ВВЕДЕНИЕ
Социальная жизнь человека начинается с осознания (знания, оценки, мотивов) окружающих его реалий, выработки установок и претворения их на практике с учетом тех объективных условий глобального и конкретного характера, в которых функционируют сознание и поведение людей. Кроме того, человек при помощи своего сознания и его реализации во всех сферах общественной жизни развивается как родовое, общественное существо. Поэтому социология, исследуя общественные процессы и явления, ставит в центр своего внимания человека, его сознание, отношение к общественным изменениям не только как индивида, но и как члена определенной общественной группы, социального слоя, института.
С первых дней своего существования человек включен в социальное взаимодействие. Человек не только воспринимает социальный опыт и овладевает им, но и активно преобразует его в собственные ценности, установки, позиции, ориентации, в собственное видение общественных отношений. При этом личность субъективно включается в разнообразные социальные связи, в исполнение различных ролевых функций и осваивает определенные статусы.
Для раскрытия таких социологических понятий как статус и роли личности необходимо рассмотреть процесс социализации личности.
СУЩНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Социализация личности – это двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания им систем социальных связей и отношений, в которых он развивается, – с другой. Становление и развитие личности, как процесс приобретения социального опыта и его наращивания, приумножения, могут быть представлены двумя условными этапами. Первый, этап общей социализации личности, состоит в формировании и закреплении основных социальных и психологических ценностей человека: трудовых, нравственных, эстетических, политических, правовых, экологических, семейно-бытовых и т.д. Второй, этап профессиональной социализации личности, осуществляется в процессе освоения человеком той или иной профессии, специальности.
|
Усвоение социального опыта всегда субъективно. В процессе социализации личность стремится достигнуть гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности, обрести свою индивидуальность. Но чаще всего это происходит сложным и противоречивым образом. Социализация не завершается, когда человек становится взрослым, она не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной.
Первичная стадия социализации (по Фрейду) включает в себя:
- оральную (от рождения до двух лет), во время которой мир ребенка сосредоточен вокруг рта;
- анальную (от двух до трех лет), на протяжении которой ребенку прививают навыки туалета;
- фаллическую (от четырех до пяти лет), когда у детей впервые появляется симпатия к родителям противоположного пола. Дети, успешно преодолевшие данную стадию, начинают идентифицировать себя с родителями.
Решающее значение на этой стадии имеют процессы познания ребенком социальных ролей и овладения ими в игровой деятельности, упражнения его в самоидентификации, возникающая и закрепляющаяся у него система ожиданий и характер их удовлетворения. Фрейд утверждал, что основные личностные характеристики формирует первичная социализация.
|
На первичной стадии социализации важнейшая роль принадлежит семье, так как именно здесь человек получает первые элементарные сведения, закладывающие основы сознания и поведения. Уничижение роли семьи и перекладывание ответственности за воспитание будущего гражданина на детское дошкольное учреждение, школу может в последствии обернуться как потерями нравственного порядка, так и крупными издержками в трудовой и общественной жизни человека.
Второй этап, маргинальная социализация, социализация подростка, связан как с физическими особенностями переходного возраста, так и с переходом от детскости к взрослости, который, главным образом, выражается в самоутверждении личности, групповой идентичности. На данном этапе мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации – печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.
Третий этап, устойчивая социализация, совпадает с освоением личностью определенных статусов, широкого спектра социальных ролей, которые подробно будут рассмотрены далее в реферате. Данная стадия связана со стабильным положением человека в обществе или в какой-либо общности. Она свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности, ее социальной идентичности.
Последняя стадия социализации сопряжена с утратой статуса, ряда ролей, что может быть связано с выходом человека на пенсию, утратой близких, смысла жизни, необратимыми процессами старения организма, чувством одиночества и ненужности. Все отрицательное этого периода во многом компенсируется любовью к внукам, которая придает жизни смысл, создает ощущение полезности, повторения прожитого.
|
Подводя итог вышеизложенному можно сказать, что главным критерием социализированности личности выступает уровень ее независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности и инициативности. Главной целью адаптации личности является самореализация, развитие способностей личности для успешного превращения в самодостаточный социальной организм. В противном случае процесс социализации лишается гуманистического смысла и становится инструментом психологического насилия, направленного не на личностный рост и не на достижение единственной в своем роде индивидуальности, а на унификацию, стратификацию, нивелировку "Я". Таким образом, социализация во многом обеспечивает приобщение личности к обществу, позволяет ей накапливать опыт социального поведения, играть определенные роли и занимать определенные статусы.
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС
Статус социальный – позиция личности в социальной системе, связанная с принадлежностью к социальной группе. Термин "статус", позаимствованный из правоведения, в социологический оборот ввел английский социолог Г.Д. Мейн.
Человек в социальной системе занимает, как правило, несколько позиций одновременно. В социологии различают статусы приписанные (прирожденные) и достигнутые (приобретенные). Приписанный статус человек получает автоматически – по этническому происхождению, месту рождения, положению семьи, то есть вне зависимости от личных усилий (дочь, бурятка, волжанка, аристократка). Достигнутый статус приобретается усилиями самого человека с помощью тех или иных социальных групп – семьи, бригады, партии и т.д. (писатель, студент, супруг, офицер, лауреат, директор, депутат). Совокупность всех статусов называют статусным набором. Главный статус, определяющий положение личности в обществе, называется интегральным.
Положение в обществе предопределяет главный статус, в основе которого, как правило, лежат должность, профессия. Профессия служит наиболее используемым показателем статусной позиции – вид работы определяет такие "статусные ресурсы" человека, как авторитет, престиж, власть. Иерархия социального статуса фиксируется понятием социального престижа. Престиж отражает значимость той или иной позиции в обществе и социальной общности, группе (престижными могут быть профессии, должности, виды деятельности). Престиж выступает возбудителем желаний, намерений, действий человека. Престиж оценки – регулятором поведения людей, что определяет профессиональную занятость, социальные перемещения, структуру потребления и т.п.
Многие социологи, анализируя развитие общества, заключают, что в современных условиях возрастает престиж коммерческой деятельности, тогда как престиж профессии инженера, врача, учителя несколько снижается, падает и престиж высшего образования, что может в будущем пагубно отразиться на развитии общества. В России в 1990-е годы в число ведущего статуса также стало выдвигаться богатство человека, владение собственностью и финансовыми ресурсами, возможность "красиво жить". Значительная часть молодежи стала рассматривать получение специальности как элемент или ступень в достижении значительного материального достатка.
В этой связи следует отметить значение реальной стартовой позиции индивида, которая влияет на его оценку общества, дает определенную точку зрения на мир, которая во многом определяет дальнейшее поведение. Выходцы из семей с различными социальными статусами имеют неравные условия социализации, неодинаковые возможности для получения образования. Одни люди имеют большие возможности, а другим пути закрыты с самого рождения.
Весь социальный статус личности, которым обладает конкретный человек, существенный образом влияет на его личный статус, характеризует положение человека в первичной ячейке общества в зависимости от того, как оценивается человек. Тем не менее, в личном статусе находится отражение и сугубо личных черт конкретного человека, его авторитета, т.е. степени признания общностью людей личных и деловых качеств. В границах любого социального статуса человек может себя реализовать: например, проявить себя с положительной стороны в любой социальной деятельности (дворника, инженера, педагога и т.п.), в то же время с отрицательной стороны в негативной деятельности.
Важной характеристикой каждого из статусов являются спектр и свобода выбора иных статусов. Всякое индивидуальное решение относительно собственной судьбы заключается в постоянном выборе способов преодоления конкретного социального неравенства и в желании иметь соответствующие условия, обеспечивающие его конкурентоспособность в жизни.
Социальный статус, обеспечивая определенные права и возможности, ко многому обязывает. С помощью статусов упорядочиваются, регламентируются отношения между людьми. Социальные статусы отражаются как во внешнем поведении и облике (одежда, жаргон, манеры), так и во внутренней позиции личности (установки, ценностные ориентации, мотивы). Каждый статус требует и дает людям возможность достижения социальных ожиданий людей или их модификации, если не создает условий реализации данных ожиданий. По Ф. Знанецкому социолог должен брать человеческого индивида не только так, как о "действительно есть" органически и психологически, но как он "сделан" другими и самим собой в их и его собственном опыте социальной жизни. С социологической точки зрения в индивиде первичны его социальная позиция и функция. Органические и психологически особенности индивида есть просто материал, из которого в процессе образования и самообразования формируется социальная личность.
РОЛЕВАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
Понятие "социальная роль"
Социальная роль – соответствие принятым нормам способов поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Термин "роль" впервые был введен в 1934 году Дж. Мидом как результат творческого исследовательского процесса взаимодействия. Не соглашаясь с идеей восприятия ролей как результата и характерных форм взаимодействия. Р. Линтон толкует роль как распоряжения, характерных для определенных позиций. При таком подходе понятие "роль" становится синонимом понятия "культура", "норма".
Понятие "социальная роль" является центральной категорией теории структурно-функционального анализа (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.). Структура социальной роли включает, во-первых, объективную основу роли (социальное содержание, каркас и типовые формы ролевого поведения), а во-вторых, субъективный стиль исполнения роли (ее образ, ролевой идеал, ролевой автопортрет, отношение к себе как к исполнителю).
Объективная основа роли имеет два сущностных измерения – функциональный (права и обязанности, уровень ответственности) и целевой (направление, конечная цель и задание ролевого действия, что составляет ролевой сюжет).
Личное отношение к роли может быть ясным или противоречивым, варьировать от одобрения до осуждения, от полной самоидентификации личности с ролью до полного отчуждения от нее. Кроме позитивной или негативной направленности, личное отношение к роли характеризуется интенсивностью, своеобразной напряженностью мотивации, что побуждает личность к нескольким ролям. Именно через стиль исполнения роли ее объективная основа проектируется в плоскость реального поведения.