Дата занятия по расписанию: 25.04.2020
Тема: Группа как социально-психологический феномен. Личность и группа. Статус человека в группе.
Количество часов: 90 мин.
Цели, задачи: Формирование представлений у студентов о феноменах социальной группы, положении личности в группе, способах определения статуса личности в группе; формирование профессиональных компетенций.
Способ коммуникации: взаимодействие по электронной почте(указать адрес электронной почты) - kolesovasvetlana474@gmail.com
Сроки выполнения: 25.04.2020 —29.04.2020
Теоретический блок (информационные материалы, ссылки на ресурсы и др.)
1. Андриенко, Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.В. Андриенко; Под ред. В.А. Сластенин. - М.: ИЦ Академия, 2013.
эл. версия учебника
https://nashaucheba.ru/v40690/%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE_%D0%B5.%D0%B2._%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
2. Текст по теме
Человек живет в обществе и строит с ним определенные отношения, непосредственно общается с другими людьми, реализуя свою социальную сущность. В ситуации общения у человека меняется очень многое: от выражения лица до взглядов на окружающее. Собственно говоря, само человеческое «Я», внутреннее содержанние личности возникают и формируются только в процессе общеения с окружающими людьми. Это общение происходит в группах и коллективах. Эти общности неоднородны.
Общество состоит из большого количества групп, внутри которых формируется и развивается психика людей, их составляющих.
Люди вступают в группы по ряду причин:
• группа выступает как средство биологического выживания;
• как средство социализации и формирования психики человека;
• как способ выполнения определенной работы, которую невозможно выполнить одному человеку (инструментальная функция группы);
• как средство удовлетворения потребности человека в общении, в ласковом и доброжелательном отношении к себе, в получении социального одобрения, уважения, признания, доверия (экспрессивная функция группы);
• как средство ослабления неприятных чувств страха, тревоги;
• как средство информационного, материального и прочего обмена.
Группа - ограниченная в размерах общность людей в пределах той или иной социальной целостности (определенного социального контекста - группа не существует сама по себе).
Р. Мертон. Группа - совокупность лиц, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность друг к другу и рассматриваемых как группа с точки зрения других лиц. Существуют признаки группы:
1. Взаимодействие (различаются по характеру взаимодействия).
2. Чувство причастности, принадлежности.
3. Групповая идентичность (тождественность).
Функция группы в обществе (Н. Смелзер):
1. Социализация. Первый агент социализации - семья, где учат основам поведения в обществе. Различают дотрудовую, трудовую и послетрудовую социализацию. По другим мнения, социализация заканчивается в молодом возрасте. Если упущен какой-то период раннего детства агентами социализации, то догнать его очень сложно, или вовсе невозможно.
2. Инструментальная функция. Люди заняты трудовой, производственной деятельностью. Многие вещи делать в одиночку невозможно. Образуются группы (музыкальная группа, экипаж самолета и т.д.).
3. Экспрессивная функция. Для выражения чувств (день рождения, болельщик на стадионе и т.д.).
4. Поддерживающая функция. Психологическая поддержка (берем с собой кого-нибудь в опасное дело).
Социальное объединение: понятие, признаки, виды
Социальное объединение - формализованное, добровольное, самоуправляемое объединение граждан (отдельных групп граждан) на основе единства интересов для реализации общих целей коммерческого или некоммерческого характера.
Признаки социальных объединений:
1. Явочно-инициативный порядок учреждения на основе добровольного волеизъявления учредителей.
2. Формализация. Существует множество неформализованных сообществ.
3. Общность целей и интересов его участников.
4. Самофинансирование. Общественные объединения финансируются за счет доходов (прибыли), полученных от предпринимательской деятельности, или членских взносов.
5. Самоуправление на основе локальных корпоративных норм. Социальные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей.
6. Гласность. Деятельность социальных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной.
7. Законность. Социальные объединения создаются и функционируют строго в правовых рамках.
Виды социальных объединений:
1. Коммерческие объединения - организации, преследующие извлечение дохода (прибыли) в качестве основной цели своей деятельности. Формы коммерческих объединений: акционерные общества, коммерческие общества и товарищества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия.
2. Некоммерческие объединения - организации, не преследующие извлечение дохода (прибыли) в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Формы некоммерческих объединений: различного рода общественные и религиозные организации, творческие союзы, фонды, движения, политические партии, профсоюзы, социально-культурные и образовательные учреждения.
По территориальному признаку общественные объединения можно разделить на международные, общегосударственные, региональные и межрегиональные, местные.
Личность и группа
Социальный статус – положение личности в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.
Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике, так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.п.).
Отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный – это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека.
Выделяют также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины; детство, старость…). Профессионально-должностной – это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего является основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение.
Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. И в ней он должен выполнять определенную совокупность действий, т.е. свою социальную роль. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих их данного статуса, называется ролевым набором.
Важнейшими характеристиками социально-психологического статуса выступают престиж и авторитет, выявляемые с помощью специальных методов – социометрии. Выявленный таким образом статус называют социометрическим.
Практический блок:
1. Ознакомиться с теоретическим материалом.
2. Дать определения:
Личность -
Социальная группа -
Социальная роль -
Социальный статус -
3. Подобрать из интернет — источников 3 методики определения статуса личности в группе (дошкольный возраст, младшие классы, средние классы школы или старшеклассники).
Форма предъявления:
1. Определения и методики (с их описанием) в 1 файле (печатный вариант).
!!! 2. В названии отправления (файла) чётко указать группу, фамилию, дату урока, предмет.
3. Материалы высылать по адресу kolesovasvetlana474@gmail.com
6. Срок сдачи материала — 29. 04.2020.
Критерии оценки работ:
Оценка 5 «отлично» ставится, если:
- задание выполнено в полном объёме и правильно
- оформление соответствует эстетическим требованиям
- материал представлен логично, чётко, последовательно, без ошибок
- материал сдан в указанные сроки
Оценка 4 «хорошо» ставится, если:
- задание выполнено с незначительными недоделками или неточностями
- оформление соответствует эстетическим требованиям
- материал представлен логично и последовательно, с небольшим количеством (1-2) ошибок.
- материал сдан на следующий день после назначенного срока.
Оценка 3 «удовлетворительно» ставится, если:
- задание выполнено частично
- оформление не соответствует эстетическим требованиям
- при выполнении задания допущены ошибки
- сроки сдачи материала нарушены на 2-3 дня
Оценка 2 «неудовлетворительно» ставится, если материал сдан с существенной задержкой и нарушением требований или не сдан вообще.
Рекомендации
Уважаемые студенты, выполняйте выданные вам задания по расписанию.
Таким образом вам удастся пройти период дистанционного обучения без долгов.
Желаю всем здоровья!