Виды конфликтов в педагогической деятельности.




1. Конфликт «Преподаватель - Администратор» является очень распространенным и наиболее трудно преодолимым.

2. Конфликт «Преподаватель - Преподаватель». Это могут быть конфликты между молодыми учителями и учителями со стажем работы; между учителями, преподающими разные предметы (например, между физиками и словесниками); между учителями, преподающими один и тот же предмет; между учителями, имеющими звание, должностной статус и не имеющими их;

3. Конфликт «Преподаватель - обучающийся». Это конфликты на фоне деятельности, возникающие по поводу успеваемости обучающегося; конфликты за поведение (поступки), возникающие по поводу нарушения обучающимся правил поведения в учебном заведении и вне его и на фоне отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений обучающихся и преподавателей.

Причины возникновения конфликтов довольно разнообразны. Иногда можно видеть сразу несколько причин. Например, старт конфликта вызвала одна причина, а затяжной характер ему придала другая.

Следует различать понятия "конфликт" и "конфликтная ситуация", разница между ними очень существенна.

Конфликтная ситуация - такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Главная черта конфликтной ситуации – это возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы.

То есть в процессе развития столкновения конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту и является его основой.

Сегодня тема нашегоразговора профилактика конфликтных ситуаций из разряда «Преподаватель - обучающийся».

В процессах предупреждения конфликтности необходимо помнить и об элементарных конфликтогенах, определяющих начальный импульс конфликта - словах и действиях.

Слова – конфликтогены:

- выражающие недоверие, например, "вы меня обманываете", "я вам не верю", "вы не разбираетесь" и другие;

- слова - оскорбления - негодяй, подонок, дурак, ничтожество...;

- угрозы - "мы еще встретимся", "я вам это запомню" и другие;

- насмешки – клички "очкарик", "дистрофик", "лопоухий" и другие;

- слова - сравнения - свинья, скотина и прочие;

- слова - долженствования - "вы должны", "вы обязаны" и другие;

- категоричность - всегда, никогда, никто и т.д.

 

Действия – конфликтогены:

- стремление к превосходству;

- прямое проявление превосходства;

- снисходительные отношения;

- хвастовство;

- излишняя уверенность в своей правоте;

- навязывание своих советов и образа мысли и действий;

- нарушение принятой в социуме этики отношений;

- перебивание собеседника;

- общая и частная агрессивность;

- создание заведомо проигрышной для собеседника ситуации и многое другое.

 

Управлять конфликтом, прогнозировать его развитие и уметь разрешать - своеобразная “техника безопасности” педагогической деятельности.

Предконфликтная ситуация возникает обычно не внезапно, а постепенно. Важно вовремя определить, что эмоциональный накал начинает превышать допустимый, и грамотно прекратить его.

Первым этапом на пути предупреждения конфликта является его обнаружение. Педагог обнаруживает предконфликт, фиксируя изменения отношения подростков (по вербальному или невербальному проявлению) – это мимика, жесты, реплики и т.д.

Например, даже размещение студентов в аудитории может изначально, в общих чертах, показать мотивацию студентов, их настрой на занятие и степень готовности к нему.

- В первые ряды, перед преподавателем, садятся подготовленные студенты, готовые к общению.

- Как вариант, на центральных местах могут быть демонстративные люди, желающие обратить на себя всеобщее внимание. Для них вступление в конфликтную ситуацию является одним из способов привлечения внимания к своей персоне.

- По краям сбоку и в задних рядах садятся “наблюдатели”, по каким либо причинам не желающие принимать активного участия в происходящем. Они готовы к вступлению в конфликтую ситуацию для ухода от учебного процесса, поэтому требуют повышенного внимания со стороны педагога.

Вторым этапом профилактики конфликта становится анализ ситуации. Здесь учитывается все: обстоятельства, реплики, психологический настрой как отдельных обучающихся и педагога, так и всей группы, история развития взаимоотношений, курс, уровень индивидуального развития и многое другое.

После того как картина события воссоздана, педагогу следует проанализировать сложившуюся ситуацию, то есть определить взгляды, стремления и интересы каждой из сторон.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: