Учитель и ученик растут вместе.




Учитель, если он честен, всегда должен

быть внимательным учеником.

(Максим Горький)

Мне нравится быть учителем биологии. Эта наука часто дает точные и простые объяснения самым сложным проблемам человечества. Каждый ребенок знает, что с природой надо жить в ладу.

Не требуется много хитрости, чтобы увлечь ученика красотами природы, ее бесконечным многообразием – этот интерес есть у каждого ребенка с рождения, он закреплен безусловными рефлексами человеческого организма. Но будет ли все это с легкостью воспринято детьми современных мегаполисов, чье и без того хрупкое здоровье испорчено гиподинамией, рафинированной пищей и постоянной нагрузкой от излишнего обилия информации разного рода? Ребенку, пришедшему из дома, где в семье нет лада, и царят раздор и скандалы, станут неинтересными самые захватывающие уроки.

Даже отличников в школьные годы не учили быть родителями. И, воспитывая своих детей, мамы и папы реализуют свою собственную программу воспитания, ориентируясь на интуицию и чувство любви к своим чадам. Привлекать для исправления родительских ошибок специалистов: психологов и педагогов, порой, приходится очень поздно, когда ребенок уже не успевает по многим предметам и имеет проблемы с поведением.

Во всех современных городах есть школы и классы с углубленным изучением каких-либо дисциплин. У одаренных ребят есть возможность повышать свой уровень образования. А как быть детям, способности которых по различным причинам остаются на весьма низком уровне. Закон об образовании предписывает учить всех. Ведь обществу нужны не только врачи, учителя, ученые, специалисты по высоким технологиям, но и сотрудники сферы обслуживания, талантливые парикмахеры, приветливые продавцы, аккуратные водители и технический персонал. Таким образом, перед школой стоит непростая задача – дать всем ребятам основное общее образование и направить их на взятие дальнейших рубежей.

Одним из основных условий и залогом успешного воспитания и обучения, считаю глубокое знание учителем предмета воспитания, а именно личности ребенка. Уверена, что добиться успешности в учении можно только через воспитание, взаимодействуя с воспитанником не силой приказа, наказаний и наставлений, а через убеждение.

Повышение педагогической культуры и профессиональной компетентности учителя является одной из главных задач в моей деятельности.

С 2018 года я принимаю участие в инновационных муниципальных проектах школы по развитию системы комплексного сопровождения обучающихся на основе анализа индивидуальной образовательной ситуации на всех уровнях общего образования в средней школе № 56. Работа в рамках этих проектов позволила мне освоить метод «Социомониторинг» (автор Хабарова О.Е.), с помощью которого можно получать целостную и многогранную информацию о таком сложном и динамическом объекте, как «ребенок в социальной образовательной среде». С помощью данного метода мне удается наблюдать процессы социализации всех моих учеников в течение каждого учебного года и делать выводы об их личностном росте. Вместе с этим, очень важно оказывать учащимся оперативную социально-педагогическую помощь в случаях возникновения у них малейшего дискомфорта в состоянии межличностных отношений, зафиксированных в результатах социомониторинга. Использование мониторинговой информации позволяет мне глубоко анализировать трудноразрешимые образовательные ситуации и реализовывать специальные действия по педагогическому проектированию образовательных отношений детей и взрослых. Убеждена, в классе, где ребенок чувствует себя достаточно комфортно, можно формировать те компетенции, которые предписывает современная система ФГОС.

Как замотивировать ученика учиться хорошо? Интерес к одному предмету не гарантирует такое же усердие в освоении другой дисциплины. В нашем обществе теперь нет октябрят, пионеров и комсомольцев, для которых правила поведения и личностные ценности были прописаны правилами с самого детства. Религиозного страха у большинства учеников тоже нет – в годы строительства коммунизма сильно снизилось количество семей с православными традициями. Физические наказания ушли в далекое прошлое – они запрещены законом, даже в семье. Есть еда и одежда. Индустрия развлечений постоянно предлагает все новые способы весело провести время, забыть о проблемах. Так что же станет для ребенка условием, которое заставит его работать над собой, накапливать багаж знаний достигать поставленных целей, когда рядом так много соблазнов?

За помощью обращаюсь к своим воспоминаниям о школе, в которой училась я. Обычная ярославская школа №26. Среди большого количества прекрасных учителей двое оказали на меня такое сильное влияние, что при выборе будущей профессии сомнений не возникло. Географ, Светлана Георгиевна Пыжова, своей невероятной энергией, обаянием, интереснейшими уроками покорила мое детское сердце. Прийти на урок не готовым было немыслимо – все мои домашние задания по географии были посвящены ей.

Биолог – Жукова Галина Александровна пришла в нашу школу после многолетнего преподавания в ВУЗе. Именно она постоянно давала мне дополнительные задания, твердила про мои способности к биологии, посылала меня на все возможные олимпиады, где мне удавалось получать высокие результаты. Именно она настояла на необходимости выбора мною отделения биологии и химии естественно-географического факультета ЯГПУ им. Ушинского. Именно эти преподаватели поставили передо мной те высокие планки, для достижения которых я до сих пор много работаю.

Уверена, что именно авторитет учителя или тренера, его педагогическое мастерство, его реальная без подделок личность, так похожая на идеал, способна направить детский интерес, а потом продолжить профильное обучение, дабы обеспечить высокий уровень знаний и результат государственных экзаменов, открывающий двери в престижные ВУЗы, колледжи и профессиональные училища.

Новая система ФГОС открыла перед школой и учителями новые возможности. Биология – наука прикладная, поэтому наличие внеурочной деятельности реализует множество задач, которые не могут быть охвачены уроком. Разработанная мною программа внеурочной деятельности по биологии с 5 по 9 класс «ЭКО» позволила расширить понимание моими учениками роли биологии для человека, обеспечила практикоориентированность курса, позволила готовить учеников к государственному экзамену.

В результате поднятия интереса к биологии и химии и наличию тандема замечательных учителей, способных осуществлять преподавание данных дисциплин на углубленном уровне, уже нескольких лет в нашей школе открыта профильная естественнонаучная группа 10-11 классов, где я учу биологии.

Подводя итог, хочу подчеркнуть те вещи, которые, на мой взгляд, служат залогом успешной реализации учения школьников в нашей стране. Это высокий уровень компетенции учителей не только в рамках преподаваемого предмета, но и в вопросах возрастной психологии, умения обращаться с самим ребенком.

Природосообразность педагогического процесса – необходимое условие: нельзя требовать от ребенка того, что он не в состоянии сделать в силу своего возраста или особенностей развития. Если делать усилие на чрезмерном развитии какого-то одного умения ученика, это может помешать сформироваться другим компетенциям, необходимым в данном возрасте. Например, лишить девочку или мальчика времени на выстраивание межличностных отношений со сверстниками, дружбу, умение договариваться, быть командой и многого другого.

Иногда ребенку нужно просто не мешать в развитии его таланта. Это принесет больше пользы, чем непрофессионализм наставника. Хорошим примером служит карьера великого Чарлза Дарвина, которому в детстве не наняли гувернантов, а позволили самостоятельно играть в саду у дома, созерцать природу, а позже – изучать биологические рукописи деда. Череда увлекательных событий, связанных с кругосветным путешествием на корабле «Бигль», отсутствие штампов в суждениях, навязываемых научным обществом того времени и усердие в изучении колоссального количества трудов своих научных коллег позволили Дарвину обобщить накопленный наукой опыт и сформулировать первые правильные пункты теории эволюции.

Известно, что в природе при изменении условий среды обитания у организмов вырабатываются новые приспособления, позволяющие им выжить, а старые приспособления могут полностью утратить свою актуальность и стать не только бесполезными, но и вредными. В новых условиях будут выживать особи с новыми признаками. Так и современная школа, работая на научно-техническую эволюцию человечества, должна гибко изменяться в условиях бешеного темпа развивающейся цивилизации. Чтобы соответствовать требованиям современного общества и общества будущего, необходим высокий уровень подготовки ученика, а он возможен только при обеспечении возможности постоянного профессионального роста педагога.

 

Спасибо за внимание.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: