Примерные проблемы реализации развивающего потенциала игровых педагогических технологий
Педагоги ОУ владеют игровыми технологиями, но их применение в повседневной жизни группы не системно, от случая к случаю.
Игра в образовательном процессе учреждения подчас носит прикладной характер, а не является формой организации жизни ребенка-дошкольника.
В режиме дня ДОУ после сокращения графика работы и введения платных образовательных услуг уменьшилось время на свободную игру детей.
Проявляется скудность спонтанной игры дошкольников вследствие нарушения механизма передачи игрового опыта в детских сообществах.
Примерная циклограмма
Организации различных видов игр в современной деятельности педагога с детьми с учетом возраста и особенностей самих игр
Таблица 1
Ранний возраст | Дошкольные группы | |||
1 половина дня | 2 половина дня | 1 половина дня | 2 половина дня | |
Игры с правилами | Творческие игры | Игры с правилами | Творческие игры | |
ПН | Подвижные игры малой подвижности, пальчиковые игры | Игры с сюжетными игрушками (процессуальные отобразительн.) | Подвижные игры малой подвижности, коммуникативн. игры | Сюжетно-ролевые игры |
ВТ | Дидактические игры, в т.ч., игры с составными дидактическ. игрушками | Игры-имитации, игры-диалоги, игры-драматизации | Дидактические, сюжетно-дидактические игры | Режиссерские игры, игры фантазирования |
СР | Развивающие интеллектуальные игры | Музыкальные игры, игры-превращения | Развивающие интеллектуальн. игры | Театрализованн. игры |
ЧТ | Игры-экспериментирование | Хороводные игры, в т.ч. народные | Игры-экспериментиров. | Музыкальные, народные игры, в т.ч. с пением |
ПТ | Игры со строительным материалом | Игры-забавы | Строительно- конструктивные игры | Игры-развлечения (аттракционы) |
На прогулке:
|
Группы детей раннего возраста | Дошкольные группы |
Ø Подвижные игры: сюжетные, бессюжетные, хороводные, в т.ч. народные Ø Игры с песком и водой Ø Дидактические, сюжетно-дидактические игры Ø Игры с сюжетными игрушками (процессуальные, отобразительные) Ø Игры-имитации Ø Игры-забавы | Ø Подвижные игры: сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта, хороводные, в т.ч. народные; игры-соревнования (5-7 лет) Ø Игры-развлечения (аттракционы) Ø Игшры с песком, водой, бросовым материалом Ø Игры-имитации, коммуникативные игры Ø Дидактические, сюжетно-дидактические игры Ø Сюжетно-ролевые игры |
НОД с детьми в разных возрастных группах
Организуемая в разных видах игр
Таблица 2
№ | Виды игр | Алгоритм организации, характеристика игры | Адресность |
1. | Игра- превращение | Эмоциональное обозначение роли педагогом с использованием имитации, потешек, песенок, загадок, стихов Раскрытие образа, характерных черт, с учетом последующей детской деятельности Мотивация детей к превращению через «сказочную формулу», «зовущие слова» Уточнение принятия роли детьми через обращение и игру-имитацию Интересная увлекательная детская деятельность (двигательная, продуктивная, познавательная и т.д.) Завершение игры | Преимущественно группы раннего и младшего дошкольного возраста |
2. | Дидактическая игра | Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическими материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняется знания и представления детей и них) Объяснение хода и правил игры (что они запрещают, разрешают, предписывают). Показ игровых действий Определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра Подведение итогов (анализ результата) | Все возрастные группы |
3. | Сюжетно-дидактическая игра | Создание проблемно-игровой ситуации Совместное обсуждение способов помощи (решение проблемы) Выполнение игровых (практических, продуктивных) действий Подведение итогов (анализ результата) | Все возрастные группы |
4. | Игра- путешествие | Имеет сходство со сказкой, ее развитие, чудесами Постановка игровой задачи через «зовущие слова», вызывающие интерес и активность детей Обсуждение способов ее решения Путешествие с опорой на «карту» (наличие обязательного маршрута путешествия) Поэтапное решение задач – остановка в процессе маршрута предполагают организацию различных видов детской деятельности (познавательной, продуктивной, речевой и др.) | Все возрастные группы |
5. | Игра по станциям (маршрутная игра) | Прохождение команд по индивидуальному маршруту (ИМ) по станциям, выполняя задания разной направленности. ИМ указывается в маршрутном листке. Сказочные или игровые персонажи на каждой станции оценивают то, как дети справились с заданиями. Игровые станции – участки (реже групповые помещения) детского сада. Каждой станции присваивается название, в отдельных случаях эмблема, игровой персонаж. Количество станций – 5-7. Возможные виды деятельности на станциях: конкурс, подвижная игра, забава, опыт, аттракцион и т.д. | Средний, старший дошкольный возраст |
6. | Игра-фантазирование | Ее основа – литературный опыт детей (чаще сказки), который преобразуется в ходе игры на основе приемов развития воображения: -приписывание известному герою неожиданных характеристик; - сочинение историй по заданным условиям: модели, мнемотаблице, иллюстрации. Игра протекает, как правило, в речевом плане, изобразительных действиях и движении | Старший дошкольный возраст |
Примерное перспективное планирование подвижных игр
|
|
в группах раннего возраста
Таблица 3