Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха




Горобинская В.Н.

Воронько О.И.

Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Послушайте, как дышит ребёнок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли ребёнку держать рот открытым. Ведь для того чтобы можно было легко произнести развёрнутую фразу достаточно выразительно, с правильной интонацией, нужно владеть плавным, достаточно продолжительным выдохом через рот. При обыкновенном физиологическом дыхании вдох и выдох чередуются непрерывно.

Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению A. Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.

Дошкольникам и младшим школьникам с речевыми нарушениями, прежде всего, необходимо развивать объем легких, формировать диафрагмально - релаксационный тип дыхания. Приближение этих показателей к норме позволяет перейти к развитию речевого дыхания, т.к. диафрагмально - релаксационный тип дыхания является базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.

В играх и упражнениях на развитие дыхания формируется длительный, сильный, направленный выдох. Дыхательные мышцы тренируются со звуком и без него. Без звука хорошо тренируются мышцы во всех упражнениях, рассчитанных на укрепление и развитие гигиенического дыхания. При смысловой и эмоциональной речи организация работы дыхательных мышц весьма многообразна. В связи с этим мы развиваем разнообразные комбинации вдохов и выдохов. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

 

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха

Лети, бабочка!

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 1 яркая бумажная бабочка, утяжеленная магнитом.

Ход игры: К бабочке привязывается нитка длиной 20-40 см. Нитка натягивается так, чтобы бабочка висела на уровне лица сидящего ребенка.

Ребенок дует на бабочку. Необходимо следить, чтобы ребенок сидел прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

 

 

Снег идет. Варежка.

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: Варежка, кусочки ваты.

Ход игры: Педагог раскладывает на столе варежки и кусочки ваты, напоминает детям про зиму.

Сдувание снежинки с ладошки: глубокий вдох и длительный плавный направленный выдох. Ладошку держать прямо.

Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.

 

 

Вертушка

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: игрушка-вертушка.
Ход игры: Покажите ребенку вертушку. Затем предложите подуть на нее самостоятельно. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: