УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
для студентов всех форм обучения
направление подготовки 44.03.02
Психолого-педагогическое образование
профилей подготовки «Психология образования»,
«Психология и педагогика дошкольного образования»
«Психология и социальная педагогика»
Екатеринбург
РГППУ
Учебно-методический комплекс дисциплины «Образовательные программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста ». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 31 с.
Настоящий учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.
Автор: | старший преподаватель кафедры психологии образования и профессионального развития | И.А. Курочкина |
Рецензент: | кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии управления УрГПУ | А.А. Печеркина |
Одобрен на заседании кафедры психологии образования и профессионального развития. Протокол от «14» апреля 2016 г. № 16.
Заведующий кафедрой психологии образования и профессионального развития | Э.Ф. Зеер |
Рекомендован к печати методической комиссией Института психолого-педагогического образования РГППУ. Протокол от «29» апреля 2016 г. № 8.
Председатель методической комиссии Института ППО | В.В. Пузырев | |
Директор Института ППО | И.И. Хасанова | |
Зам. директора НБ | Е.Н. Билева |
© ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016
|
© Курочкина И.А., 2016 |
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Образовательные программы для дошкольного и младшего школьного возраста» направлена на формирование профессиональных компетенций бакалавра в области психолого-педагогического образования.
Содержание дисциплины предполагает рассмотрение следующих аспектов: общая характеристика психолого-педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении; профессиональная деятельность и личность психолога в системе образования; требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности психолога в образовании; подготовка, профессиональное становление и развитие личности профессионала.
Профессия психолог в образовании является не только одной из самых гуманных, но и требует от личности человека ориентации на общечеловеческие ценности, способность к эмпатии, толерантности в профессионально-педагогическом общении, наличие устойчивых профессиональных мотивов и предпочтений.
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Образовательные программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста» является овладение основными образовательными программами, технологиями, методами и способами организации образовательной и развивающей среды, способствующей раскрытию интеллектуального и личностного потенциала ребенка на основе сформированных представлений об основных закономерностях и индивидуальных особенностях психического развития детей в дошкольный и младший школьный период.
|
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ОПОП ВО БАКАЛАВРИАТА
Дисциплина «Образовательные программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста» относится к базовой части Профессионального цикла дисциплин ОПОП ВО бакалавриата и включена в Модуль 4: Психология и педагогика развития детей и подростков.
Данная дисциплина читается студентам на третьем курсе в пятом семестре. При изучении дисциплины актуализируются и получают свое дальнейшее развитие компетенции, формируемые в ранее изученных дисциплинах этого же цикла базовой его части «Общая психология», «Психология развития», «Анатомия и возрастная физиология», «Психолого-педагогическая диагностика», «Социальная психология», «Социальная педагогика», «Педагогическая психология», «Психология детей младшего школьного возраста», «Психология дошкольного возраста».
Указанные дисциплины формируют у студентов базовые представления о возрастном развитии человека, дифференцируются и систематизируются знания о физиологических закономерностях онтогенеза человека, закономерностях межличностного взаимодействия, поведения детей в группе и совместной деятельности.
Дисциплины «Общая психология», «Анатомия и возрастная физиология», «Психология развития», формируют способность учитывать общие и специфические закономерности индивидуального психофизического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях.
|
Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика» формирует готовность использовать методики диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов: готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи: способность осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики.
Дисциплина «Педагогическая психология» формирует готовность использовать знания различных теорий обучения, воспитания, развития детей; способность организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития.
Дисциплины «Социальная психология», «Социальная педагогика» формируют способность организовывать совместную деятельность и межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды.
Особую значимость для освоения дисциплины «Образовательные программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста» имеют дисциплины «Психология дошкольного возраста», «Психология младшего школьного возраста», которые актуализируют особенности строения психики и закономерности ее развития в период онтогенетического развития ребенка. Варианты и особенности развития дошкольника при различных видах дизонтогенеза; основные факторы, определяющие полноценное развитие ребенка на этапе дошкольного детства.
Воспитательной целью данной дисциплины является создание благоприятных условий для развития профессионально важных качеств личности, компетенций психолога, работающего в образовательных учреждениях.