки, воспитание страха.

Уже в позднее средневековье в университетах были созданы специальные школы для подготовки профессиональных учителей. Будущим учителям внушали мысль, что успех обучения детей в школе зависит от строгости и умения наказывать ленивых и непослушных.

Таким образом, в этот период утверждается авторитарная модель педагогической этики.

Эпоху Возрождения и Просвещения (XIV-XVIII вв.)

В эпоху Возрождения вопросы педагогической этики получили своё новое развитие и новое направление.

М. Монтень – обращал внимание на личностные качества наставника, призывал учитывать “душевные склонности ребёнка”, не требовать беспрекословного принятия идей учителя учеником.

Я. А. Коменский делал акцент на доброжелательном отношении педагога к обучаемым, критиковал формально-показного выполнения учительских обязанностей.

Он разработал своеобразный кодекс учителя, указав, каким должно быть поведение учителя и как ему необходимо относиться к своим профессиональным обязанностям.

Учитель, призванный воспитывать детей, сам должен быть честным, деятельным, настойчивым в достижении поставленных целей, поддерживать дисцип­лину.

Не потеряли своего значения и сегодня следующие высказывания великого педагога:

1. «Невежественный учитель, пассивный руководитель других … тень без тела, облако без дождя, источник без воды, лампа без света, следовательно, пустое место» (Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955. С. 542).

2. «Никто не может сделать людей мудрыми, кроме мудрого, никто – красноречивым, кроме красноречивого, никто – нравственными или благочестивыми, исключая нравственного и благочестивого» (Там же. С. 350).

3. «Из учеников учителя изгоняют косность тремя способами: личным примером, упражнениями и дружественной мирной беседой, которая будет содействовать тому, что ученики не будут дрожать перед учителем, как перед тираном, а будут любить его, как отца и обращаться с ним непринудительно» (Там же. С. 542).

 

Дж. Локк уделял внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником, выступал против принуждения и наказаний, считал значимым пример собственного поведения учителя.

Ж.Ж. Руссо считал, что учитель должен быть лишён человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества.

Призыв «уважайте детство» у него был, и он его связывал с совершенно конкретным требованием: «Обращайтесь с ребенком сообразно его возрасту!»,

Дени Дидро: "Профессия учителя должна быть почетной и хорошо оплачиваться, тогда учитель будет стараться…» (Дидро Д. Собрание сочинений. Т. 10. М., 1947. С.275-371).

И. Г. Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребёнке, даже физически и духовно неполноценном, обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания.

А. Дистервег конкретизировал требования к учителю и критиковал изолированное от общества воспитание.

Он сформулировал чёткие требования к учителю. Это, прежде всего, совершенное владение предметом, любовь к профессии и детям, бодрость, оптимизм, работа над собой.

Вывод А. Дистервега – «Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя».

Очень интересным является опыт так называемые братских школ.

Они появились в 16 – 17 веках (Белорусь, Польша, Львов).

Устав братских школ можно считать первым мораль­ным кодексом учителя,

В нёмбыли определены требования к его нравственному облику и нормы поведе­ния в процессе педагогической деятельности.

Например, в Уставе указывалось:

«Учитель должен и учить, и любить детей всех одинаково, как сыновей богатых, так и сирот убогих, и тех, которые ходят по улицам, прося пропитания. Учить их, сколько кто по силам научиться может, только не ста­рательнее об одних, нежели о других».

Учитель должен быть «рассудителен», то есть не кичиться знаниями, и не по­давлять своими мудрствованиями слабо подготовленных. Он должен быть также «смиренномудр, кроток, воздержлив, не гневлив».

При этом оговаривались не только положительные качества учителя, но

указывались и отрица­тельные, которых у него не должно быть - «не пьяница, не блудлИв, не лихоимец, не завистлив, не смехотворец, не сквернослов, не чародей, не басносказатель, не способник ересей».

Таким образом, представители эпохи Возрождения и Просвещения боролись за раскрепощение личности от церковно-религиозного мировоззрения, ратовали за светское образование и воспитание.

Они трактовали задачи нравственного воспитания, формулировали требования к нравственному облику учителя и выдвигали свои этические концепции, считая движущей силой прогресса просвещение, науку и разум.

Советская педагогика.

Педагогическая этика перестраивалась в соответствии с марксистско-ленинской идеологией.

Ребёнок должен был формироваться под определённый «социальный заказ» - советский человек, суть этого заказа.

Ребенок рассматривался как материал в руках педагога, и особенности этого материала учитывались лишь технологически, с точки зрения его пластичности и «послушности».

Вместе с тем в это время были сформулированы некоторые идеи педагогической этики, которые не потеряли своего значения и сегодня.

А. С. Макаренко.

В системе отношений «учитель – учитель» он выделял ценности единства, взаимной помощи и требовательност. Также он отмечает ценность «мажора» – бодрого настроения, готов­ности к действиям; чувства собственного достоинства.

А. С. Макаренко специально подчеркивал ценность та­кого действия, как требование, считая его основой при воспитания личности. Идея ценности личности также отчетливо выражена в работах А.С. Макаренко.

В. А. Сухомлинский он обращал внимание на нравственность, гуманизм как основу педагогической этики.

Справедливость, сердеч­ность, доброта, скромность, правдивость, душевность – вот что должно являться основой про­фессиональной работы педагога.

Анализ развития этики, педагогической этики в историческом контексте говорит о том, что в ней оказались зафиксированными требования к педагогической деятельности, которые относятся к её ценностным характеристикам.

Современная профессиональная этика.

Её основная задача сегодня - описание и систематизация профессиональных стандартов, которые сложились в трудовых группах.

Теоретические аспекты педагогической этики разрабатываются сегодня такими учёными как Л. М. Архангельский, Т.В. Мишаткина, В. Н.

Сегодня выделяются три тенденции в развитии э тики в современном образовании.

Первая тенденция. Согласно ей этика рассматривается через ценности, лежащие в основе обучения и образовательной деятельности (Н.А. Асташова, В.А. Сластенин).

В рамках этой тенденции осмысливаются базовые ценности и миссии образования в контексте глобальных цивилизационных задач.

Базовыми ценностями выступают - свобода, развитие, достоинство. Миссия системы образования видится в решении трех задач, направленных на развитие: а) личности, б) гражданина, в) специалиста.

Вторая тенденция связана с тем, что этика в образовании рассматривается как собственно педагогическая этика, т.е. как педагогическая деонтология.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ (от греч. должное и учение) — наука о профессиональном поведении педагога.

Термин "деонтология" был введен в научный оборот в начале XIX в. Педагогическая деонтология разрабатывает правила и нормы поведения педагога в сфере его профессиональной деятельности через отображение нормативных требований.

Влючение в учебные планы дисциплины "Педэтика" началось с 2009-2010 учебного года (дисциплина внутривузовского компонента).

Педагогическая этика тут предстает как осмысление будущей профессиональной практики.

Третья тенденция связана с реализацией своеобразного этического «ноу хау» – кодификацией поведения и взаимоотношений в образовательном сообществе и в преподавательском коллективе.

Как и всякая иная профессиональная этика, педагогическая этика находит свое логическое завершение в этическом кодексе.

Пример - (Этический кодекс врачей Гомельской области).

Специфика этических кодексов заключается, однако, в том, что они не имеют юридической или административной силы.

Их назначение в описании для профессиональной группы того, «что такое хорошо и что такое плохо» в повседневной работе

Сегодня идёт речь о том, что необходимо их обеспечение с помощью определенных процедур, включая сюда деятельность этических комитетов.

Все эти тенденции, выделенные в развитии современной педагогической этики, позволяют сформулировать конкретные задачи,:

1. задача по осмыслению самого феномена этики в контексте глобальных изменений образовательной парадигмы;

2. методическое обеспечение курса «Педагогическая этика» (учебные пособия, практикумы, тренинги);

3. проработка вопроса о возможности введения образовательное пространство этического комитета с функцией «третейского судьи» для разбора публичных ситуаций, дилемм, моральных конфликтов.

Таковы основные итоги ретроспективного анализа становления и развития профессиональной этики в педагогической деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: