Можно ли «Войну и мир» назвать эпопеей?
А) Структурные особенности романа Л.Н.Толстого
В романе 4 тома и эпилог:
I том - 1805 год.
II том - 1806 - 1811 годы.
III том-1812 год.
IV том-1812-1813 годы. Эпилог- 1820 год.
Б) воплощение судеб народов, сам исторический процесс
· Картины русской истории (Шенграбенское и Аустерлицкое сражения, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение).
· События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).
· Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).
· Показ различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).
· Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др).
· Огромное количество человеческих характеров.
· Большая протяженность во времени (15 лет).
· Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино).
Таким образом, замысел Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия.
Джон Голсуорси, английский писатель рубежа веков, писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире», - я выбрал бы «Войну и мир».
В) многогранная, даже многосторонняя картина мира, включающая и исторические события
В романе обилие глав и частей, большинство которых имеют сюжетную законченность. Краткие главы и множество частей позволяют Толстому перемещать повествование во времени и пространстве и благодаря этому уместить в одном романе сотни эпизодов.
Если в романах других писателей большую роль в композиции образов играли экскурсы в прошлое, своеобразные предыстории персонажей, то герой Толстого предстает всегда в настоящем времени. История их жизни дается вне какой-то временной законченности. Повествование в эпилоге романа обрывается на завязке целого ряда новых конфликтов. П. Безухов оказывается участником тайных декабристских обществ. А Н. Ростов - его политическим антагонистом. По существу, с эпилога можно начинать новый роман об этих героях.
Смысл названия романа
Какой смысл имеют слова в о й н а и м и р в названии романа?
Мир – это и отсутствие войн, раздоров и вражды между людьми. Но это не только отсутствие войн. Это и жизнь, окружающая человека (живет в мире), иобщее согласованное действие (всем миром), и единение людей, и – самое главное – мир «как» не просто вся связь человеческой жизни (жизнь в миру), но и особая, внутренняя, разумная связь, целесообразный порядок».
Столь же многозначно и другое ключевое слово романа – война. «Война и мир» - ведь это все в человеческой жизни, ее и вправду универсальный охват и вместе с тем ее самое глубокое противоречие. Это две концепции бытия, два уровня понимания жизни представляет ли она собой столкновение исходящих лишь единичные стремления, слепой произвол случайности – словом, «войну» (вспомним размышления Пьера на станции в Торжке: разве не находятся в состоянии войны люди, интересы которых непримиримо сталкиваются, - смотритель и прибивший его офицер, торговка в порванной шубе и богатый Пьер, Пьер и его жена? И разве любая интрига, вообще интрига как таковая – не военная операция? Или же жизнь представляет собой по своей глубокой, скрытой, потенциальной сущности мир – общую связь людей, единство, согласие, целесообразную связь.(Ю.Бочаров)
«Война и мир» как художественное целое.
Много миров сталкивается на страницах романа-эпопеи. Это
1. Мир отдельной личности, по-своему замкнутый и необъяснимый.
2. Мир семьи.
3. Мир отдельного сословия (дворянство, крестьянство)
4. Мир нации.
5. Мир всех людей, живущих на земле.
6. Мир природы в ее самостоятельном развитии.
Каждый человек живет во множестве этих миров. Так проявляются связи отдельной личности с другими людьми, в семье, обществе и т.д. Поиск смысла жизни героями Толстого сводится к постижению ими глубинных связей между людьми, гармонии, духовного единения (Пьер и Андрей).
II. Композиция (записать под диктовку).
I том (Пролог) – вступление в мир разъединенный на миры людей, где рушатся связи в одной семье, даже если ее члены любят друг друга; разрушены связи между господами и холопами, солдатами и офицерами, и даже – между офицерами.
II том (Завязка) – жизнь души, ее неблагополучие и попытка найти себя в мире людей и «природы», «мысль семейная».
III том (Развитие действия) – единство людей в борьбе с единым врагом – «мысль народная» эпопеи.
IV том – Бородино, кульминация. Обретение разрушенной гармонии как в мире людей, так и в мире души.
Эпилог – развязка. Мир семьи и мир души. Рождение нового поколения.
Заложенная в названии антитеза определяет группировку образов в романе. Одни герои (Болконские, Ростовы, Безухов, Кутузов) — это «люди мира», ненавидящие не только войну в ее прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей. Другие герои (Курагин, Наполеон, Александр 1) - «люди войны» (независимо, разумеется, от их личного участия в военных событиях, несущее разъединение, вражду, эгоизм, преступную аморальность).
Задание на дом.