Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) – крупнейший представитель немецкой классической философии и один из величайших философов в истории человечества. Явился творцом диалектики как совокупности методов и приемов познания мира. Основные работы: «Энциклопедия философских наук» и «Феноменология духа».
Идеализм: Совокупность философских концепций и учений, основывающихся на приоритете духовного над материальным, на приоритете сознания над материальными вещами, субъективного над объективным. Идеализм утверждает, что наше сознание (индивидуальное или коллективное) выстраивает мир под себя, делает материальные объекты (вещи) своими орудиями, подстраивает под себя природу. В противовес идеализму, материализм исходит из другой установки – наше сознание определено тем материальным миром, в котором мы существуем. Если взять наиболее наглядный и простой пример, то, с точки зрения материалиста, суровые условия жизни первобытного человека заставляли его постоянно думать о выживании и изобретать все боле совершенные орудия охоты, строить жилища, заниматься ремеслом и развивать свое сознание все сильнее и сильнее. Наоборот, с точки зрения идеалиста, постоянные раздумья человека о своем существовании в таких тяжелых условиях, приводили его к идеям о совершенствовании орудий труда, постройке жилищ и создании все более новых удобств.
Сознание или дух являются принадлежностью каждого конкретного человека, т.е. индивидуальны. Но сознание может рассматриваться в философии и вне связи с конкретным человеком, т.е. выступать в качестве некоей особой сущности, в качестве внечеловеческого сознания, охватывающего собой все мирозданье, являющегося абсолютным сознанием или абсолютным духом, которое также можно именовать первопричиной всего сущего, и, одновременно, силой, приводящей в движение, упорядочивающей и направляющей все протекающие в природе и в обществе процессы, т.е. Богом. И именно на таком понимании сознания, как Абсолюта, строится идеализм Гегеля, потому и получивший название абсолютного идеализма.
|
Идеализм Гегеля. Идеализм Гегеля явился плодом его размышлений о движущих силах природы и общества. Подобно Канту наблюдая успехи в подтверждении открытых Ньютоном законов небесной и земной механики, а также наблюдая современные ему исторические процессы, в которые были втянуты миллионы людей (Североамериканская и Великая Французская революции, наполеоновские войны), Гегель пришел к выводу о том, что существование Вселенной, существование человечества имеет место потому, что имеет место их движение, непрерывность процессов рождения, развития во времени и пространстве, умирания. Т.е. движение является формой существования любой материии – физической или социальной. Но такое движение не является хаотичным и бестолковым, оно упорядочено в движении небесных тел, оно упорядочено также и в том, что миллионы людей, движимые идеей, меняют свои условия жизни, меняют одни политические и культурные установки на совершенно другие, меняют политическую карту не только Европы, но и всего мира. Это может означать, что есть нечто, некая сущность, которая задает это движение и направляет его по определенному пути, сущность, которая заставляет развиваться Вселенную именно так, а не иначе. Которая влияет на индивидуальное сознание каждого из миллионов людей, соединяя их в общество и заставляя развиваться в качестве единого организма, т.е. подчиняя некоей единой задаче и единому смыслу личные цели жизни каждого человека. Эта идея является абсолютной в том смысле, что ее наличие никак не связано с наличием каждой отдельной вещи или каждого отдельного человека. А будучи философской идеей, эта абсолютная идея может вообще рассматриваться не в связи с природой и обществом, а как полностью абстрактное явление, как феномен.
|
Представление Гегеля об Абсолютной идее или Абсолютном духе имеет и другое объяснение. Наша мысль всегда направлена на какой-то объект. Мы всегда думаем о чем-то конкретном. Поэтому наша мысль и то, о чем мы думаем, т.е. объект нашей мысли, не тождественны друг другу. Мыслью можно в принципе объять все объекты, весь мир, включая самого человека, и при этом такая мысль не будет тождественна тому, что является ее объектами. Всеохватность такой мысли и ее отдельность от человека делают ее абсолютной.
Однако, по Гегелю, точная картина мира и точное понимание всех происходящих в мире процессов возможны только тогда, когда объект и мысль об объекте объединены в одно целое. Если есть некий предмет, например, стакан, и я думаю об этом стакане, представляя себе его массу, форму, цвет, материал, из которого он сделан, стакан становиться мною осознаваем. Соответственно, если речь идет об Абсолютном мышлении, объектом которого являеется все сущее в этом мире, единство Абсолюта и всех этих объектов складвается в полную картину миропорядка, в осознание и систематизацию всего, что только существует и происходит в мире. Именно исходя из этой идеи, Гегель считал свою философскую систему наиболее всеохватной, итогом всего того, что было сделано в области объяснения картины мирозданья до него.
|
Сложность понимания представлений Гегеля об Абсолютном сознании или Абсолютном духе заключается в том, что эта концепция является чисто умозрительной. Она не может быть проверена опытным путем. Наличие или отсутствие Абсолюта не ощущается человеком, но может быть им принято в качестве веры или отвергнуто, аналогично вере в Бога. И в этом смысле гегелевский Абсолют и Бог являются одним и тем же, выражают одинаковую идею всемирного упорядочивания жизни и придания смысла любым природным и социальным процессам.
Интересно отметить, что поскольку дарвиновское учение об эволюции видов в живой природе, открытие и изучение останков древних животных, а также понимание расширения Вселенной, зарождения, развития и умирания небесных тел, возникло уже после смерти Гегеля, он считал природу движущейся, но не развивающейся материей. Движение в природе, по Гегелю, заключается только в постоянном повторении всего того, что уже в ней существовало. Наоборот, человечество в своем движении постоянно развивается, что и позволяет говорить о том, что оно имеет историю.
Противоречие философии Гегеля состоит в том, что совершенно новые, изменившие наше представление о мире и подтвержденные опытом диалектические законы существования и развития природы и общества (закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественного в качественное, закон отрицания отрицания) Гегель использовал для философского обоснования системы мирозданья, в которой царствует Абсолютный дух, т.е. некая сущность, которая заведомо не может быть познана и доказана человеком ни через свои ощущения, ни посредством размышления.