Д. Статистические данные




1. Роль статистических данных и их применение

Рассматривая явления в цифровом выражении и соотно­шении, мы количественно определяем и измеряем нашу дей­ствительность. Статистика - это факты в цифрах, подверга­ющихся сравнению или указывающих пропорциональность: «Сто крупнейших банков в настоящее время хранят у себя 46 процентов вкладов населения». Сама по себе статистика ка­жется сухой и отвлеченной, но для оратора она представляет два преимущества - точность и экономию изобразительных средств.

Каждый раз, когда нельзя пользоваться такими термина­ми, как все, никто или один, единственный способ быть точ­ным заключается в обращении к статистическим данным. Благодаря сочетанию точности и сжатости «сухая» статистика может придать материалу необычайно впечатляющую силу.

Е. Наглядные пособия

Если нужно описать или объяснить предмет, который мож­но доставить в аудиторию, проще всего показать его слушате­лям в натуре. Но если он слишком велик, слишком мал, черес­чур сложен, то можно дать его в виде изображения или моде­ли. В число наглядных пособий входят чертежи на доске, кар­ты, плакаты, иллюстрации, модели, образцы.

Всякое наглядное пособие привлекает внимание слушате­ля.

Но главное назначение наглядных пособий заключается в подкреплении устного изложения и даже в замене его в речи информационного содержания. Многие предметы, технические вопросы, формулы слишком сложны, чтобы дать представле­ние о них только путем устных объяснений. Изображение или диаграмма в несколько секунд пояснят то, на изложение чего пришлось бы затратить не менее часа. Необходимо только тща­тельно соблюдать следующие правила.

1. Пользуйтесь наглядными пособиями целесообразно

Если наглядный материал не существенно необходим для пояснения или возбуждения интереса к речи в целом, то при­менение его бессмысленно: он будет только отвлекать внима­ние слушателя от оратора и от того, что он говорит.

2. Приготовьте пособия до начала речи

Если данные, которые наносятся на доску, очень сложны, их лучше выписать на нее заранее, до начала речи. Для речей, произносимых в классе, лучше сделать это до заполнения класс­ной аудитории. Необходимо самому освоить весь материал це­ликом. Также следует прорепетировать объяснения, сопровож­дающие показ пособий.

 

3. Придайте наглядным пособиям общедоступный вид

Не включайте в чертежи, модели или таблицы словесных обозначений и вообще деталей, которые не были бы достаточ­но видны всем слушателям. Статистические таблицы часто бывают очень сложны и непонятны. Их содержанию нетрудно придать доступную форму диаграмм - линейных, плоско­стных, изобразительных и иных схематических обозначений, демонстрирующих размеры, тенденции и т. п. Сопровождая речь показом пособий, не становитесь между ними и слушате­лями.

 

4. Тесно свяжите речь с наглядными пособиями

Ваши суждения должны быть крепко увязаны с показом пособий. Какими бы простыми и ясными ни казались диаг­рамма или объект, слушатели всегда захотят, чтобы им точно указали связь темы с пособиями.

 

 

5. Говорите, обращаясь к слушателям, а не к пособиям

Станьте рядом с пособиями и обращайтесь непосредствен­но к аудитории, за исключением моментов, когда приходится показать какую-нибудь деталь. Пожалуй, главный недостаток при пользовании пособиями тот, что волей-неволей несколько отрываешься от слушателей.

 

6. Уберите пособие, как только миновала в нем надобность

Сотрите с доски все написанное, как только закончили с одними объяснениями и перешли к другим, иначе наглядный материал будет отвлекать внимание аудитории.

 

7. Держите пособия при себе

Не раздавайте изображений и предметов слушателям, если только они не тождественны и не имеют непосредственного отношения к вашим замечаниям, которые делаются при обо­зрении. Если слушатели заняты разглядыванием пособий, луч­ше сделать паузу.

Заключение

В этой курсовой работе исследовано шесть видов вспомогательного материала, применяемого при произнесении речи: определе­ния, сравнения, примеры, ссылки на авторитеты, статисти­ческие данные и наглядные пособия. Впрочем безотносительно к характеру речи полезно при­бегнуть к следующей проверке целесообразности данных средств.

1.Отвечают ли они моим намерениям и требованиям аудитории?

2.Достаточно ли они интересны, ясны и убедительны?

3.Можно ли сделать их еще интереснее, яснее, убедитель­нее, короче?

4.Позволит ли время применить их?

5.Нет ли данных, заслуживающих предпочтения?

6.Не будет ли целесообразнее обратиться к ним в другом
месте речи?

Оратор должен иметь ясное и определенное представление о том, что он будет говорить. Тема для выступления должна глубоко затрагивать оратора, вызывать у него глубокий интерес. Это должно быть нечто такое, что произвело на него сильное впечатление. «Разве помимо вашей воли вас не тянет к тому оратору, ум и сердце которого, как вы чувствуете, поглощены действительно важной идеей и он страстно стремится воздействовать на ваш ум и сердце?»

Тема для выступления должна глубоко затрагивать не только оратора, но и аудиторию. Некоторые люди, говоря о своих делах, совершают непростительную ошибку, – касаются только тех сторон, которые интересуют их самих, но совершенно не интересны тем, кто их слушает.

В процессе подготовки к публичному выступлению необходимо изучить свою аудиторию, подумать о нуждах, пожеланиях слушателей, и это часто обеспечивает половину успеха. Нужно прочитать как можно больше литературы по теме выступления, так как сведения, известные оратору, но не изложенные в его речи, придадут ей убедительность и яркость. Лютер Бербенк сказал однажды: «Я часто выращивал миллион растений, чтобы отобрать одно или два, обладающих исключительными свойствами.» Публичное выступление следует готовить примерно в том же духе – так же расточительно и с таким же жестким отбором. «Подберите сто мыслей и отбросьте из них девяносто»

 

Список использованной литературы:

 

1.Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А.,Михайлова О.А., Николина Н.А.

Русский язык. - М.: Наука, 2001.

2.Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. - М.: Наука, 2000.

3.Максимова В.И. Русский язык и культура речи. - М.: Гардарика,2001.

4.Грудина Л. Культура русской речи. - М.: ИНФРА-М, 2000.

5.Гируцкий А.А. Общее языкознание. - М.: Гетра-Сист, 2001.

6.Культура устной речи и письменной речи делового человека. - М.:

Наука, 2001.

7.Казарцева О.М. Культура речевого общения. - М.: Наука, 2001.

8.Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. - М.: УРАО, 2000.

9.Поль Л.Сопер. Основы искусства речи/Пер. с англ.Чижовой С.Д.-Ростов н/Д: Феникс, 2002.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: