ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является - формирование у будущих педагогов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности и требований безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.
Основная задача дисциплины – вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
· освоения правовых, нормативно-технических и организационных основ безопасности жизнедеятельности, системы контроля и управления условиями жизнеобеспечения;
· освоения теоретических основ безопасности, взаимодействия человека со средой обитания, основ физиологии и рациональных условий труда, анатомо-физиологических последствий воздействия на человека опасных, вредных и поражающих факторов среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха;
· идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;
· разработки и реализации мер защиты человека и среды его обитания от негативных воздействий;
· прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;
· обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;
· принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и от применения современных средств поражения; принятия мер по ликвидации их последствий;
· оказания первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Данная учебная дисциплина входит в федеральный компонент базовой части профессионального цикла.
Основное содержание изучаемой дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» охватывает различные стороны жизнедеятельности человека: организацию безопасного производства; охрану труда; прогнозирование, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Это имеет большое значение для выпускников Вуза – организаторов учебно-педагогического и производственного процессов. Подготовка будущего бакалавра к пропаганде здоровьесберегающего образа жизни, должна осуществляться планомерно, непрерывно и постепенно, с учетом основных закономерностей физиологии и гигиены труда.
При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Из курса средней общеобразовательной школы «Основы безопасности жизнедеятельности»:
Знания: физиологических параметров жизнедеятельности человека в социогенезе.
Умения: использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека в производственной и бытовой сфере.
Владения: основными методами защиты человека от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
2.1. Из курса «Общая психология»:
Знания: психологические теории становления и развития личности; теорию деятельности, механизмы функционирования и развития личности в различных видах деятельности; особенности психических процессов, закономерности развития познавательной и эмоционально-волевой сферы личности; индивидуально-типологические особенности личности и способы их проявления в учебной и трудовой деятельностях; психологические теории общения, закономерности и механизмы успешного взаимодействия и общения; особенности групповой психологии, межличностных отношений и общения.
Умения: применять психологические методы и интерпретировать результаты в исследовательской деятельности; контролировать и интерпретировать собственное психическое состояние; учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особенности взаимодействия и общения внутри учебного коллектива и управлять динамикой групповых процессов; регулировать поведение, эмоциональное состояние и процессы познания учащихся; использовать полученные знания в системе и выявлять психологические проблемы развития человека; выбирать целесообразные и психологически оправданные средства для решения практических задач; анализировать собственную деятельность, межличностные отношения в ученическом и педагогическом коллективах, личностные особенности с целью их совершенствования.
Владения: определять основные детерминанты конкретных психологических явлений и процессов в учебно-воспитательном процессе; учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особенности взаимодействия и общения внутри учебного коллектива и управлять динамикой групповых процессов; регулировать поведение, эмоциональное состояние и процессы познания учащихся; использовать полученные знания в системе и выявлять психологические проблемы развития человека; выбирать целесообразные и психологически оправданные средства для решения практических задач.
Из курса «Психология профессионального образования»:
Знания: основные подходы к развитию личности и профессиональному развитию; нормы педагогических отношений профессионально-педагогической деятельности при проектировании и осуществлении образовательного процесса, направленного на подготовку рабочих; концепции и модели образовательных систем в мировой и отечественной педагогической практике.
Умения: научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы и использовать их на практике; организовать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе; анализировать профессионально-педагогические ситуации; организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в соответствии с требованиями профессиональных и Федеральных государственных стандартов; применять полученные знания при решении конкретных задач обучения и воспитания;
Владения: системой психологических средств организации коммуникативного взаимодействия, анализа и психологического состояния другого человека или группы, позитивного воздействия на личность, прогнозирования ее реакции, управляет своими психологическими состояниями в условиях учебно-воспитательного процесса общения; способами организации образовательного процесса с применением интерактивных, эффективных технологий.
Из курса «Общая и профессиональная педагогика»:
Знания: закономерности общения и способы управления индивидом и группой; современные психологические технологии; имеет целостное представление о картине мира, ее научных основах;
Умения: осознавать культурные ценности, понимать роль культуры в жизнедеятельности человека; позитивно воздействовать на личность, прогнозировать ее реакции, управлять своим психологическим состоянием в условиях общения;
Владение: системой психологических средств (методов, форм, техник и технологий) организации коммуникативного взаимодействия; технологией педагогического общения.
Из курса «Концепции современного естествознания»:
Знания: основные законы природы (в их качественных формулировках), основные взаимосвязи явлений в природе, её эволюционизм;
Умения: опираться на знания естественных наук в своей профессиональной сфере, например, в виде аналогий между социальными и естественнонаучными процессами (одна из тенденций интеграции современных наук).
Владение: началами методов индукции и дедукции при анализе информации, общих для всех наук.
Из курса «Возрастная физиология и психофизиология»:
Знания: Основные физиологические понятия; вопросы общей и частной возрастной физиологии, нейрофизиологии и физиологии высшей нервной деятельности подростков; физиологические механизмы психических процессов и состояний.
Умения: Самостоятельно работать с научной, научно-методической и справочной литературой; формулировать положения о возрастных особенностях протекания физиологических функций и психофизиологических процессов; использовать физиологические знания для рациональной организации учебно-воспитательного процесса.
Владение: Быть в состоянии продемонстрировать: методиками изучения функционального состояния организма; методиками оценки психофизиологических показателей человека.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· педагогические технологии;
· правовое и документационное обеспечение предпринимательской деятельности;
· психология делового общения;
· экология.