Лет 200-300 назад ученые тратили недели и месяцы на поиски первоисточников для освещения специальных вопросов. В наше время в условиях обычной библиотеки это дело минут. Многие студенты упорно избегают обращаться к услугам библиотеки. Одна из причин в том, что они не умеют пользоваться ею. Однако каждый обучающийся искусству речи обязан предвидеть, насколько необходимо умение запасаться нужными сведениями по многим вопросам, и потому должен уделить некоторое время изучению способов, как находить нужную информацию. Приводимые ниже указания следует хорошо усвоить и применять.
1. Картотека. Все книги, как и многие бюллетени, занесены в картотеку. Книгу отыскивают по имени автора, по ее названию или содержанию. Если нельзя найти пособие в соответствии с точным названием темы, нужно поискать его под однородным заголовком с возможно более широким охватом. Многие карточки с обозначением содержания направят читателя к входящим в это содержание темам.
Карточка «Праздники», например, отошлет его к названиям «Новый год», «8 марта» и т. д. Просматривать картотеку следует до тех пор, пока не получишь ясного представления о книге: год издания, издательство, содержание и т. д. По данным картотеки уже можно судить, насколько занесенная в нее книга окажется полезной. По получении книги необходимо ознакомиться с ее оглавлением и указателем, чтобы найти интересующий вас материал. Если в ней есть указатель литературы, надо полагать, что вы попали «в самую точку» и натолкнулись на предмет поисков.
О материале по вопросам, выходящим за рамки текущих интересов, информацию можно получить в книгах. Они дают более исчерпывающие и, как правило, более авторитетные данные, чем журналы.
|
2. Указатели по периодической печати. Единственный хороший способ отыскать журнальную статью по специальному предмету - это обратиться к указателям или справочникам по периодике. Вдумывайтесь и решайте, какие статьи окажутся наиболее отвечающими назначению. Если не найдется заголовка, вполне соответствующего содержанию темы, продолжайте поиски, пока не остановитесь на подходящем названии.
3. Журналы общего характера. Разумеется, для текущей информации можно пользоваться злободневными статьями из обычных журналов. Нужно просматривать периодическую печать на журнальных полках библиотеки, чтобы иметь о ней общее представление. Но не приступайте сразу к ним с целью найти материал для речи. Сначала обратитесь к указателям.
4. Газеты. За наиболее свежей информацией и за материалом по вопросам, имеющим местное значение, нужно обращаться к газетам, хотя имеющиеся в них данные менее надежны и солидны, чем данные, которые содержатся в книгах или журналах. Учитесь определять ценность статей и самих газет исходя из политического направления самих газет. Конечно, из этого не следует, что заметка или даже специальная статья напечатанные в той или иной газете, обязательно отображают воззрения издателя.
5. Энциклопедии. Для дискуссий, тематически ограниченных и покоящихся на основе общепризнанных авторитетных данных, пользуйтесь обычными энциклопедиями. Перелистывайте разные энциклопедии, присматриваясь к их всеобъемлющему содержанию.
8. Литературные справочники. За литературными ссылками обращайтесь к сборникам цитат, сборникам пословиц и поговорок. В этих книгах содержатся отрывки, выражения, поговорки, взятые из литературы прошлого и современной, в соответствии с расположенными в алфавитном порядке основными тематическими понятиями.
|
9. Брошюры и бюллетени. Многие специальные работы издаются в виде брошюр и бюллетеней. Большинство общественных организаций и многие промышленные и просветительные организации таким путем доводят до общего сведения данные о своих достижениях. Помните, что персонал библиотеки всегда придет вам на помощь, если таковая понадобится.
В. Составление заметок
По вопросу о том, как составлять заметки, нет единого мнения. Но все согласны в одном - необходима какая-то система записи данных, подлежащих использованию.
Большинство авторитетов рекомендует делать записи на карточках. Преимущество карточек в том, что каждая справка регистрируется отдельно и без труда может быть найдена. Карточки легко разложить на столе, сгруппировать, перегруппировать; они легко обозримы, их быстро можно сравнивать и классифицировать. Главный недостаток - их не так удобно носить с собой, как блокноты.
При занесении справочного материала в карточку внизу приводится название источника, наверху - заголовок, содержащий указание, где именно материал может пригодиться.
Тщательное соблюдение следующих правил избавит от значительных затруднений:
1.Пользуйтесь карточками одинакового размера и пишите только на одной стороне.
2.На каждой карточке делайте только одну запись.
|
3.Сделайте больше записей, чем вам понадобится для подготовки речи.
4. Четко, при помощи кавычек, указывайте, является ли приводимая ссылка прямой цитатой.
Если это книга, необходимо привести полное имя автора, название книги, год издания, страницу (или страницы), с которой взят материал.
Если это журнал, необходимы имя автора, название статьи, название журнала, дата выпуска, страница.
Если это брошюра, укажите название организации, выпустившей ее, имена лиц (или группы лиц), собравших материал и составивших брошюру.
Если речь идет о передаче по радио или телевидению, укажите имя выступавшего, название сообщения, вещательную компанию, организацию, которая заказала программу.
Из справочника или антологии нужно взять имя автора отдельной заметки или статьи (если представится возможность).
Не ссылайтесь на издателя или на само издание как на автора. В большинстве энциклопедий указаны инициалы авторов в конце каждой статьи, и в начале тома приведены имена сотрудников.
Подводя итог, нужно сказать следующее. Не смущайтесь, если способы собирания материала в библиотеке и в других местах сначала покажутся сложными. Овладев ими, вы избавитесь от большой затраты времени и от лишних хлопот. Если усвоено, как пользоваться библиотекой, вы приобрели самое важное - исследовательские навыки и неутолимое желание знать досконально все по интересующему вас вопросу. Будьте настойчивы: факты, обнаруживаемые с наибольшим трудом, несомненно, самые необходимые для ясности и убедительности речи.