1. Роль статистических данных и их применение
Рассматривая явления в цифровом выражении и соотношении, мы количественно определяем и измеряем нашу действительность. Статистика - это факты в цифрах, подвергающихся сравнению или указывающих пропорциональность: «Сто крупнейших банков в настоящее время хранят у себя 46 процентов вкладов населения». Сама по себе статистика кажется сухой и отвлеченной, но для оратора она представляет два преимущества - точность и экономию изобразительных средств.
Каждый раз, когда нельзя пользоваться такими терминами, как все, никто или один, единственный способ быть точным заключается в обращении к статистическим данным. Благодаря сочетанию точности и сжатости «сухая» статистика может придать материалу необычайно впечатляющую силу.
Е. Наглядные пособия
Если нужно описать или объяснить предмет, который можно доставить в аудиторию, проще всего показать его слушателям в натуре. Но если он слишком велик, слишком мал, чересчур сложен, то можно дать его в виде изображения или модели. В число наглядных пособий входят чертежи на доске, карты, плакаты, иллюстрации, модели, образцы.
Всякое наглядное пособие привлекает внимание слушателя.
Но главное назначение наглядных пособий заключается в подкреплении устного изложения и даже в замене его в речи информационного содержания. Многие предметы, технические вопросы, формулы слишком сложны, чтобы дать представление о них только путем устных объяснений. Изображение или диаграмма в несколько секунд пояснят то, на изложение чего пришлось бы затратить не менее часа. Необходимо только тщательно соблюдать следующие правила.
|
1. Пользуйтесь наглядными пособиями целесообразно
Если наглядный материал не существенно необходим для пояснения или возбуждения интереса к речи в целом, то применение его бессмысленно: он будет только отвлекать внимание слушателя от оратора и от того, что он говорит.
2. Приготовьте пособия до начала речи
Если данные, которые наносятся на доску, очень сложны, их лучше выписать на нее заранее, до начала речи. Для речей, произносимых в классе, лучше сделать это до заполнения классной аудитории. Необходимо самому освоить весь материал целиком. Также следует прорепетировать объяснения, сопровождающие показ пособий.
3. Придайте наглядным пособиям общедоступный вид
Не включайте в чертежи, модели или таблицы словесных обозначений и вообще деталей, которые не были бы достаточно видны всем слушателям. Статистические таблицы часто бывают очень сложны и непонятны. Их содержанию нетрудно придать доступную форму диаграмм - линейных, плоскостных, изобразительных и иных схематических обозначений, демонстрирующих размеры, тенденции и т. п. Сопровождая речь показом пособий, не становитесь между ними и слушателями.
4. Тесно свяжите речь с наглядными пособиями
Ваши суждения должны быть крепко увязаны с показом пособий. Какими бы простыми и ясными ни казались диаграмма или объект, слушатели всегда захотят, чтобы им точно указали связь темы с пособиями.
5. Говорите, обращаясь к слушателям, а не к пособиям
Станьте рядом с пособиями и обращайтесь непосредственно к аудитории, за исключением моментов, когда приходится показать какую-нибудь деталь. Пожалуй, главный недостаток при пользовании пособиями тот, что волей-неволей несколько отрываешься от слушателей.
|
6. Уберите пособие, как только миновала в нем надобность
Сотрите с доски все написанное, как только закончили с одними объяснениями и перешли к другим, иначе наглядный материал будет отвлекать внимание аудитории.
7. Держите пособия при себе
Не раздавайте изображений и предметов слушателям, если только они не тождественны и не имеют непосредственного отношения к вашим замечаниям, которые делаются при обозрении. Если слушатели заняты разглядыванием пособий, лучше сделать паузу.
Заключение
В этой курсовой работе исследовано шесть видов вспомогательного материала, применяемого при произнесении речи: определения, сравнения, примеры, ссылки на авторитеты, статистические данные и наглядные пособия. Впрочем безотносительно к характеру речи полезно прибегнуть к следующей проверке целесообразности данных средств.
1.Отвечают ли они моим намерениям и требованиям аудитории?
2.Достаточно ли они интересны, ясны и убедительны?
3.Можно ли сделать их еще интереснее, яснее, убедительнее, короче?
4.Позволит ли время применить их?
5.Нет ли данных, заслуживающих предпочтения?
6.Не будет ли целесообразнее обратиться к ним в другом
месте речи?
Оратор должен иметь ясное и определенное представление о том, что он будет говорить. Тема для выступления должна глубоко затрагивать оратора, вызывать у него глубокий интерес. Это должно быть нечто такое, что произвело на него сильное впечатление. «Разве помимо вашей воли вас не тянет к тому оратору, ум и сердце которого, как вы чувствуете, поглощены действительно важной идеей и он страстно стремится воздействовать на ваш ум и сердце?»
|
Тема для выступления должна глубоко затрагивать не только оратора, но и аудиторию. Некоторые люди, говоря о своих делах, совершают непростительную ошибку, – касаются только тех сторон, которые интересуют их самих, но совершенно не интересны тем, кто их слушает.
В процессе подготовки к публичному выступлению необходимо изучить свою аудиторию, подумать о нуждах, пожеланиях слушателей, и это часто обеспечивает половину успеха. Нужно прочитать как можно больше литературы по теме выступления, так как сведения, известные оратору, но не изложенные в его речи, придадут ей убедительность и яркость. Лютер Бербенк сказал однажды: «Я часто выращивал миллион растений, чтобы отобрать одно или два, обладающих исключительными свойствами.» Публичное выступление следует готовить примерно в том же духе – так же расточительно и с таким же жестким отбором. «Подберите сто мыслей и отбросьте из них девяносто»
Список использованной литературы:
1.Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А.,Михайлова О.А., Николина Н.А.
Русский язык. - М.: Наука, 2001.
2.Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. - М.: Наука, 2000.
3.Максимова В.И. Русский язык и культура речи. - М.: Гардарика,2001.
4.Грудина Л. Культура русской речи. - М.: ИНФРА-М, 2000.
5.Гируцкий А.А. Общее языкознание. - М.: Гетра-Сист, 2001.
6.Культура устной речи и письменной речи делового человека. - М.:
Наука, 2001.
7.Казарцева О.М. Культура речевого общения. - М.: Наука, 2001.
8.Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. - М.: УРАО, 2000.
9.Поль Л.Сопер. Основы искусства речи/Пер. с англ.Чижовой С.Д.-Ростов н/Д: Феникс, 2002.