Термин «право» в русском языке имеет двоякое значение: во-первых, употребляемое только в единственном числе, это слово означает совокупность или систему правил поведения, норм, существующих объективно, независимо от того или иного человека, субъекта. Это – объективное право. Но этим же термином обозначается возможность субъекта, человека притязать на что-то, требовать чего-то, пользоваться чем-то. Это – субъективное право, оно не существует в отрыве от человека (или организации), то есть от субъекта, обладателя этого права.
С. Сироткин в своей работе «Старшеклассникам о праве и правах человека» ссылается на следующее определение «прав человека» – это признаваемые обществом и международным сообществом определённые реальные социальные возможности для отдельных лиц, их объединений по удовлетворению ими своих естественных и социальных потребностей и соответствующих притязаний, гарантии которых обеспечивают достойное и справедливое, свободное и ответственное развитие и активное участие личности в многообразных общественных, в том числе правовых отношениях»2.
Гражданские права в российском правовом обиходе называют личными правами, поскольку гражданские права обеспечивают личное пространство свободы, положение свободного человека, неприкосновенность личности.
1 сентября -1класс. Ученик понимает, что он пришел в 1 класс. Это большой праздник в его жизни, но и большая ответственность, а это для него сложно. Ответственность ложится не только на плечи ученика-первоклашки. Это должны прочувствовать родители. Родители понимают, что их ребёнок имеет право получить основной общеобразовательный курс бесплатно, это гарантирует Конституция РФ (статья 43) и закон «Об образовании». А Статья 2. Гласит, что «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации». Но большинство из взрослых не знакомы с этим документом, поэтому и отношения складываются не всегда хорошо. Зато в школе их знакомят с Уставом школы, который является учредительным документом Школы и основным организационным документом, регламентирующим деятельность Школы. И в общих положениях в п. 1.2. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Муниципальная средняя общеобразовательная школа» (именуемое в дальнейшем «Школа»), учреждено решением учредителя, принятым в соответствии с законом РФ «Об образовании», в целях реализации права граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Этот документ в обязательном порядке предоставляется родителям, когда они приносят документы в школу. Тем самым школа выполняет пункт 4 Статьи 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Государство уже позаботилось об интересах детей. И директор школы, Наталья Ивановна, говорит, что этот документ мы просим прочитать родителей очень внимательно. Устав школы основан на Конституции РФ (статья 43) и законе «Об образовании».
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах:
В одном из пунктов Статьи 9. О «Мерах по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания» написано, что «В образовательных учреждениях и иных осуществляющих образовательный и воспитательный процессы учреждениях, а также в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка». В нашей школе пункт 4 ст.9 внесен в Устав школы.
Вместе с правами у ребёнка появляются и обязанности в школе. И что бы здесь не было недоразумений, обратимся к Федеральному Закону. Целью государственной политики в интересах детей является: формирование правовых основ гарантий прав ребенка.
В статье 29 «Всеобщей декларации прав человека» записано: «Каждый человек имеет свои обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности».
«Обязанности – это необходимое и должное поведение человека, предписанное законами и нормами нравственности».2 Таким образом, конкретных прав без обязанностей не бывает.
Права и свободы человека и гражданина существуют в неразрывной связи с обязанностями индивида перед обществом и его членами, каждое право порождает обязанность и наоборот. Учащиеся 9-11 классов с этим полностью согласились, но честно признались, что как-то над этим не задумывались.
А в Уставе школы обязанности учащихся прописаны и, придя в 10 класс, они читали договор, в котором нельзя не прочитать об обязанностях.
Каждый ученик обязан:
-соблюдать Устав и правила общеобразовательного заведения;
-добросовестно учиться;
-посещать занятия, входящие в основную образовательную программу, в соответствии с расписанием;
-бережно относиться к имуществу школы;
-уважать честь и достоинство других учеников и работников школы;
-выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка.
И все-таки, право является основным регулятором отношений в обществе. Отношение к праву в обществе показывает уровень правовой культуры населения. Знание законов и общая правовая культура являются одними из важных условий соблюдения прав.
Школа формирует у учащихся основную систему правовых и нравственных представлений. Поэтому особую значимость приобретает оценка ребят их правового положения в школе, нормативного регулирования школьной жизни, и возможности самому влиять на управление собственной жизнью и школьными делами.