Социальные отношения. Роль чиновничества. Шеньши. Китайские крестьяне и ремесленники.




Сословная структура Китая в средние века Сословное деление в Китае возникло значительно раньше классового. В своей окончательной форме оно сложилось в IX-II вв. до н. э. просуществовало до Синьхайской революции 1911 г.: 1. Привилегированные высшие сословия: Титулованная знать; Шэньши-чиновники; Шэньши без должности; Имеющие ученые степени 2. Непривилигерованные средние сословия, налогоплательщики, простолюдины, "добрый народ" с правом сдачи госэкзаменов на ученую степень: Земельные частновладельцы; Надельное государственное крестьянство; Арендаторы у "сильных домов"; Торговцы и ремесленники. 3. Низшее сословие, не платящее налоги, "подлый народ", занимающийся третьестепенным делом, "дармоеды" (певцы, танцоры, монахи, рабы, слуги, тюремщики, палачи). Власти Китая всегда исходили из того, что "зерно - жизненная артерия народа, а налоги - сокровище государства". Отсюда и расстановка приоритетов: земледелие как первостепенное занятие, ремесло и торговля - второстепенное ("земледелие - ствол, ремесло и торговля - ветви"). Оуян Сю писал: "Земледелие предшествует всему, оно начало и конец правления". Государство активно вмешивалось в аграрные отношения не только по причине обеспечения налоговых поступлений, но и опасаясь перехода бродяжничества обезземеленного крестьянства в политическую нестабильность из-за того, что "у бедного нет клочка земли, куда можно было бы воткнуть шило, в то время как поля богачей тянутся с Севера на Юг и с востока на запад..., а сами они разъезжают на крепких конных повозках и едят отборное зерно и мясо". Отсюда - традиционно враждебное отношение средневекового конфуцианского государства к "сильным домам" на селе. Что касается ремесла и торговли, то они полезны, но второстепенны, поскольку не производят зерна. Они могут быть даже вредны в случае чрезмерного развития, так как: Способствуют развитию горизонтальных общественных связей, не контролируемых государством, в обществе с вертикальными социально-политическими структурами; Увеличивают удельный вес населения не производящего, а только потребляющего дефицитное продовольствие; Торгово-ремесленные круги менее подвержены государственному контролю, чем крестьянство. Для предотвращения роста числа ремесленников в Китае существовали многочисленные ограничения и запреты на "неположенные украшения" для разных сословий. В условиях Китая ремесленные цехи были призваны не столько способствовать росту производства ремесленных изделий, сколько сдерживать рост их производства. В эпоху смуты в сер. I тысячелетия, в условиях усобиц и вторжений извне, ослабевшая центральная власть не смогла пресечь утверждение в стране новой чужой буддийской религии. С прекращением смуты китайское государство не могло примириться с тем, что буддийская церковь с ее миллионами верующих и земельной собственностью все больше превращалась в мощную политическую и экономическую силу. Отсюда целенаправленная государственная компрометация буддийского монашества. Китайский мыслитель XI в. Ли Гоу указал на "10 пороков монашества, устранение которых дает 10 преимуществ", среди них: 1) когда мужчины не заняты земледелием, их кормят другие; 2) когда мужчины холосты, женщины ропщут и возобладает разврат; 3) монахи, не вписанные в реестры, не явяляются тяглыми и не пополняют казну; 10) монахи хитрые - уклоняются от контроля чиновников. 5. Класс управляющих Китаем Правящий класс старого Китая отличается рядом особенностей: 1. Разделенностью на титулованную знать и бюрократическое чиновничество - шэньши ("ученые люди, носящие пояс власти"); 2. Принципиальной открытостью чиновничье-бюрократического аппарата для его пополнения из непривилегированных сословий простонародья двумя путями: Сдачей экзаменов на получение ученой степени (система кэцзю), дающей право занимать должность в госаппарате; Покупкой ученой степени; Покупкой должности (она в три раза дороже степени) низового и среднего уровня. 3. Сословной стабильностью бюрократического аппарата, на 2/3 состоявшего из детей и внуков шеньши; 4. Делением шеньши на две категории - чиновников и неслужилых. Особенность Китая - большая часть правящего класса "не правит". Неслужилые шэньши, своего рода китайская интеллигенция, использовали свой высокий социальный статус для занятия негосударственных, но высокооплачиваемых должностей уездных судей и общинных учителей, руководителей ополчений и общественных работ. Фактически они превращались в общинных лидеров, без которых крестьянину невозможно было решить ни одного вопроса в отношениях с местной властью. Не каждая деревня могла похвалиться наличием в ней "собственного" шэньши - их роль преимущественно играли простолюдины-неудачники государственных экзаменов, "носящие одежду из хлопка". 5. Конкуренцией за государственные должности в связи с "перепроизводством" шэньши и узаконением протежирования, именуемого "родственной тенью". Такая "тень" за спиной соискателя должности давала определенные привилегии на ее получение при условии сдачи дополнительного экзамена "на профпригодность". Гарантийная рекомендация была основным методом продвижения чиновника по служебной лестнице, однако при смене власти такие "родственнотеневые" отношения могли повредить обеим сторонам: в подобных ситуациях бывшие клиенты разоблачали бывших гарантов и "высмеивали людей, с которыми только что вместе купались, за то, что они были голыми". 6. Сосредоточением у шеньши не только исполнительной политической власти и распоряжения ресурсами государства (составляя 2% населения, они получали 20-25% национального дохода), но и идеологической власти. Шэньши управляли Китаем как формально (чиновничество), так и неформально (неслужилые). Обе страты шэньши олицетворяли собой две подсистемы управления обществом, причем обе они базировались на конфуцианских канонах. Таким образом, в Китае существовал особый тип "государственного человека" разных степеней учености, соответствующих административной структуре империи - шэньши не просто чиновник: он соединяет в себе этику и власть, служит им добровольно и принципиально доктринально, выполняя свою конфуцианскую сверхзадачу. 7. Ученое сословие нестабильно и дифференцировано. Подавляющая часть шэньши имела низший ранг сюцая (около 80%). Противоречия между различными стратами шэньши (малооплачиваемыми сюцаями и "продвинутыми мужами" цзиньши, чиновной и неслужилой частями сословия) носили чисто конкурентный характер - всех их при этом объединяла приверженность общей идеологической конфуцианской основе и стремление обустроить Китай по канонам древних. Каждый шэньши претендовал на единственно правильное толкование классиков и прошлого. Государство строго регулировало численность ученого сословия, особенно его неслужилой части, используя экзаменационные квоты и продажу степеней и должностей в политических целях: в периоды политической напряженности эти квоты резко увеличивались для обеспечения поддержки династии со стороны грамотной и активной части китайского общества, желающей "остепениться" (замечено, что значительная часть лидеров мятежей и восстаний в Китае - неудачники госэкзаменов). Поэтому численность шэньши существенно колебалась в зависимости от эпохи и социально-политической конъюнктуры от 0,5 млн. до 1,5 млн. чел. Китайский шэньши существенно отличается от европейского интеллигента-интеллектуала: Интеллигент в той или иной степени оппозиционен по отношению к государству и церкви; Шэньши - защитник и олицетворение государства: он может выступать только против конкретных пороков в практике государственного управления, тем самым в конечном счете укрепляя государство. Шэньши предвосхитили "карамзинский" взгляд на мир, в соответствии с которым "для благоденствия империи нужны 25 хороших губернаторов".

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: