«Дни студенческой науки - 2020»
В СамГУПС продолжает работу 47-я научная конференция обучающихся СамГУПС «Дни студенческой науки - 2020». Данная масштабная конференция впервые проходит дистанционно, однако новый формат общения не помешал успешно преодолеть ее экватор. 15 кафедр уже благополучно справились с задачей удаленного общения с молодыми исследователями.
Так на кафедре НТТС 20 апреля состоялось заседание секции «Наземные транспортно-технологические средства». На секции рассматривались вопросы совершенствования механических систем. Студентка группы НТТС-61 Писарева Дарья доложила о совершенствовании методов диагностирования деталей наземных транспортно-технологических средств, студент группы НТТС-81 Филиппов Роман проанализировал инновационные методы снижения вибрации транспортных средств на примере автомобиля, а Жаркин Вячеслав, студент группы НТТС-81, исследовал динамику цистерны с учетом ее неполной наполненности.
Были среди докладчиков те, кого новичками на конференциях назвать сложно. Это Писарева Дарья и Бабажонов Амонбек. Им уже не раз приходилось штурмовать научные вершины и защищать честь вуза на различных конкурсах. А вот Жаркин Вячеслав, Филиппов Роман и Гнеушев Тимур впервые выступали на научной конференции, и их дебют оказался успешным.
Инновационные решения проблем подвижного состава обсуждали в тот же день и на секции «Вагоны». Докладчики делились новыми подходами в решении проблем использования на подвижном составе солнечных батарей в качестве альтернативных источников энергии, разработанным вариантом модернизации досмотровой штанги с видеоустройством, перспективными методами обучения осмотрщиков - ремонтников вагонов и многими другими разработками, которые наверняка найдут применение на профильных предприятиях.
|
Основательной проработкой проектов отличились молодые исследователи кафедры «Локомотивы». Четыре студента и один аспирант представили свои научные разработки членам жюри, роль которых выполняли преподаватели кафедры «Локомотивы».
По итогам выступлений первое место занял студент 4-го курса Чинченко Денис со своей новой системой смазки для дизеля тепловоза, которая позволяет снизить износ трущихся деталей и как следствие повысить надежность силовой установки. Техническое решение Дениса позволит решить сразу несколько проблем, входящих в перечень ТОП-100 проблем сервисного обслуживания локомотивов. Члены жюри выразили надежду, что Денис со своей разработкой будет успешно представлять ВУЗ и на других научных мероприятия, различного уровня.
Научные работы Калмыкова Константина и Сударевой Вероники тоже заслужили много лестных слов жюри. Константин представил своё, уникальное устройство безразборной очистки системы охлаждения дизеля тепловоза и обещал, что, не смотря на самоизоляцию, обязательно оформит и отправит заявку на получение патента.
Вероника показала себя настоящим ученым. Ее результаты моделирования работы тепловоза на различных возобновляемых источниках энергии не оставили равнодушными ни одного из участников видеоконференции. А то, с каким энтузиазмом она докладывала и отвечала на вопросы, заставило чат взорваться овациями в виде смайликов и слов благодарности.
|
Аспирант Бардин Денис явно выделялся своими знаниями и основательным подходом к делу. Так как студенты пока еще не могут соперничать с Денисом на равных, члены жюри послушали работу о переводе дизелей тепловозов на сжиженный природный газ вне конкурса. А недавнему победителю конкурса «УМНИК» пожелали завершить свою экспериментальную часть диссертации с интересными результатами.
По окончанию заседания выступил заведующий кафедрой «Локомотивы» Балакин Андрей Юрьевич, который пожелал всем участникам конференции оптимизма, здоровья и новых научных достижений.
Днем раньше в рамках конференции работала секция на кафедре «Прикладная математика, информатика и информационные системы». На секции с одноименным названием состязались бакалавры и магистры специальности Информационные системы. Участники заседания, а число слушателей видеоконференции доходило до 50, вместе со студенткой группы ИСТб-71 Левуковой Василисой разбирались в современных системах интеллектуальной поддержки пользователей, построенных на базе искусственного интеллекта; с магистрантом группы ИСТм-91 Насибовым Ровшаном убедились в пользе внедрения мобильного приложения с интеллектуальным анализом; с магистрантом группы ИСТм-91 Мехоношиным С.А. вникали в проблему использования статистических данных студента для формирования профессиональных компетенций; со студенткой группы ИСТб-61 Даукуловой А.Д разбирались в вопросах совершенствования системы управления безопасностью движения и методов управления рисками, связанных с безопасностью и надежностью перевозочного процесса. Множество научных проблем удалось обсудить в рамках заседания секции. Компетентное жюри в лице преподавателей кафедры ПМИИС во главе с заведующим кафедрой, доктором технических наук А.А. Тюгашевым и при организационной поддержке модератора секции Кудряшовой Ю.В. выслушало все заявленные доклады и дало молодым исследователям необходимые рекомендации и советы по дальнейшей работе.
|
Не менее интересной была работа секции «Мехатроника, автоматизация и управление на транспорте». Во вступительном слове председатель секции и ее ведущий - заведующий кафедрой, кандидат технических наук Авсиевич А.В. - отметил новый формат проведения конференции по средствам видеосвязи. На заседании секции, продолжавшемся в течение двух часов, было заслушано более 20 докладов участников видеоконференции.
Студенты Кабижский Д.С., Кауров А.А., Пименова В.К. и Эксина С.В. рассказали об исследованиях, проводимых в рамках выполнения выпускных квалификационных работ. Помощь и научное руководство в подготовке материала осуществляли преподаватели кафедры МАУТ: профессор Засов В.А., доценты Гущин А.В. и Припутников А.П.
Наибольший интерес вызвал доклад студентки 3-го курса Антоновой В.В., подготовленный под научным руководством старшего преподавателя кафедры МАУТ Сандлера И.Л. на тему «Имитационное моделирование переходных процессов кругового интерполятора на базе следящего электропривода с асинхронным двигателем».
Более высоким научным уровнем отличались доклады магистрантов Анохина Н.С., Давлетшиной А.И., Михайловой А.Н., и Шахбанова Т.Г., которые продолжают свои исследования, начатые во время учебы на бакалавриате под руководством профессора Засова В.А., доцентов Авсиевича А.В. и Иванова Д.В. Все доклады сопровождались содержательными презентациями.
Секция «Электротехника», прошедшая 22 апреля, порадовала всех присутствующих позитивной интеллигентно - интеллектуальной атмосферой. Приветствовал участников заседания заведующий кафедрой, доктор технических наук, профессор Е.М. Тарасов. Модератором и ведущим заседания стал доцент кафедры Н.С. Шорохов. Уровень докладов был высоким, о чем свидетельствовали комментарии в чате. Заинтересованность аудитории была видна по количеству слушателей, подключившихся во время трансляции к работе секций и заданным в чате многочисленным вопросам.
Глубокие знания в области «Электротехники» и «Автоматики и телемеханики» продемонстрировала студентка группы ОД-52 Тарасова Анна, выступившая с докладом «Разработка интеллектуальной системы управления переездной сигнализацией с контролем координаты и скорости поезда». Ей жюри присудило первое место.
Второе место занял Бредун Илья (группа ОД-73). Его доклад на актуальную тему «Защита солнечных панелей от пыли за счет электростатического поля» вызвал большой интерес слушателей.
Немало положительных откликов получил доклад «Пример автоматизации стрелочного перевода для трамвайных путей г.о. Самара в рамках реализации технологии беспилотного трамвая» Дорош Василия (гр.ОД-72). Он удостоен третьего места.
Решение научных вопросов молодые исследователи искали вместе со своими наставниками – научными руководителями: профессором Е.М. Тарасовым, доцентами Н.С. Шороховы и А.А. Ионовым.
Жюри отметило хорошую организацию секции конференции, а также актуальность и высокий научный уровень большинства докладов. Кроме того, все участники показали интерес к научным исследованиям и глубокое знание материала.
Председатель секции доцент Шорохов Н.С. посоветовал молодым исследователям не сбавлять темпы научной работы и пользоваться возможностью публичных выступлений. Заведующий кафедрой Е.М. Тарасов рекомендовал студентам младших курсов накапливать опыт: учиться грамотно выражать свои мысли в письменной и устной формах, структурировать знания и оформлять их в виде научных статей и других работ. В заключение Евгений Михайлович высказал слова благодарности организаторам 47-ой научной конференции обучающихся за грамотную и кропотливую работу в условиях дистанционного формата общения.
Приятно удивила своим высоким представительством традиционно работающая в рамках студенческой научной конференции секция «Электрический транспорт». В работе секции приняло участие не только руководство вуза в лице ректора И.К. Андрончева и проректора А.А. Булатова, но и представители производственной сферы. Среди них работники ОАО «РЖД»: заместитель главного инженера Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» по Самарскому региону Викулин В.О. и начальник топливно-энергетического центра КБШжд Карпов П.А. Практически все преподаватели кафедры и многие обучающиеся факультета ПСиПМ стали участниками работы секции. Число подключившихся к трансляции слушателей доходило до 45.
Приветствие ректора вуза И.К. Андрончева воодушевило всех участников заседания. Старт началу работы секции «Электрический транспорт» дал заведующий кафедрой Шепелин П.В.
В ходе заседания было заслушано девять докладов обучающихся. Все доклады были восприняты с большим интересом. Глубокой проработкой вопроса о беспилотном управлении пассажирским поездом в ближайшей перспективе отличился студент Петров Д.В. (научный руководитель преподаватель Лаухин Ф.М), незаурядные знания проблемы совершенствования ремонта колесных пар с использованием цифровых технологий показал студент Абламонов Н.А. (научный руководитель доцент Капранов Н.Н.), а нестандартным подходом к теме электробезопасности при стендовых испытаниях электродвигателей поделился студент Кузнецов О.С. (научный руководитель доцент Лысак Е.А.).
Авторитетный состав слушателей наложил особую ответственность на докладчиков, но все они справились с поставленными задачами и волнением, которое чувствовалось при обсуждении многочисленных вопросов, заданных в чате.
Четкая организация секции во многом стала возможной благодаря большой подготовительной работе доцента кафедры Курмановой Л.С., выступившей модератором мероприятия.
Организаторы секции особо отметили факт приобретения положительного опыта дистанционного участия в научной конференции как обучающимися, так и сотрудниками кафедры.
Творческий подход к научной работе со студентами очередной раз продемонстрировала секция «Автоматика, телемеханика, связь и метрология на железнодорожном транспорте», открывшаяся 22 апреля на кафедре АТС. Большую роль в этом играет доцент кафедры Исайчева А.Г. Именно благодаря ее организаторской активности и бережному отношению к начинающим исследователям подготовка к научным конференция на кафедре стала системным процессом. Отработан алгоритм преемственности поколений, когда студенты старшекурсники выступают в роли наставников для начинающих исследователей младших курсов. Основная цель активно работающего СНО факультета СОДП - это выявление талантливой молодежи с самого начала обучения в вузе и вовлечение в творческую работу в научных кружках. Этот подход приносит свои плоды. Основное направление работы – запросы на инновации Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД». О результатах исследований в научных кружках студенты докладывали на секции «Автоматика, телемеханика, связь и метрология на железнодорожном транспорте» и на этот раз.
Первое место разделили студенты 5 курса Дмитрий Шашин и Илья Яшин, принимающие участие в инновационной разработке кафедры «Система технической диагностики и мониторинга, сигнализирующего о наличии асимметрии тягового тока в рельсовой линии (ИК-СТДМ)». Их докладу на секции предшествовала большая творческая работа. Лабораторные исследования зачастую длились до позднего вечера, напольные измерения приходилось проводить в сильный мороз. Даже карантин не стал помехой для работы. Ребята самостоятельно продолжают вести исследования, вовлекая в творческий процесс родителей и производственников с Арзамасской дистанции. Результаты исследований молодые ученые обязательно опубликуют в сборнике материалов конференции.
Активные участники СНО Василий Дорош и Данил Десятков стали вторыми. В своей работе ребята анализировали влияние высокочастотных гармонических составляющих тягового тока на работу рельсовых цепей на перегонах Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».
Третье место жюри разделило между студентами, которые также продолжительное время работают над темой из инновационных запросов Куйбышевской магистрали – это Сергей Походай (4 курс), Илья Бредун (3 курс), Вадим Недежкин (4 курс) и Светлана Герцог (2 курс). Ребята собственными силами создают учебно-лабораторный макет визуализации работы устройств СЦБ.
Систематизировать материалы, обобщить их в лаконичный доклад помогала выступающим студентка 5 курса Дронина Дарья, ранее неоднократно участвовавшая в различных научных мероприятиях. Ее опыт выступлений на конференциях пригодился новичкам.
Неоценимую помощь при организации заседания секции и предшествующей ей подготовительной работе оказали преподаватели факультета: декан СОДП Тепляков В.Б., доценты Исайчева А.Г., Юсупов Р.Р., Смирнова Л.Б. и старейший сотрудник кафедры, самый опытный и мудрый наставник молодежи – профессор Леушин В.Б.
До конца апреля в вузе будут работать еще ряд секций, на которых будет много интересных выступлений и горячих споров, а каждый из нас сможет стать непосредственным участником этого захватывающего действа, не выходя из дома. Ведь формат ВКС позволил практически без ограничений присутствовать на всех заседаниях, запланированных в рамках 47-ой научной конференции обучающихся СамГУПС «Дни студенческой науки - 2020».
Пожелаем всем ребятам успешной научной и инженерной карьеры!
Малейкина Н.Н.,
начальник отдела НИРО СамГУПС