ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4. ГИГИЕНА ПИТАНИЯ. ПИТАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ.
Задание: Решите задачи, пользуясь нормативами. (Задачи №1-6 общие, №7,8 – индивидуальные).
Для решения задач будут нужны следующие материалы:
· Физиологические нормы питания (см. в обсуждениях группы) – для решения всех задач.
· Группы труда по интенсивности энергозатрат (см. стр. 6 этого документа) – если по условию задачи человек относится к трудоспособному населению.
· Лечебное питание (диеты) (см. в обсуждениях группы) – если по условию у человека есть какое-либо заболевание.
· Лечебно-профилактическое питание (см. в обсуждениях группы) – если по условию человек работает на вредном производстве.
Задача 1.
При гигиеническом анализе фактического питания студента (20 лет, масса тела – 65 кг) выявлено, что содержание в его рационе витамина С (с учетом потерь при кулинарной обработке) составило 25 мг/сут, а витамина А (в ретиноловом эквиваленте) – 580 мкг. При опросе студент жаловался на общую слабость, быструю утомляемость, частые респираторные заболевания, кровоточивость десен. При обследовании у студента выявлено ороговение кожи на локтевых сгибах, сужение поля зрения, нарушение темновой адаптации.
Задания:
1. Определите, для каких витаминов характерна данная картина гиповитаминозного состояния.
2. Оцените обеспеченность организма витаминами А и С.
3. Дайте рекомендации по устранению данных проявлений гиповитаминозов.
Задача 2.
Рабочая кондитерской фабрики 28 лет (масса тела – 55 кг) обратилась к врачу с жалобами на чувство слабости и боли в ногах, на быструю утомляемость ног при ходьбе. В беседе с ней были обнаружены существенные недостатки в питании: ежедневное употребление кондитерский изделий, регулярное – пшеничного хлеба из муки высшего сорта, а также манной каши и каши из полированного риса. У рабочей при пальпации была выявлена болезненность икроножных мышц. Кроме того выявлена повышенная ломкость капилляров кожи.
Задание:
1. Определите, для каких витаминов характерна данная картина гиповитаминозного состояния.
2. Рассчитайте суточную потребность рабочей в аскорбиновой кислоте.
3. Дайте рекомендации по устранению проявлений гиповитаминоза.
Задача 3.
Служащая банка 35 лет (масса тела – 70 кг) обратилась к врачу с жалобами на учащение у нее респираторных заболеваний и резкое ухудшение способности видеть предметы в сумерках. При сборе анамнеза выяснилось, что больная – строгая вегетарианка. При обследовании у нее выявлен фолликулярный гиперкератоз и нарушение нормального цветоощущения.
Задание: дайте рекомендации по устранению проявлений гиповитаминоза.
Ответьте на вопросы:
1. Для какого витамина характерна данная картина гиповитаминозного состояния?
2. Какие дополнительные исследования нужно назначить пациентке для подтверждения диагноза?
Задача 4.
В таблице представлен суточный пищевой рацион студентки 22 лет (рост – 165 см, вес – 53 кг).
Показатели | Количество |
Белки, г в том числе животные | |
Жиры, г | |
Углеводы, г | |
Энергетическая ценность, ккал | |
Минеральные вещества, мг: · Кальций · Фосфор · Железо | |
Витамины, мг: · С · В1 · В2 · РР · А | 2,5 2,8 2,5 1,5 |
Задания:
1. Дайте заключение об адекватности пищевого рациона по калорийности.
2. Оцените сбалансированность пищевых веществ в рационе.
3. Исходя из существующих норм питания, укажите, кому можно рекомендовать данный рацион питания по энергетической ценности с учетом пола, возраста и интенсивности труда.
Задача 5.
Суточный хронометраж студента 20 лет (вес 70 кг) представлен в таблице:
№ | Вид деятельности | Продолжительность, мин | Энергетический коэффициент, ккал/кг/мин | Энергозатраты, ккал/мин |
1. | Сон | 480 х | 0,0155 = | 7,44 |
2. | Зарядка | 15 х | 0,0648 = | |
3. | Одевание, раздевание | 20 х | 0,0498 = | |
4. | Уборка постели, личная гигиена | 15 х | 0,0329 = | |
5. | Прием пищи | 95 х | 0,0236 = | |
6. | Слушание лекций | 170 х | 0,0266 = | |
7. | Практические и семинарские занятия | 230 х | 0,0250 = | |
8. | Перерывы | 20 х | 0,0455 = | |
9. | Езда в транспорте | 80 х | 0,0267 = | |
10. | Ходьба | 90 х | 0,0597 = | |
11. | Отдых сидя | 30 х | 0,0269 = | |
12. | Подготовка к занятиям | 165 х | 0,0250 = | |
13. | Игра в шахматы | 30 х | 0,0242 = | |
ВСЕГО | 1440 мин | ___________ккал/кг |
Задание: Определите суточный расход энергии студента.
Необходимо умножить число из третьего столбца на число из четвертого, записать ответ в последний столбец (первый результат уже рассчитан как пример). Затем сложить полученные результаты, записать результат в строке ВСЕГО. Затем полученную сумму нужно умножить на вес студента – это и будут энергозатраты студента.
Задача 6.
Суточные затраты энергии студента 20 лет составляют 2500 ккал. Калорийность рациона 2100 ккал. Содержание белков в рационе – 70 г, из них растительно происхождения – 60 г; жиров – 70 г, из них растительного происхождения – 30 г; углеводов – 297 г; кальция – 800 мг; фосфора – 800мг; магния – 200 мг; витамина А – 0,3 мг; каротина – 1 мг; витамина В1 – 1,3 мг; В2 – 1,6 мг; С – 50 мг.
Режим питания характеризуется 3-кратным приемом пищи, без соблюдения постоянства во времени приема. Интервал между завтраком и обедом – 7 ч, между обедом и ужином – 5 ч. Время завтрака – 10 мин. Продолжительность обеда – 25 мин, ужина – 15 мин. Калорийность завтрака составляет 20% от суточной калорийности, обеда – 35%, ужина – 45%.
Задание: оцените адекватность индивидуального питания.
Индивидуальные задачи:
Беляева О.В. Задача 7. Определите энергозатраты для рабочего-станочника 20 лет, определите физиологические потребности в белках, жирах и углеводах. Перечислите продукты, которые следует рекомендовать для питания этого человека. Задача 8. Определите энергозатраты для юноши 16 лет. Укажите потребность в белках, жирах и углеводах, минеральных веществах. Перечислите продукты, которые следует рекомендовать для питания этого человека. |
Венедиктова А.В. Задача 7. Составьте рацион питания для мужчины 70 лет, пенсионера. Укажите потребность в белках, жирах и углеводах, минеральных веществах. Перечислите продукты, которые следует рекомендовать для питания этого человека. Задача 8. Определите калорийность рациона для больного человека 30 лет, находящегося в больнице по поводу заболевания почек. Укажите содержание белков, жиров и углеводов в рационе. Перечислите набор продуктов, которые следует включать в рацион питания, а также продукты, которые не рекомендуется употреблять при данном заболевании. |
Волочай Е.Э. Задача 7. Определите энергозатраты ребенка 5 лет, его физиологические потребности в белках, жирах, углеводах. Укажите перечень продуктов, наиболее ценных источников белков, жиров и углеводов для детей этого возраста. Задача 8. Определите энергозатраты для работающего в условиях неорганических соединений свинца. По интенсивности труда выполняемая работа относится к третьей группе. Возраст 24 года. Укажите потребность в белках, жирах и углеводах. Перечислите продукты, которые следует рекомендовать для питания этого человека. |
Дуборова Ю.Д. Задача 7. Определите энергозатраты для сельскохозяйственного рабочего 35 лет в период уборки урожая. Определите физиологическую потребность в белках, жирах и углеводах. Перечислите продукты, которые следует рекомендовать для питания этого человека. Задача 8. Определите энергозатраты для беременной женщины 25 лет (1 группа труда). Укажите потребность в белках, жирах и углеводах, минеральных веществах. Перечислите продукты, которые следует рекомендовать для питания, и продукты, которые следует исключить из рациона. |
Мотылькова Е.Н. Задача 7. Определите энергозатраты для рабочего-станочника 40 лет, определите физиологические потребности в белках, жирах и углеводах. Перечислите продукты, которые следует рекомендовать для питания этого человека. Задача 8. Определите энергозатраты для юноши 16 лет. Укажите потребность в белках, жирах и углеводах, минеральных веществах. Перечислите продукты, которые следует рекомендовать для питания этого человека. |
Смирнова Л.В. Задача 1. Определите энергозатраты для врача-хирурга (мужчина, 40 лет), определите физиологические потребности в белках, жирах и углеводах. Перечислите продукты, которые следует рекомендовать для питания этого человека. Задача 2. Определите энергозатраты для юноши 16 лет. Укажите потребность в белках, жирах и углеводах, минеральных веществах. Перечислите продукты, которые следует рекомендовать для питания этого человека. |
Смирнова М.Ю. Задача 1. Составьте рацион питания для женщины 70 лет, пенсионерки. Укажите потребность в белках, жирах и углеводах, минеральных веществах. Перечислите продукты, которые следует рекомендовать для питания этого человека. Задача 2. Определите калорийность рациона для больного человека 25 лет, находящегося в больнице по поводу заболевания желудка (язвенная болезнь). Укажите содержание белков, жиров и углеводов в рационе. Перечислите набор продуктов, которые следует включать в рацион питания, а также продукты, которые не рекомендуется употреблять при данном заболевании. |
Чапкевич Е.Г. Задача 1. Определите энергозатраты для ветеринарного врача (девушка, 25 лет). Определите физиологическую потребность в белках, жирах и углеводах. Перечислите продукты, которые следует рекомендовать для питания этого человека. Задача 2. Определите энергозатраты для беременной женщины 25 лет (1 группа труда). Укажите потребность в белках, жирах и углеводах, минеральных веществах. Перечислите продукты, которые следует рекомендовать для питания, и продукты, которые следует исключить из рациона. |
Группы труда по интенсивности энергозатрат
I. Работники преимущественно умственного труда: руководители предприятий, медицинские работники (кроме санитаров, медицинских сестер и хирургов), воспитатели и педагоги (кроме спортивных), работники науки, литературы, печати, культурно-развлекательных комплексов, секретари, диспетчеры, делопроизводители и др.
II. Работники легкого физического труда, деятельность которых связана с небольшими физическими нагрузками: агрономы, зоотехники, ветеринарные работники, швеи, работники сферы обслуживания, связи, часовой промышленности, медицинские сестры, санитары, продавцы промтоварных магазинов, преподаватели, инструкторы физкультуры и спорта, тренеры и др.
III. Работники среднего физического труда: станочники (метало- и деревообработка), наладчики, настройщики, слесари, врачи-хирурги, химики, текстильщики, обувщики, водители транспорта, работники пищевой промышленности и общественного питания, продавцы продовольственных магазинов, железнодорожники, полиграфисты, крановщики, машинисты подъемно-транспортных механизмов и др.
IV. Работники тяжелого физического труда: строители, горнорабочие (занятые на поверхностных работах), механизаторы, плотники, работники сельского хозяйства, такелажники, стропальщики, работники нефтяной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, металлурги, литейщики (кроме тех, кто относится к V группе) и др.
V. Работники особо тяжелого физического труда: вальщики леса, рабочие по разделке древесины, горнорабочие, занятые на подземных работах, сталевары, каменщики, бетонщики, землекопы, грузчики в производстве строительных материалов (труд которых не механизирован) и др.