Станция в годы Великой Отечественной войны.




Станция Николо-Полома: от истоков и до наших дней.

Первые вёрсты.

Н иколо-Полома – красивейшая железнодорожная станция Вологодского региона Северной железной дороги, с более чем вековой историей своего существования. По одной из версий, была открыта для движения поездов 24 ноября 1906 года в составе пускового участка Вологда-Вятка (ныне Киров), общая длина которого составляла тогда 593 версты (637 км.) Возведение этой линии было последним крупным предреволюционным сооружением Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги и имело важное экономическое значение для России, поскольку обеспечивало, путём слияния Пермской и Северной магистралей, кратчайший выход к Великому Сибирскому пути.

И нтересен тот факт, что закладка путей на станции началась только зимой 1903 года, до этого проводились инженерные изыскания, а вот пристанционный посёлок, получивший своё название от одноимённого села Николо-Полома, расположенного в 5 км., начал строиться немногим ранее, в 1900 году. Возведение всех инженерно-технических сооружений, пассажирских зданий, жилых построек станции проводилось по типовому проекту инженеров И. Подруцкого и В. Клёнова, утверждённого в коллегии инженеров МПС в 1898 году. И, что характерно, именно Вологдо-Вятский участок линии, в отличие от многих, уже проложенных тогда однопуток, возводился сразу с двумя рельсовыми путями.

К стати, можно с полной уверенностью утверждать, что такого водоёмного здания, как в Николо-Поломе, вряд ли встретишь где-то ещё. Его строили по специальному проекту, в основе которого предусматривалась установка сразу двух накопительных резервуаров, способных обеспечить не только работу ж\д станции, но и весь посёлок питьевой водой.

О снову сооружений станции 2 класса, а именно к нему относилась Николо-Полома, наряду с Буем, Шарьёй и Свечой, составляли казённые учреждения: вокзал, телеграф, наблюдательный и стрелочные посты, конторские и багажные помещения. С южной стороны к вокзалу примыкала привокзальная площадь и сквер, в котором с 1924 по 1930 годы находилась метеорологическая наблюдательная площадка. На востоке размещалось локомотивное веерное депо на 8 стойл с ремонтными мастерскими, а на западе – грузовой двор с пакгаузами, складами, столярной мастерской и кузницей, в которой точили лопаты и изготавливали крюки, которыми мешали в паровозных топках. Параллельно железнодорожному полотну были построены 10 деревянных жилых домов для рабочих станции, возведены кирпичное здание для отдыха путевых бригад, больница, пекарня, столовая, почта, школа, магазин, клуб, общежитие, баня. В районе «Гараниной будки» и у дома Смирновых, что стоял почти вплотную к железнодорожному полотну, были оборудованы переезды, сама насыпь была несколько ниже, чем сейчас, и пересечь пути можно было верхом.

Станция в годы Великой Отечественной войны.

Л етом 41-го Советский Союз был втянут в военный конфликт с Германией. С самого начала войны через станцию Николо-Полома проходили десятки поездов в день: товарные, пассажирские, транзитные, воинские. На северо-запад переправлялись эшелоны полувагонов с танками, пушками, зачехлёнными в брезент, из-под которого торчали только дула орудий. В специальных деревянных решётках везли 250-ти килограммовые бомбы, артиллерийские орудия, провизию для солдат Красной Армии. В теплушках ехали солдаты, призванные на фронт. В обратном направлении, на Урал, проходили поезда с эвакуированными людьми, санитарные поезда с ранеными; день и ночь гремели по рельсам составы с музейными ценностями, с оборудованием для тыловых заводов, вывозились эвакуированные из Москвы и Ленинграда театры и институты. Работа на станции не прекращалась ни днём, ни ночью. Дежурная встречала и провожала поезда. В то время они подолгу стояли на станции: менялись паровозные бригады, отдохнувшие отправлялись в рейс, а те, чья смена окончена, шли отдыхать в «кондукторские» комнаты, получившие своё название от кондукторов, сопровождавших поезда. Пока проходила смена бригад, путевые осмотрщики проверяли состояние колёсных пар на предмет трещин, букс – на перегрев. Паровозы с помощью углеподъёмного крана заправляли дровами, углём, песком и водой из колонок, расположенных по обоим краям второй платформы. К слову, станция в годы войны являлась главным складом топлива всей Северной железной дороги, специально для хранения здесь были выстроены огромные бурта - накопители. Железнодорожники перед каждым дежурством получали паёк на650гр., в который входило 150 гр. хлеба, тарелка супа из солёных грибов, 100 гр. колбасы, 20гр. сахарного песка, 20 гр. табака, а машинистам, кроме этого, полагались ещё 100 гр. водки, но пить не стремились – работа на транспорте очень ответственная.

О кончание войны, и как следствие, восстановление страны из руин, увеличило нагрузку на работу железных дорог в целом, и на пропускную способность станции в частности. В этот период происходит большая часть строительства жилья посёлка, развивается инфраструктура. В 1956 году на станции вводится в эксплуатацию диспетчерская централизация, в 1963 участок от Данилова до Свечи переходит на тепловозную тягу, а с 1968 года

- работа всех стрелок на станции осуществляется в автоматическом режиме.

П о окрестностям разносится тепловозный гудок. Монотонно стучат колёса, словно мелодию или дробь выбивают они. То громче, ускоряя ход, и торопясь вдаль, то тише, замедляясь, прибывая на станцию. Над станцией витает угольный запах, по громкой связи слышится голос дежурной, а в кухонных шкафчиках позвякивает посуда от спешащих проходом наливных составов – всё это не проходящие атрибуты, прочно обосновавшиеся в памяти не одного поколения жителей Николо-Поломы.

О т паровозов Северная железная дорога постепенно переходит на электрифицированное движение. В частности, в Николо-Поломе первые составы на электровозной тяге появляются в конце 1968 года, в результате электрификации участка Данилов-Номжа. В 70-80-х годах на станцию приходится пик объёмов грузовых и пассажирских перевозок. В эти годы в большом станционном коллективе, на разных линейных участках трудится более полутора сотен человек, среди которых есть целые семейные династии железнодорожников.

Дорога сегодня.

Л етят годы. Многое поменялось не только в стране, но и в работе железной дороги. На смену МПС пришло ОАО «РЖД», которое сегодня осуществляет движение по 16 магистралям в границах страны и далеко за её пределами. Протяжённость линий Северной железной дороги в настоящее время насчитывает более 8,5 тысяч километров, и связывает воедино север и центр России, а со станции Николо-Полома, по стальным рельсам железных дорог можно попасть в практически любой уголок нашей необъятной родины.

О том, чем живёт железная дорога, какие функции и задачи выполняет, рассказала начальник станции Степанова Н.Ю.

Железнодорожная станция Николо-Полома сегодня имеет статус промежуточной и относится к 4 классу. Станция - это единый слаженный механизм, включающий в себя работу разных структурных подразделений: службу движения, пути, компанию пассажирских и пригородных перевозок, региональный центр сигнализации и связи, электроснабжения. Все подразделения находятся в непосредственном подчинении начальника станции, если это касается работы самой станции. Как и много лет назад, главной задачей является обеспечение перевозок пассажиров, грузов, багажа при безусловном соблюдении безопасности движения поездов. Бесперебойную круглосуточную работу осуществляют 4 смены железнодорожников: дежурная по станции организует всю работу смены, она же является сменным помощником начальника станции. Оператор при ДСП – это своего рода помощник дежурного. Он производит отцепки, прицепки вагонов, формирует пригородные поезда, осуществляет контроль за продвижением составов. Непосредственно прицепкой и отцепкой вагонов занимается составитель, а маневрирование составов – это работа машиниста смены. На станции происходит работа со сборными составами, прибывающими погруженными вагонами со станций Антропово и Номжа, а к ним отправляются вывозные поезда с порожними вагонами. Оформлением сопутствующей документации на грузы и вагоны, контролем правильности погрузки занимается приёмосдатчик товарной конторы. Вся работа коллектива давно отлажена, отточена, случайных людей здесь нет, все железнодорожники – профессионалы своего дела, умеющие принимать решения.

М асштабы погрузки вагонов на станции в 2016 году составили 161508 тонн. Лесом и пиломатериалом погружено и отправлено к станциям назначения 2933 вагона. За первое полугодие 2017 года погружено 1548 вагонов общим весом 85370 тонн. Пропускная способность станции составляет 9 пассажирских, 5 пригородных, и в среднем 130 грузовых, либо сборных составов в сутки. В 2016 году железнодорожной станции Николо-Полома по результатам осмотра начальником Северной железной дороги С. Кобзевым присвоено звание образцовой. Удостоиться такого почётного звания коллективу удалось благодаря выполнению всех показателей, соблюдению и обеспечению техники безопасности движения и работе без аварийных ситуаций.

А в связи с ежегодным профессиональным праздником, Днём железнодорожника, начальник станции Н. Степанова от души поздравляет всех ветеранов отрасли, коллектив и коллег железнодорожников, которые обеспечивали и продолжают обеспечивать бесперебойную работу станции. Желает всем здоровья, достатка, благополучия и терпения в нелёгком, но таком необходимом людям труде.

Татьяна ШИПОВА.

Фото автора.

При подготовке материала использованы данные из каталога «Памятники архитектуры Костромской области, вып.9.»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: