В Пермской области/крае (как и в целом в России) профессия "политический технолог" появилась на рубеже 80-90-х гг, одновременно с первыми ростками публичной политики. Появившись, рынок политтехнологий в Пермском крае стал активно развиваться, и на сегодняшний момент существует довольно многочисленная профессиональная корпорация политических технологов, оказывающая значительное влияние на ход политического процесса. При этом следует отметить, что за время своего существования пермский рынок политтехнологий существенно трансформировался. Причиной этого чаще всего называются политические реформы 2003-2004 гг. (избирательная и партийная), в результате которых были отменены выборы губернаторов, выборы по одномандатным округам в Государственную Думу, а также введена смешанная избирательная система на выборах в региональные легислатуры. В результате данных реформ меняются практики участия пермских политтехнологов в политике, взаимоотношения внутри профессионального сообщества и т.д.
Следует сразу определиться с тем, что в данной работе понятия "рынок политического консалтинга" и "рынок политических технологий" используются как синонимичные выражения. Вслед за авторами учебного пособия "Введение в основы политического консалтинга" Соловьевым В. и Прониным А., "политический консалтинг" будет пониматься как "профессиональное консультирование политических акторов по широкому кругу вопросов и проблем социально-политического характера: вопросам политики и власти, экономики, права, СМИ, этноконфессиональным проблемам"[1]. В таком широком понимании политический консалтинг включает в себя три направления: электоральный менеджмент, партийный менеджмент и лоббирование. Таким образом, при исследовании пермского рынка политконсалтинга во внимание автора будут включены эти три его сегмента (электоральный менеджмент, партийный менеджмент и лоббирование). Кроме того, нужно иметь в виду, что на пермском рынке политконсалтинга действуют различные "игроки" (это и консультанты-одиночки, и агентства и т.д.). Поэтому автор выделил три группы "игроков" пермского рынка политических технологий:
|
Пермские агентства, работающие в сфере политических технологий
Пермские политтехнологи-одиночки
"Варяги" - политтехнологи из других регионов. В эту группу входят как иногородние консультанты-одиночки, так и иногородние агентства.
Для решения поставленных задач в данной работе используется институциональный подход. Автор исходит из того, что рынок политконсалтинга подчиняется законам обычного рынка, а его основные "игроки" являются рациональными акторами, которые действуют как бизнес-институты. Исходя из этого, можно предположить, что в связи с изменениями условий на пермском рынке политконсалтинга (в результате политических реформ 2003-2004 гг.) происходит перераспределение рынка.
Гипотезы:
Основным фактором, повлиявшим на трансформацию рынка политконсалтинга в Пермском крае, являются реформы 2003-2004 гг.
В результате этих реформ происходит:
сужение пермского рынка политконсалтинга (за счёт отмены губернаторских выборов и выборов в Государственную Думу РФ по одномандатным округам), на рынке остаются, прежде всего, крупные "игроки" (политконсалтинговые агентства), "средние" же и "мелкие" политтехнологи-одиночки теряют свои позиции.
|
диверсификация рынка политконсалтинга в Пермском крае, то есть изменяется соотношение между его тремя направлениями: электоральным менеджментом, партийным менеджментом и лоббированием - в сторону увеличения доли партийного менеджмента, увеличения доли муниципального политического рынка.
На итоги перераспределения рынка оказало влияние и состояние отдельных игроков на этом рынке (личные качества, отношения с властью, личные связи с политическими деятелями).
Источниковую базу работы составили материалы пермских средств массовой информации, электоральная статистика (сайт Пермской областной избирательной комиссии https://www.perm. izbirkom.ru/, https://www.elect. perm.ru/), сайты политконсалтинговых агентств и отдельных политконсультантов. Из пермских СМИ для анализа были выбраны три наиболее крупных издания: "Новый компаньон", "Бизнес-класс" и "Пермский обозреватель" (выборка осуществлялась за 2000-2009 гг.). В материалах, содержащихся в данных СМИ, представлены помимо всего прочего мнения экспертов, интервью пермских политтехнологов, описан ход избирательных кампаний и состав предвыборных штабов. Поскольку все эти издания в той или иной степени политически ангажированы, то возникает вопрос о валидности данных источников. Однако как уже отмечалось, в данной работе были взяты три разных издания, материалы которых будут сопоставляться. Кроме того, следует отметить, что автора интересуют не столько оценки состояния рынка, сколько данные о его распределении. Помимо этого в данной работе в качестве источника выступают также сайты политконсультантов (в случае, когда таковые сайты имеются), поскольку они могут содержать данные о том, какие компании вел тот или иной политтехнолог. В частности, будут проанализированы следующие интернет-сайты: сайт ОРВИНИТ (https://www.orvinit.ru/main.html), креативного агентства "Майский жук" (https://www.maybeetle.ru/), центра "Социнком" (https://www.socinkom.ru/), рекламных агентств "Площадь круга" (https://www.prkvadrat.com/), "Паритет" (https://www.paritet.org/), "Стиль-МГ" (www.stmg.ru).