В логопедии термины «фонетико-фонематическое недоразвитие» (ФФН) и «общее недоразвитие речи» (ОНР) используются для обозначения несформированности тех или иных структурных компонентов речевой системы при различных речевых расстройствах. ОНР может наблюдаться при синдроме дизартрии, ринолалии, алалии, афазии.
По клиническому составу категория детей с ОНР неоднородна, в связи с чем ее делят на 3 группы:
· неосложненные формы ОНР (у детей с минимальной мозговой дисфункцией: недостаточной регуляцией мышечного тонуса, моторных дифференцировок, незрелостью эмоционально-волевой сферы и т. д.)
· осложненные формы ОНР (у детей с неврологическими и психопатическими синдромами: церебрастеническим, гипертензионно-гидроцефалическим, судорожным, гипердинамическим и др.)
· грубое недоразвитие речи (у детей с органическими поражениями речевых отделов головного мозга, например, при моторной алалии)..
В анамнезе детей с ОНР часто выявляется внутриутробная гипоксия, резус-конфликт, родовые травмы, асфиксия; в раннем детстве –черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.
Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики.
|
.
В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.
Общее недоразвитие речи – диагноз, который может быть поставлен ребенку в дополнение к дизартрии, дислалии, афазии или ринолалии. Намного реже он встречается самостоятельно. Прогноз коррекции этого заболевания зависит от уровня дефекта, который должен определить логопед во время диагностического занятия.
Общее недоразвитие речи: второй уровень
Второй уровень ОНР отличается от первого в основном тем, что ребенок использует в общении с другими людьми не только лепет и жесты, но и самые простые слова из общего обихода. Понять их неподготовленному человеку довольно сложно, например «яка» может быть «яблоком», «матик» означать «мальчик». Ребенок уже пробует использовать правила грамматики, но пока только в словах, где ударение приходится на последний слог, например «пол-полы», «идти-идет». В остальном грамматически речь построена неправильно.
|
Ребенок со вторым уровнем ОНР говорит мало, в основном перечисляя простые предметы из своего окружения и называя несложные действия. Построить рассказ по картинке он способен лишь с помощью наводящих вопросов. Ответы малыша будут короткими, состоящими из 2-3 слов, но все же с точки зрения грамматики построенные чуть более правильно, чем у детей с первым уровнем ОНР. Однако если изображенные на картинке предметы будут непривычными для ребенка и ему для рассказа нужно будет употреблять малознакомые слова, то он сразу же забудет обо всех правилах грамматики. Дело в том, что для таких детей изменения в роде и падеже неважны с точки зрения смысла речи, поэтому они изменяют слова случайно, допуская при этом много ошибок.
Такие дети не умеют обобщать, им сложно выбрать предметы по одному признаку среди других, нарисованных на картинке, например одежду или посуду. При этом они могут использовать одно слово для обозначения целой серии предметов, например называют деревом цветы, кусты и любые деревья, водой любой напиток – от чая до сока.
У ребенка очень скудный словарный запас, он не знает многие слова, даже используемые в бытовом значении, не умеет называть части предметов, например в руке не выделяет пальцы и ладонь, среди машин не называет троллейбус, автобус. Он не разбирается в формах, цветах, материалах.