Освоение ролей как составляющая социализации личности




 

Освоение социальных ролей – это важное составляющая процесса социализации личности, обязательное условие врастания в общество людей себе подобных. Осваивая социальные роли, человек осваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль.

Освоение ролей происходит в процессе социализации, причем число их постоянно увеличивается. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяется как ролевой набор.

В раннем детстве человек выполняет одну роль – ребенка, которому прививают определенные правила игры. Затем к ней добавляется роль воспитанника детского сада и члена первичной социальной группы по совместной игре, времяпровождению, отдыху и т.д. В дальнейшем ребенок выполняет роль учащегося, члена молодежной группы, участника общественных действий (общественных организаций), члена различных групп по интересам.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей, возможен ролевой конфликт: родители и сверстники ожидают различного поведения от подростка, а он, выполняя роли сына и приятеля, не может одновременно соответствовать их ожиданиям. Еще чаще этот конфликт – несовпадение ролей – сопровождает жизнь взрослого человека. Роль семьянина требует согласования его поведения с ролью гражданина, с ролью работника конкретной производственной организации.

 

Социальные роли личности

 

Социальная роль – это совокупность требований общества к людям, которые занимают определенные социальные позиции. Это требование в виде указаний, желаний, ожиданий определенного поведения, что регламентируется в конкретных социальных нормах. Социальная роль определяется, главным образом, существующими ожиданиями других людей относительно позиций, а не их собственными индивидуальными характеристиками.

Между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает полного совпадения. Качество исполнения роли зависит от множества условий, в числе которых решающее значение имеет соответствие роли потребностям и интересам личности.

Социальная роль может не одобряться обществом (например, роль преступника). При этом одобряется или не одобряется не конкретная личность, а вид специальной деятельности. Следовательно, указывая на роль, общество относит человека к определенной социальной группе, идентифицирует его с группой.

Как член общества, разнообразных групп, организаций, занимая в них определенное место или позицию, выполняя присущие этим позициям функции, индивид тем самым воплощает социальные роли отца, ученого, депутата, предпринимателя и т.д. Социальные роли выступают теми единицами, на основе которых строятся различные социальные институты.

Различают социальные роли, обусловленные местом индивида в системе объективных социальных отношений:

- роли, четко ограниченные в пространстве и времени (школьник, студент и т.д.);

- роли, размытые и неопределенные (членство в общественных организациях, в группах по интересам и т.д.);

- роли, длительные по времени действия (отцовство, материнство, работник на протяжении всей трудовой жизни и т.д.);

- роли, требующие соблюдения строго установленных правил (солдат, член производственной организации и т.д.);

- роли, с произвольно установленными требованиями (член музыкального клуба и т.д.);

- роли, ориентированные на получение личной выгоды (владелец частной собственности и т.д.);

- роли, ориентированные на общественные и социальные интересы (член политической партии, член кооператива и т.д.);

- роли активные, выполняемые в данный момент;

- роли латентные, не проявляющиеся в данной ситуации.

Отдельно перечислим специфические роли членов малой группы, способствующие повышению или снижению эффективности группы. Роли, исполняемые членами группы, зависят от их личности, а также от требований и нужд группы:

- роли, обеспечивающие решение поставленной задачи ("сообщающие информацию", "воспринимающие информацию" или точку зрения, "аналитики");

- поддерживающие роли ("сторонник", "снимающий напряжение", "гармонизатор", "переводчик");

- процедурные роли ("диспетчер", "протоколист", "хранитель");

- эгоцентрические роли ("агрессор", "шутник", "отсутствующий", "монополист").

 

Межличностные роли

 

Как общество не существует в виде самостоятельного "лица" вне составляющих его личностей, так и взаимодействие и психологические отношения не могут проявляться вне их реального восприятия людьми, влияния их друг на друга и общения между ними.

Психологические отношения, как результат непосредственных контактов между конкретными людьми, которые наделены определенными особенностями, способны выражать свои симпатии и антипатии, осознавать и переживать их, насыщены эмоциями и чувствами, т.е. переживанием и выражением индивидами или группами своего отношения к взаимодействию с другими конкретными людьми и группами. Психологические отношения полностью персонифицированы, так как носят сугубо личностный характер. Их содержание и специфика зависят от конкретных людей, между которыми они возникают, наполняются и определяются ими.

Рассмотрим межличностные роли, определяющиеся местом индивида в системе межличностных отношений на примере малой группы. Как правило, в группе выделяют:

- социометрических "звезд", которыми являются наиболее предпочитаемые члены группы, стоящие на вершине иерархии;

- высокостатусных, среднестатусных и низкостатусных индивидов;

- изолированных членов группы;

- членов группы, которыми пренебрегают;

- отверженных членов группы ("изгоев").

Социометрический статус члена группы – величина устойчивая, имеет тенденцию не только сохраняться в данной конкретной группе, но и переходить с человеком в другую группу. Человек привыкает выполнять роли, предписываемые ему его постоянным статусным положением. В поведении закрепляются определенные привычные формы реагирования на слова и поступки других. Мимика, позы, жесты и прочие невербальные реакции тоже "подстраиваются" под определенную роль.

Вместе с тем сточки зрения развития личности человеку целесообразно периодически "менять" свой статус, что позволяет приобретать большую социальную гибкость, тем самым, вырабатывая более приспособленные к реальности межличностных отношений и более разнообразные формы социального поведения, что обеспечивает меньшую степень его конфликтности в малой группе.

Руководитель всегда выступает официальным лицом, реализующим функции управления в малой группе. Для него свойственно:

- формально-правовой аспект его власти в группе;

- ряд психологических фактов, определяющих меру его авторитетности (организаторский и мотивационный потенциал, ценностная привлекательность личности руководителя для членов группы, стиль управления).

Лидер – лицо, завоевавшее авторитет и право влиять на других членов группы. Он является порождением структуры взаимоотношений данной конкретной общности. Эта структура определяется целями группы, ценностями и нормами, в ней функционирующими. В результате выдвигается конкретный лидер. Он как бы олицетворяет систему предпочитаемых другими людьми целей и ценностей, выступает их непосредственным проводником в жизнь. За ним признается право вести за собой других членов, быть последней инстанцией в оценке различных новых ситуаций и обстоятельств. Лидеры мастерски умеют выслушивать группу, они настраиваются на то, что нужно группе в данное время. Основываясь на услышанном, лидеры приспосабливают свое поведение к ситуации и влияют на поведение группы, чтобы она вела себя так, чтобы это способствовало выполнению задачи. Вот несколько существенных лидерских качеств:

- активное участие в дискуссиях;

- владение информацией, подготовленность;

- внимательность к идеям и взглядам других;

- избегание чрезмерно жесткого настаивания на своих взглядах;

- активное влияние на понимание проблемы.

Идеальную модель лидерского поведения представляют собой политические лидеры: у них высокая мотивация лидерства, потребности в достижении цели. Большинство из них обладают четко выраженными психологическими качествами лидеров. Более того, конкретные группы людей выразили свое согласие признать их лидерами. Они коммуникабельны, стремятся к разнообразным контактам. Они создают себе определенный имидж, известны широким массам. Ссылки на их опыт вызывают живые и впечатляющие ассоциации.

Актив – наиболее предпочитаемые и высокостатусные члены группы. Они являются проводниками политики, ценностей и задач группы, выступают опорой руководителей и лидеров, отличаются большой продуктивностью межличностного общения и большой сплоченностью.

Пассивные члены – изолированные индивиды, кем пренебрегают, отверженные, которые находятся на совершенно особом положении и которых все воспринимают безразлично или же, наоборот, проявляют особую антипатию.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Социальная роль, которую выполняет человек, весьма значительна в его жизни, в его умении эффективно функционировать в рамках общества. По Э.Фромму: "Человек продает не только товары, но продает самого себя и ощущает себя товаром… И как со всяким товаром рынок решает, сколько стоят те или иные человеческие качества, и даже определяет само их существование. Если качества, которые может предложить человек, не пользуются спросом, то у него нет вообще никаких качеств…". Вот почему деятельность следует рассматривать с социальных позиций, проявляющихся в стремлении человека реализовать себя как личность как в соответствии с ее социальным статусом, так и с социальной ролью.

Однако наряду с созидательной деятельностью человека в его социализации огромную роль занимает и его духовная составляющая. Какие бы человек ни имел статусы и ни выполнял бы социальные роли, его возвышают лишь уровень культуры, богатство и глубина его духовного мира, степень развитости гуманизма, милосердия и уважения к другим людям.

 


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. – 320 с.

2. Кондрашов В.А., Чекалов Д.А., Копорулина В.Н. Новейший философский словарь. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 672 с.

3. Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 448 с.

4. Подольская Е.А., Погорелый Д.Е., Лихвар В.Д. Словарь общественных наук. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 475 с.

5. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 527 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: