Методы и формы эстетического развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.




ФАЙЛ - ОТЧЁТ

по дисциплине « Теория и методика художественно-эстетического развития »

на тему:

«Методы и формы эстетического развития ребенка в старшем дошкольном возрасте».

 

 

Выполнили:

студенты группы ПФЗ 202-19 Е.А. Овчаренко

Е.В. Соловьева

Направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

Направленность «Психология и педагогика дошкольного образования»

 

Проверил:

 

канд. пед. наук, доцент Е.Б. Бабошина

 

Курган 2020

1.Сущность эстетического развития в старшем дошкольном возрасте.

 

В процессе становления личности с самых давних времен особое значение имело эстетическое воспитание. Способность чувствовать, воспринимать, понимать, осознавать и создавать прекрасное – это те специфические проявления духовной жизни человека, которые свидетельствуют о его внутреннем богатстве. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, делает приятными встречи с людьми, стимулирует трудовую активность. Безобразное отталкивает. Трагическое – учит сочувствию. Комическое – помогает бороться с недостатками. Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д. Дидро и Н.Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая и другие. Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание». Ю.Б. Борев определяет эстетическое воспитание как «систему мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве». По мнению В.Н. Шацкой: «Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты». Эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного воздействия, формирующего способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. Эстетическое воспитание учит ребенка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и свое общение с другими людьми. Задача эстетического воспитания – формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного. Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие.

Методы и формы эстетического развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.

 

Эстетическое воспитание является сложным процессом, который осуществляется путем использования различных форм и методов. В дошкольной образовательной организации используются разнообразные формы и методы эстетического воспитания. Рассмотрим, как они характеризуются и классифицируются в научной литературе. Методы, как считал А.С.Макаренко, являются инструментом прикосновения к личности, способы, с совершения целенаправленного педагогического воздействия на сознание и поведение детей.

Метод – это способ совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществляется формирование определенных знаний, умений и навыков, а также отношения к окружающему. Форма есть внутренняя организация содержания. Это есть способ организации воспитательного процесса. Организация эффективного обучения и воспитания возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса. Таким образом, понятие метод характеризует содержательную, или внутреннюю, сторону педагогического процесса. Форма обозначает внешнюю сторону организации воспитательного процесса и отражает характер взаимосвязи участников педагогического процесса. Одна и та же форма может применяться в различных методах обучения и воспитания, и наоборот.

 

 

Рассмотрим, как они характеризуются и классифицируются в научной литературе. Методы эстетического воспитания – это способы совместной взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие эстетических представлений, эстетических чувств и художественной деятельности, предполагающей развитие основ эстетического вкуса и формирование творческих способностей. В основе методики эстетического воспитания находится совместная деятельность воспитателя и детей по формированию у них творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Эффективность данной деятельности во многом определяется грамотным учетом индивидуальных особенностей, потребностей и интересов воспитанников, уровнем их общего развития. Эстетическое восприятие индивидуально и избирательно. Его основу составляет эмоциональный отклик на прекрасное: в природе, предметном мире, искусстве, чувствах людей. Огромное значение при этом имеют жизненный опыт ребенка, его побуждения, стремления, переживания. Методы эстетического воспитания различаются и зависят от определенных условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка, а также уровня подготовки, мастерства и способностей воспитателя. В. И. Логинова, П. Г. Саморукова классифицируют методы эстетического воспитания следующим образом: - методы и приемы формирования элементов эстетического сознания: эстетического восприятия, оценок, вкуса, чувств, интересов и т.д. Педагогическое воздействие направлено на эмоции и чувства детей с помощью наглядных, словесных, практических и игровых методов и приемов обучения в зависимости от знакомства с определенным эстетическим явлением; - методы, способствующие приобщению детей к эстетической и художественной деятельности. Сюда относится демонстрация способа действия или образца, упражнения, варианта сенсорного обследования с объяснением; - методы и приемы, развивающие эстетические и художественные способности, творческие умения и навыки, способы самостоятельных действий. Они направлены на организацию поисковых ситуаций, дифференцированного подхода к детям с учетом их индивидуальных особенностей. Н.А. Ветлугина предлагает классификацию методов художественного воспитания, которая построена на зависимости от: - источника знаний (наглядные, словесные, практические, игровые); - вида художественно-творческой деятельности и учебных задач; - задач развития художественно-творческих способностей; - возрастных особенностей детей; - индивидуальных особенностей ребенка; - этапов художественных занятий.

Эстетическую информацию ребенок получает по различным каналам: социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения. Соответственно возрастает важность метода целостного восприятия сюжета картины, сказки, музыкально-образного построения пьесы. Затем, чтобы помочь детям вслушиваться в звуки, вглядываться в краски и формы предмета, воспитатель направляет его внимание на более детальное восприятие, целенаправленное наблюдение. В зависимости от того как ребенок получает эстетическую информацию: изучает произведение искусства, слушает музыкальную сказку, разглядывая красочные иллюстрации или посредством педагога, который рассказывает, задает вопросы – методы и приемы эстетического воспитания делятся на наглядные и словесные. К ним предъявляются следующие требования: профессионально-качественное исполнение произведений, художественно-выразительное, эмоциональное, образное. Для того, чтобы ребенок воспринимал не только содержание определенного произведения, но и переживал соответствующее настроение. Методы могут изменяться в зависимости от форм организации деятельности. В ходе совместной деятельности воспитатель предлагает точные указания, показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения стихотворения или песни. В ходе занятия с глиной ребенка учат приемам, которые позволят ему самостоятельно составить предмет из отдельных частей или из целого материала. Соответственно, обучение носит прямой характер. В самостоятельной деятельности детей руководство педагога организуется как косвенное воздействие в качестве напоминания, побуждения к действию, или исправления ошибок. В зависимости от возраста, степени подготовленности, роста индивидуальных запросов и стремлений детей методы эстетического воспитания усложняются.

Методы эстетического воспитания тесной взаимосвязаны с другими методами. Например, в ходе наблюдения за красивыми движениями рыбки в аквариуме, педагог применяет наглядный метод. Когда он начинает задавать вопросы, поясняя что-либо, то это будет словесный метод. Привлекая детей к украшению аквариума, воспитатель использует метод практических действий. В педагогике успешно применяются эффективные методы, способствующие развитию у детей эстетических качеств личности: метод убеждения, способствующий формированию эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса; метод приучения, упражнения в практических действиях, которые предназначены для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения; метод проблемных ситуаций, который побуждает к творческим и практическим действиям; метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному в окружающем мире. Особенностью метода убеждения в эстетическом воспитании состоит в его использовании если воспринимаемое явление – прекрасно. Эмоциональный отклик возникает у детей при непосредственном соприкосновении с произведениями искусства, при участии его в общественных праздниках и т. д. Данный метод является как методом наглядного приобщения, так и словесным, так как любое наблюдение ребенка сопровождается комментариями педагога, воздействующими на чувства и мысли детей. Необходимо выбирать наиболее яркие и впечатляющие художественные произведения, создавая соответствующую ситуацию и душевный настрой. Воспитателю важно хорошо ориентироваться в предлагаемом предлагаемый детям материале. Его речь его должна отличаться точностью, эмоциональностью и выразительностью, а также быть убедительной. Особенность метода приучения, упражнения состоит в том, чтобы дети научились вслушиваться, вглядываться, оценивать прекрасное и активно действовать. Для этого используются регулярные упражнения в эстетической деятельности, в творческой практике изменения окружающего мира. Метод приучения, упражнения основан на многократном повторении. Многочисленные упражнения в разнообразных условиях способствуют повышению эффективности результатов. Например, при обучении детей штриховке рисунка, педагог сначала предлагает не выходить за границы контура, затем штриховать так, чтобы получилась «пушистая травка» и т.д.

Методы убеждения и приучения не могут существуют по отдельности. В процессе убеждения воспитанников в значении добрых дел, воспитатель постоянно напоминает о них, целенаправленно приучая к ним. Закрепление приобретенных навыков практическими действиями дает возможность преодоления разрыва между словом и делом в поведении детей, которые с легкостью говорят хорошие слова об окружающем, а делают наоборот. Единство этического и эстетического является важнейшей отличительной чертой формирования гармонично развитой личности. Убеждать надо не только оказывая непосредственное воздействие прекрасным в искусстве, но и в обществе, быту, на природе. Необходимо оказывать активное влияние словом на сознание детей, привлекая их к практическим действиям. Важную роль в методике эстетического воспитания, играет дифференцированный и индивидуальный подход. М.Н.Скаткин и И.Я.Лернер подчеркивают, что каждый метод состоит из поставленной цели, соответствующей ей системы действий, необходимых средств, процесса последовательного изменения объекта, достигнутый результат использования конкретного метода. Чтобы усилить воспитывающий и развивающий характер обучения, следует применять методы обучения, способствующие развитию самостоятельности, инициативы, творчества. Это является основой проблемно-поискового метода. В этом случае педагог предлагает ребенку самому найти варианты решения определенного замысла. Например, ребенку дают возможность самостоятельно изобразить любой персонаж из сказки после ее совместного изучения. В этом случае, дети учатся думать, находить решение, т. е. вести поисковую деятельность. Для того чтобы обучение стало развивающим, педагогу необходимо использовать обобщенные способы действий, которые являются основой конкретных методических приемов. Например, ориентирование в звуковых, зрительных ощущениях, восприятие выразительно-изобразительных средств каждого вида искусства; приобщения детей к идейно-эмоциональному содержанию произведений путем соучастия и сопереживания; способы целостного и аналитического подхода к художественным явлениям; способы ориентировки в самостоятельных действиях при восприятии, исполнительстве и продуктивном творчестве.

Итак, изучая всевозможные произведения или решая различные художественные задачи важно активно использовать способы, способствующие целенаправленному руководству сенсорной ориентировкой воспитанников, их эмоциональным восприятием, как целостным, так и дифференцированным, самостоятельными и творческими действиями. Начальная образовательная деятельность (далее НОД) как определенная форма обучения предоставляет возможность планомерного и систематического воздействия на развитие художественного вкуса и заинтересованного отношения детей к разнообразным материалам и самому образовательно-воспитательному процессу. Это происходит не только при знакомстве с музыкальным, изобразительным, поэтическим творчеством, но и во время совместной деятельности, способствующей развитию речи, ознакомлению с общественными явлениями, природой и т. д. Это возможно при применении разнообразного материала, особенностями процесса обучения и используемым оборудованием. Обучение и учение является двусторонним процессом, в который входят: методы обучения, предпринимаемые воспитателем; способы учения, использованные детьми, которые приобретают художественные знания и умения. В практике дошкольного образования достаточно часто используются применяются творческие задания как наиболее эффективным методом развития творческих способностей дошкольников. Педагог вызывает у ребят желание импровизировать, находить новые оригинальные движения в игре, создавать новые композиции в танце. Для оптимальной реализации замыслов в изобразительной деятельности педагог предлагает детям самостоятельно находить необходимые решения в выборе материалов, цветовых сочетаний, форм и т.д. Исполнение данных этих условий помогает сделать обучение существенным фактором, который стимулирует творческий процесс. Эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности. Воспитатель управляет процессом развития детей. Такие ученые как А.И.Буренина, Н.А.Ветлугина, Г.Г.Григорьева, Т.Н.Доронова, Т.Г.Козакова, Т.С.Комарова, Н.А.Курочкина, С.И.Мерзлякова, Н.М.Петрухина, Т.P.Тютюнникова, M.Р.Чумичева, Е.А.Флерина, С.Г.Якобсон и др. предлагают различные формы эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста можно организовать в самых разнообразных формах, которые распределяются с помощью следующих классификаций. По принципу управления деятельностью детей: под прямым руководством взрослого; под косвенным руководством взрослого. По способу объединения детей: совместная деятельность детей и взрослого: фронтальная, подгруппами, с одним ребенком; индивидуальная; подгруппами. По видам деятельности: занятия, экскурсии, праздники, развлечения, игры, труд, театрализованные игры, повторение занятий, праздников. Дошкольники с удовольствием занимаются творчески-эстетической деятельностью по собственной инициативе, но под руководством взрослых. Характер руководства может быть опосредованный, косвенный. При этом педагог способствует накоплению детьми опыта, впечатлений, знакомит с разнообразными способами и приемами, которые впоследствии отражаются в самостоятельной деятельности: рисовании, лепке, рассказах, музыкальном творчестве. Самостоятельная творческая происходит по инициативе ребенка с целью удовлетворения определенных потребностей: сделать подарок, «написать письмо» маме, смастерить игрушку для сестренки и пр. Подобная деятельность носит синтетический характер и способствует развитию эстетических способностей, так как дети объединяют различное содержание, материалы и способы. Воспитателю необходимо, не меняя детского замысла оказать при необходимости помощь и поддержку. Важно организовать необходимые условия для самостоятельной творческой деятельности: ребенок должен знать, где лежат необходимые материалы, где подходящее место для рисования, лепки и пр. Педагог способствует развитию самостоятельности детей, используя подсказку, привлечение внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии. Самостоятельная эстетическая деятельность взаимосвязана с педагогической деятельностью, проводимой воспитателем: занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке. Педагог также может организовать экскурсии: в природу, к памятникам, в музей – совместно с родителями. При этом важной педагогической задачей является продумывание содержания экскурсии с учетом особенностей детского восприятия. Необходимо заранее определить и изучить место проведения экскурсии, возможности размещения детей вокруг объекта наблюдения –так как важно не только рассказать и показать детям что-либо, но и вызвать у них эстетические чувства. Особенной формой детской деятельности, способствующей эстетическому воспитанию является театрализованная игра и игра драматизация, проводимые под руководством педагога. Важное место в педагогическом процессе дошкольной организации занимают праздники и развлечения. Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение способствует развитию восприимчивости к эстетической стороне жизни. Педагогу необходимо удовлетворить желания и потребность каждого ребенка в проявлении творческой активности на проводимом мероприятии. Для этого важно правильно выбрать форму проявления активности для каждого. Полезными с точки зрения для эстетического развития развлечения, которые сочетают разнообразные виды искусства. Выбирается различный материал: литературный, и музыкальный, и изобразительный на одну тему, например, «К нам весна шагает…». Дети декламируют стихи, поют песни, танцуют, готовят своими руками оформление зала и т.д. Игра, как ведущий вид деятельности дошкольников, подразумевает творческое начало. Если представления детей об окружающем мире и его явлениях недостаточно полные, яркие, эмоциональные, соответственно и игры будут отличаться однообразием бедностью содержания. Обогащение впечатлений может происходить в процессе знакомства с художественными произведениями, рассказов взрослых, наблюдений за природными и общественными явлениями. Как правило, для игры необходимы игрушки. Они должны быть привлекательны, красочно и эстетично представлены, пробуждать у детей любознательность, развивать воображение. С помощью разнообразных видов искусства – сказок, рассказов, загадок, песен, танцев, картин и пр., педагог способствует формирование у детей отзывчивости на все доброе и прекрасное, обогащая их внутренний мир. Одна из главных задач педагога – развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника. Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать. Эстетическое воспитание предлагает специальные приемы для формирования творческих способностей, включающие развитие качества восприятия и воспроизведения; различение разнообразных сочетаний цвета, формы, объема; соотношение высоты, длительности, тембра, динамики музыкальных звуков; музыкального и поэтического слуха, художественного вкуса и т.д. Методические приемы должны сочетать эмоциональное начало, осознание учебной цели, упражнений тренировочного характера и самостоятельных действий. Вся эта работа начинается с раннего детства и постепенно углубляется. Использование методов и приемов на практике зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и строится дифференцированно, с учетом продвинутости всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. У детей достаточно рано проявляются способности к музицированию, ритмическим движениям, изобразительной деятельности. При изучении их склонностей, необходимо подготовить методику, учитывающую выполнение заданий различной трудности. В дошкольном возрасте также активно используются игровые методические приемы. Дети лучше осваивают разнообразную деятельность, в игровых ситуациях, если художественный материал предлагается в интересной для них форме, если между воспитанниками появляются игровые взаимоотношения. Отдельные методы могут иметь противоречивый характер, взаимодополняющие приемы. Например, слово воспитателя и наглядные-методы, которые заключаются в демонстрации произведений искусства, показе приемов исполнения; приемы развития сознательного отношения, умения анализировать, сопоставлять и приемы, побуждающие к эмоциональным переживаниям; показ действий, которым надо точно следовать, и приемы, формирующие способы самостоятельных действий; приемы, направленные на упражнение, тренировку в навыках, и творческие задания, предполагающие оригинальность, своеобразие исполнения, выдумку, вариативность. В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное эстетическое развитие ребенка. Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста предполагает создание следующих условий: обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности; организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту: музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования; сюжетно-ролевой и режиссерской игры; предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов материалов и средств воплощения художественного замысла; поддержка детской непосредственности, поощрения, стимуляция фантазии и воображения ребенка. Воспитателю необходимо создавать возможности для накопления сенсорного опыта, обогащения чувственных впечатлений ребенка. важно обращать внимание детей на разнообразие и красоту форм, цвета, звуков, запахов в окружающем мире во время прогулок, экскурсий, в игре, в быту, в специально организованных видах деятельности. С целью формирования у ребенка эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира необходимо стимулировать их детей к общему сопереживанию эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения. Значимым также является развитие дошкольников способности замечать в окружающих явлениях, предметах, живых существах внутреннюю жизнь, наделенную понятными ребенку переживаниями, распознавать их в разнообразных проявлениях. Большое внимание необходимо выделять формированию эмоциональной отзывчивости, эстетических эмоций и нравственных чувств, накоплению у детей ярких впечатлений об окружающем, представлению о многообразии форм и художественных стилей способствует приобщение детей к искусству. Тем самым закладываются предпосылки для актуализации у ребенка художественных способностей, а также развитие художественного вкуса. Таким образом, для реализации цели и задач нашего исследования наиболее подходящими методами будут следующие: формирования элементов эстетического сознания – наглядные, словесные, практические, игровые; приобщения детей к эстетической деятельности - демонстрация способа действия или образца, упражнения, варианта сенсорного обследования с объяснением; развивающие эстетические способности творческие умения и навыки, способы самостоятельных действий, целостного восприятия произведения; способствующие развитию у детей эстетических качеств личности – методы убеждения, приучения, упражнения, проблемных ситуаций, побуждения к сопереживанию. Наиболее актуальными формами эстетического воспитания для нашей работы будут: беседы об искусстве, игровые ситуации, в которых дети сравнивают, узнают разные по художественной выразительности образы; рассматривание произведений искусства, с обсуждением их выразительных средств и особенностей; освоение нетрадиционных техник изобразительного творчества.

Успех эстетического воспитания обусловливается совместной деятельностью педагога и детей. В ходе такой деятельности происходит осознание отношения к природной, социальной и предметной среде, а также развиваются творческие способности. Необходимо учитывать и индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка, его интересы и степень его общего развития. Опираясь на личный опыт ребенка, его стремления, переживания и побуждения, можно выбрать основные методы эстетического воспитания. Есть много различных методов воспитания. Обратим внимание на те, которые играют основную роль в нравственно-эстетическом развитии. Для того, чтобы целенаправленно получить эстетическую информацию очень важен метод целостного восприятия. Он подходит как для восприятия сюжета картины или сказки, так и для музыкальной пьесы, ее образного представления. Педагог обращает внимание ребенка на более конкретное, детальное восприятие, целевое наблюдение. Несомненно, с помощью таких методов и приемов воспитания дети получают эстетическую информацию, такие методы разделяют на словесные и наглядные. К ним предъявляются следующие требования: воспроизведение литературных сочинений или музыкальных произведений должно быть эмоциональным, яркоокрашенным, выразительным, четким, иметь эстетическую ценность, чтобы детям было понятен смысл и содержание песни, картины, стихотворения. Необходимо добиваться яркой образности, если таковое не случается, то встреча с искусством произойдет несущественной и бессмысленной.

Методы эстетического воспитания базируются на эмоциональном отношении и связаны с преобразованием эстетического переживания, восходящим от более простых к более сложным формам (от наблюдений к деятельности). Обучение оказывается решающим фактором выработки сложной системы отношений о человека к действительности, в том числе и отношений эстетических. Разнообразие методов и средств, применяемых в эстетическом воспитании детей, помогает выбирать наиболее оптимальные и подходящие к конкретным условиям способы. Выбор метода зависит от многих условий: объема художественной информации, качества художественного материала, формы организации деятельности, вида деятельности, возраста ребенка.

Подводя итог, отметим, что к особенностям эстетического воспитания детей в старшем дошкольном возрасте следует отнести: - необходимость учета того, что старший дошкольный возраст – это завершающий этап дошкольного периода, когда в нервной системе детей появляется ряд новообразований, таких как произвольность высших психических функций – восприятия, памяти, внимания, что делает их эстетическое восприятие и эстетические представления более дифференцированными, глубокими и содержательными; - способность управлять собственной деятельностью и поведением, что делает детей способными к разнообразным видам художественной деятельности ранее им недоступным; - углубляющиеся оценочные суждениях о явлениях природы, художественных произведениях, о самих себе, включая самооценку, что отражается в проявлениях их эстетического вкуса и эстетической оценке; - усложняющиеся содержательно взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, что предъявляет требования к социальной востребованности результатов художественно-эстетической деятельности детей.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы / Е. А. Аркин. М.: Просвещение, 1968. с. 445.

2. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранова. − Академический проект, 2005. с. 240.

3. Ветлугина Н.А. Сборник статей «Эстетическое воспитание в 68 детском саду» /под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: 1978. с. 234.

4. Котикова О.П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей. Научно-методический центр учебной книги и средств обучения. Минск, 2001. с. 239.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: